Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Условия, обеспечивающие усвоение понятий




Организуя работу по формированию грамматического понятия, учитель должен помнить о тех методических условиях, которые обеспечат эффективное усвоение дан­ного понятия:

1) Активная умственная деятельность учащихся.

2) Целенаправленная работа над развитием у учащихся лингвистического отношения к слову и предложению.

3) Осознание существенных и несущественных признаков

   понятия.

4) Включение нового понятия в систему ранее изученных.

5) Раскрытие сущности связи языковых категории в процессе изучения новой категории.

6) Наглядное изучение понятия.

Работа над развитием лингвистического отноше­ния к слову и предложению. Лингвистическое отношение к слову и предложению формируется у учащихся в процессе усвоения теоретических знаний, развития абстрактного мышления и означает прежде всего осознание взаимодейст­вия семантической и грамматической сторон языка (содержа­ния и грамматических средств его выражения). Сознательное овладение языком идет в параллели с формированием у школьников лингвистического отношения к языковым еди­ницам: слову, морфеме, словосочетанию, предложению.

Развитие лингвистического отношения к слову осуществ­ляется по мере того, как у ученика формируются умения:

— выполнять звуко-буквенный анализ слова и соотносить звуковую и графическую сторону слова;

— проводить морфемный анализ и понимать роль морфем

в передаче лексического значения слова;

— проводить грамматический анализ и понимать связи между принадлежностью слова к определенной части речи и грамматическими признаками слова (род, число, падеж и т.д.).

Лингвистическое отношение формируется постепенно и может быть разноуровневым: уровень узнавания, уровень осознания. Например, второклассники могут найти в предложении словосочетания, но сказать, как (с помощью чего) связаны слова, входящие в словосочетание, объяс­нить не могут. А в третьем классе ученики уже могут ска­зать: связаны слова только с помощью окончания или с помощью окончания и предлога. Это и есть уровень осозна­ния сущности связи слов в словосочетании.

Осознание существенных и несущественных при­знаков понятия. Для успешного формирования понятий предметом осознания учащихся должны быть не только су­щественные, но и несущественные признаки понятия. Вы­деление несущественных признаков предупреждает ошиб­ки ложного обобщения, выражающегося в том, что учащи­еся несущественный признак принимают за существенный и берут его в качестве ориентира для определения понятия. Например, при первоначальном знакомстве с однокоренными словами и корнем выяснился следующий факт: в классах, в которых в качестве исходного материала исполь­зовались только бесприставочные слова, часть детей в вы­воде о корне ошибочно отметила, что корень стоит в начале

слова.

Сделать предметом осознания учащихся существенный и несущественный признаки понятия — это значит предуп­редить ложное обобщение, это значит предупредить ошиб­ку и способствовать усвоению.

Включение нового понятия в систему ранее изучен­ных — важнейшее условие усвоения понятия, применения знаний в речевой практике. Установление связей между понятиями составляет фундамент системы знаний по русскому языку, фундамент осознанного овладения языком. Связи между понятиями обеспечивают применения теоретических знаний при решении практических задач (грам­матических, орфографических, речевых и т.д.).

Младшие школьники должны усвоить следующие основные связи:

морфологические вопросы, на которые отвечают слова и грамматические признаки этих слов;

— часть речи — член предложения;

— род, число, падеж имени существительного — род, число, падеж имени прилагательного;

— предлог — падеж;

— род имени существительного — окончание в имени­тельном падеже — тип склонения;

— суффикс глагола в неопределенной форме — тип спряжения;

— существительное в именительном падеже — подле­жащее; в косвенном падеже — второстепенный член предложения;

— личное местоимение — лицо глагола;

— общий корень — смысловая общность однокоренных слов;

   — лексическое значение слова — его морфемный состав.

   —лексическое значение слова — его морфемный состав;

Раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории осуществляется по­сле изучения в отдельности каждой из рассматриваемых категорий или одной из них.

 Например, связь между лек­сическим значением слова и его морфемным составом рас­сматривается сразу же при изучении частей слова, так как иначе роль той или иной морфемы раскрыть невозможно; учитель изменяет состав слова и показывает, как в зависи­мости от этого изменяется смысл слова, за счет какой части слова происходят изменения: входить, переходить, ухо­дить; часовой, часовщик; строитель, читатель.

Поскольку изучение любого грамматического материа­ла имеет практическую направленность, важно научить школьников пользоваться знаниями о связях при решений практических задач: при написании слов, при построений предложений, при анализе слов и т.д. Понимание связей постоянно углубляется, так как поле свя­зей может включать не два, а три и четыре компонента.

Напри­мер, понимание учащимися взаимосвязи предлога и падежной формы слова базируется на комплексе знаний и умений:

— умение выделить в предложении слова, связанные с помощью предлога;

— знание о единообразной функции предлога и окончания;

— умение правильно поставить вопрос к имени существительному от другого слова в предложении;

— умение склонять имена существительные без предлога

и с предлогом.

Установление связей между компонентами знаний, т.е. приведение их в систему, дает возможность применять их на практике (в письменной и устной речи).

В процессе обучения языку системность знаний обеспечивается следующим:

1) Программа предусматривает такую последователь­ность изучения лингвистического материала, которая по­зволяет устанавливать научно —обоснованные связи вновь изучаемого материала с ранее изученным.

2) Возможно последовательное и параллельное изуче­ние явлений, между которыми устанавливаются связи.

3) Вновь изучаемый материал обязательно включается во взаимодействие с ранее изученным. Для этого проводится сопоставление и противопоставление языковых понятий.

Наглядное изучения понятия. На разных этапах фор­мирования понятий применение наглядности выполняет вполне определенную роль. На начальном этапе ознаком­ления с признаками понятия наглядность используется в целях четкой подачи признаков изучаемого явления в их конкретном проявлении в речи.

Специфика наглядных средств, используемых при фор­мировании языковых понятий, обусловлена тем, что объек­том изучения являются слова, словосочетания, предложе­ния, члены предложения и т.п. Следовательно, в качестве средств наглядности, наряду с таблицами, схемами, конк­ретными предметами, их рисунками, выступает сам язы­ковой материал. Тексты, отдельные слова и предложения должны быть такими, чтобы изучаемое явление было пред­ставлено в них четко и выпукло, в наиболее ярком прояв­лении своей речевой функции и своих грамматических осо­бенностей. Это дает возможность учащимся абстрагировать признаки понятия, распознавать изучаемое явление среди других, сходных с ним. При выборе языкового материала необходимо руководствоваться лингвистическими особен­ностями изучаемых понятий. Наглядным окажется лишь тот материал, который находится в строгом соответствии с языковой природой изучаемой категории.

 Например, при изучении окончания учащимся предлагается текст, в котором повторяется одно и то же слово (слово стоит в скобках в начальной форме). Изменяя форму слова, т.е. выполняя действия, соответствующие сущности окончания, учащиеся наглядно убеждаются в том, что окончания выполняют в предложении синтаксическую роль (служат для связи одного слова с другим).

Таблицы и схемы широко применяются после выделения признаков понятия и служат целям обобщения абстрагированных признаков, установления между ними связей. Таблицы составляются совместно с учащимися в процессе выполнения упражнений постепенно.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...