Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВ.
1. Задачи работы над морфемным составом слов и словообразованием Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Эта тема важна потому, что: 1) Школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов. 2) Учащиеся узнают об основном способе словообразования; новые слова создаются из тех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям, которые, исторически сложились и закрепились в системе словообразования. 3) Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. 4) Упражнения в анализе слов по морфологическому составу и упражнения в словообразовании служат незаменимым средством развития логического мышления и речи. 5) Изучение морфемного состава слова важно для формирования орфографического навыка; только на основе усвоения теоретических знаний по составу слова и на основе анализа слов и словообразования учащиеся начинают осознавать, почему именно так, а не иначе пишутся слова.
В период изучения темы решаются задачи, имеющие большое значение для усвоения учащимися грамматических знаний и орфографических навыков. Главные из этих задач такие: 1. В процессе целенаправленных упражнений добиться осознанного усвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки, суффикса, окончания. 2. Вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу;они должны уметь найти в слове определенную морфему, подобрать к данному слову однокоренные слова с разными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов. 3. Довести до сознания учащихся сущность морфологического принципа нашей орфографии, который определяет правильное написание абсолютного большинства слов русского языка. 4. Научить школьников сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; развивать орфографическую зоркость; ознакомить с правилами написания приставок, которые пишутся одинаково, независимо от произношения; научить отличать приставку от предлога. 5. В процессе словообразовательных и лексических упражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, а проводя упражнения творческого характера, решать задачи развития связной речи. Подготовительные упражнения должны носить целенаправленный и систематический характер. Содержание подготовительных упражнений определяется целями, которые реализуются в результате их выполнения. Эти цели могут быть такими: 1) Исключить возможность смешения форм одного и того же слова с однокоренными (родственными) словами; учащиеся часто включают в ряд однокоренных слов формы слова (сосна — сосны — на сосне). 2) Предупредить ошибку как результат смешения синонимов и слов, имеющих омонимичные корни, с однокоренными словами при подборе к данному слову однокоренных. Нередки случаи, когда учащиеся в ряд однокоренных слов относят или слова-синонимы (смотреть — глядеть),или чаще слова с корнями-омонимами (гореть — горевать — горный). 3) Воспитывать в детях привычку внимательно относится к графической форме слова. Дети должны в процессе упражнений убедиться, что при письме далеко не всегда можно доверять слуху: очень часто написание слов расходится с его произношением — написание надо проверять. 4) Учить детей вслушиваться, вдумываться и всматриваться в слово, чтобы увидеть его смысловую связь с другими словами, близкими по значению, но не одинаковыми, чтобы видеть сходство и различие в звуковых и графических формах слов; другими словами, развивать в детях языковое чутье. Содержание и методика работы над частями слова
Ознакомление с однокоренными словами и морфемами имеет следующие задачи: — познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов, — приступить к формированию понятия «однокоренные слова», — провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Формирование понятия «однокоренные слова»связано с усвоением двух их существенных признаков: семантической общности (имеют что-то общее по смыслу) и структурной общности (наличие общего корня). Поэтому в процессе обучения следует создать условия для осознания учащимися совокупности указанных признаков. Необходимо развивать у школьников умение соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее. Например: учащиеся сравнивают слова: малина, малинник, малиновыйи устанавливают, что их можно объединить в одну группу родственных слов, так как все три слова сходны по смыслу и имеют одинаковую, общую часть. Учащимся необходимо уяснить тот факт, что смысловая общность однокоренных слов создается общностью корня. Именно в корне заключается то общее, что «роднит» однокоренные слова, объединяет их в одну группу слов. Приставки и суффиксы вносят в смысл слова что-то свое; это создает своеобразие лексического значения каждого из однокоренных слов, различает их друг от друга. Для того, чтобы развить у детей умение распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам, проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов (смелый — смелость, смелость — храбрость), а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы (гора — горный — горняк, гора — гореть). Противопоставление однокоренных слов и синонимов предупреждает ошибочную ориентировку только на семантическую близость слов. Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы, позволяет предупредить ошибку, связанную с ориентировкой только на структурную общность. Такого понимания от учащихся можно добиться только в результате очень серьезного выполнения целой системы упражнений. При выполнении упражнений в классе, при проверке работы рекомендуется предлагать учащимся устно доказывать, почему слова близки по смыслу. В русском языке в качестве однокоренных слов выступают слова разных частей речи. В связи с этим результативно использовать анализ текстов, в которых есть однокоренные слова разных частей речи, а также проводить подбор однокоренных слов, отвечающих на вопросы кто? что? какой? что делать?При этом обязательным является сравнение слов в целях установления их сходства и различия со стороны смысла и состава. Построить работу на уроке по ознакомлению с родственными словами можно следующим образом:
1. Учащиеся записывают под диктовку текст: У Иры папа водитель. Он водит грузовую машину. У Наташи отец водник. Он плавает на судне по реке.
2. Наблюдение над родственными словами. Выделение двух признаков родственных слов. — Найдите в тексте близкие по смыслу слова и объясните, почему они близки: Водитель Водит. — Выделите общую часть этих слов: ВОДитель ВОДит.
3. Формулировка вывода: слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются родственными. 4. Первичное закрепление: — Почему слово «водник» не является родственным словам «водитель» и «водит»? — Подберите к нему родственные слова: Вода Водичка Водяной.
— Выделите общую часть. Вода Водичка водяной.
Для понимания смысловой взаимосвязи между родственными словами полезны такие по содержанию упражнения:
1. Название родственных слов и наблюдение за ними. Учитель, показывая, например, мыло, спрашивает: — Как называется этот предмет? (Слово мыло записывается на доске и в тетрадях.) — А как называется эта коробочка (показывает мыльницу)? (Под словом мыло записывается слово мыльница.) — Как сказать по-другому «натереть руки мылом»? (Намылить.) На доске и в тетрадях учащихся запись: мыло мыльница намылить Учитель. Слова, которые мы получили, близки по смыслу: и мыльница, и намылитьсвязаны со словом мыло. Найдите во всех этих словах общую часть, которая делает слова близкими по смыслу (мыло, мыльница, намылить). Записать предложение Мыло хорошо мылится, найти в нем родственные слова, подчеркнуть их, выделить в родственных словах общую часть. При составлении предложений с родственными словами необходимо проводить наблюдения и за формами слов, чтобы дети не смешивали два процесса: формообразование и словообразование. Например, составьте предложение со словом сахарницатак, чтобы в предложении это слово изменилось. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 414. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |