Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Условия, обеспечивающие усвоение понятий
Организуя работу по формированию грамматического понятия, учитель должен помнить о тех методических условиях, которые обеспечат эффективное усвоение данного понятия: 1) Активная умственная деятельность учащихся. 2) Целенаправленная работа над развитием у учащихся лингвистического отношения к слову и предложению. 3) Осознание существенных и несущественных признаков понятия. 4) Включение нового понятия в систему ранее изученных. 5) Раскрытие сущности связи языковых категории в процессе изучения новой категории. 6) Наглядное изучение понятия. Работа над развитием лингвистического отношения к слову и предложению. Лингвистическое отношение к слову и предложению формируется у учащихся в процессе усвоения теоретических знаний, развития абстрактного мышления и означает прежде всего осознание взаимодействия семантической и грамматической сторон языка (содержания и грамматических средств его выражения). Сознательное овладение языком идет в параллели с формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам: слову, морфеме, словосочетанию, предложению. Развитие лингвистического отношения к слову осуществляется по мере того, как у ученика формируются умения: — выполнять звуко-буквенный анализ слова и соотносить звуковую и графическую сторону слова; — проводить морфемный анализ и понимать роль морфем в передаче лексического значения слова; — проводить грамматический анализ и понимать связи между принадлежностью слова к определенной части речи и грамматическими признаками слова (род, число, падеж и т.д.). Лингвистическое отношение формируется постепенно и может быть разноуровневым: уровень узнавания, уровень осознания. Например, второклассники могут найти в предложении словосочетания, но сказать, как (с помощью чего) связаны слова, входящие в словосочетание, объяснить не могут. А в третьем классе ученики уже могут сказать: связаны слова только с помощью окончания или с помощью окончания и предлога. Это и есть уровень осознания сущности связи слов в словосочетании. Осознание существенных и несущественных признаков понятия. Для успешного формирования понятий предметом осознания учащихся должны быть не только существенные, но и несущественные признаки понятия. Выделение несущественных признаков предупреждает ошибки ложного обобщения, выражающегося в том, что учащиеся несущественный признак принимают за существенный и берут его в качестве ориентира для определения понятия. Например, при первоначальном знакомстве с однокоренными словами и корнем выяснился следующий факт: в классах, в которых в качестве исходного материала использовались только бесприставочные слова, часть детей в выводе о корне ошибочно отметила, что корень стоит в начале слова. Сделать предметом осознания учащихся существенный и несущественный признаки понятия — это значит предупредить ложное обобщение, это значит предупредить ошибку и способствовать усвоению. Включение нового понятия в систему ранее изученных — важнейшее условие усвоения понятия, применения знаний в речевой практике. Установление связей между понятиями составляет фундамент системы знаний по русскому языку, фундамент осознанного овладения языком. Связи между понятиями обеспечивают применения теоретических знаний при решении практических задач (грамматических, орфографических, речевых и т.д.). Младшие школьники должны усвоить следующие основные связи: — морфологические вопросы, на которые отвечают слова и грамматические признаки этих слов; — часть речи — член предложения; — род, число, падеж имени существительного — род, число, падеж имени прилагательного; — предлог — падеж; — род имени существительного — окончание в именительном падеже — тип склонения; — суффикс глагола в неопределенной форме — тип спряжения; — существительное в именительном падеже — подлежащее; в косвенном падеже — второстепенный член предложения; — личное местоимение — лицо глагола; — общий корень — смысловая общность однокоренных слов; — лексическое значение слова — его морфемный состав. —лексическое значение слова — его морфемный состав; Раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории осуществляется после изучения в отдельности каждой из рассматриваемых категорий или одной из них. Например, связь между лексическим значением слова и его морфемным составом рассматривается сразу же при изучении частей слова, так как иначе роль той или иной морфемы раскрыть невозможно; учитель изменяет состав слова и показывает, как в зависимости от этого изменяется смысл слова, за счет какой части слова происходят изменения: входить, переходить, уходить; часовой, часовщик; строитель, читатель. Поскольку изучение любого грамматического материала имеет практическую направленность, важно научить школьников пользоваться знаниями о связях при решений практических задач: при написании слов, при построений предложений, при анализе слов и т.д. Понимание связей постоянно углубляется, так как поле связей может включать не два, а три и четыре компонента. Например, понимание учащимися взаимосвязи предлога и падежной формы слова базируется на комплексе знаний и умений: — умение выделить в предложении слова, связанные с помощью предлога; — знание о единообразной функции предлога и окончания; — умение правильно поставить вопрос к имени существительному от другого слова в предложении; — умение склонять имена существительные без предлога и с предлогом. Установление связей между компонентами знаний, т.е. приведение их в систему, дает возможность применять их на практике (в письменной и устной речи). В процессе обучения языку системность знаний обеспечивается следующим: 1) Программа предусматривает такую последовательность изучения лингвистического материала, которая позволяет устанавливать научно —обоснованные связи вновь изучаемого материала с ранее изученным. 2) Возможно последовательное и параллельное изучение явлений, между которыми устанавливаются связи. 3) Вновь изучаемый материал обязательно включается во взаимодействие с ранее изученным. Для этого проводится сопоставление и противопоставление языковых понятий. Наглядное изучения понятия. На разных этапах формирования понятий применение наглядности выполняет вполне определенную роль. На начальном этапе ознакомления с признаками понятия наглядность используется в целях четкой подачи признаков изучаемого явления в их конкретном проявлении в речи. Специфика наглядных средств, используемых при формировании языковых понятий, обусловлена тем, что объектом изучения являются слова, словосочетания, предложения, члены предложения и т.п. Следовательно, в качестве средств наглядности, наряду с таблицами, схемами, конкретными предметами, их рисунками, выступает сам языковой материал. Тексты, отдельные слова и предложения должны быть такими, чтобы изучаемое явление было представлено в них четко и выпукло, в наиболее ярком проявлении своей речевой функции и своих грамматических особенностей. Это дает возможность учащимся абстрагировать признаки понятия, распознавать изучаемое явление среди других, сходных с ним. При выборе языкового материала необходимо руководствоваться лингвистическими особенностями изучаемых понятий. Наглядным окажется лишь тот материал, который находится в строгом соответствии с языковой природой изучаемой категории. Например, при изучении окончания учащимся предлагается текст, в котором повторяется одно и то же слово (слово стоит в скобках в начальной форме). Изменяя форму слова, т.е. выполняя действия, соответствующие сущности окончания, учащиеся наглядно убеждаются в том, что окончания выполняют в предложении синтаксическую роль (служат для связи одного слова с другим). Таблицы и схемы широко применяются после выделения признаков понятия и служат целям обобщения абстрагированных признаков, установления между ними связей. Таблицы составляются совместно с учащимися в процессе выполнения упражнений постепенно. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 290. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |