Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гласные и согласные звуки и буквы.




Словарные диктанты.

 

1. Дом — сом — ком, вол — волк, сыр — сор, зуб — дуб.

2. Игра — игла                    майка — чайка

пол — вол                        удочка — уточка

галка — палка                 нора — кора

капля — цапля                речка — печка

пень — день                    ворона — ворота

3. Тетрадь— тетради, сумка— сум­ки, книга — книги, линейка — ли­нейки.

Плащ, ящик, щенок, роща, щётка, щу­ка, лещ.

Огород, грядки, капуста, лук, горох, огурцы, помидоры.

Грач, голубь, гусь, галка, глухарь.

Писала — писал, решала — решал, читала — читал, учила — учил,

рисовала — рисовал, играла — иг­рал.

4. Алфавит, знаток, ягода, окошко, со­рока, ласточка, ворона, жаворонок  воробей, сентябрь, шоколад, биб­лиотека, библиотекарь, корова, во­рота, поняла, корзина, урожай, за­рядка.

Выборочные диктанты.

1. Федя, дай одну косу.

2. Коси, коса, пока роса.

3. Наш двор. На дворе играют дети.

4. У дома лес. В лесу грибы и ягоды.

5. Береги глаза. У Сони заболел глаз.

6. Богатый урожай собрали колхозни­ки. Будет хлеб и до хлеба.

7. Сам погибай, а товарища выручай.

Письмо по памяти.

 

Ветер весело шумит. Судно весело бежит.

(А. Пушкин.)

Сыплет спелые орехи Мне орешник в кузовок.

(М. Исаковский.)

Последние листочки Холодный ветер кружит.

(О.Высотская.)



Предупредительные и объяснительные диктанты.

На фабрике.

Тётя Нина и тётя Оля работают на фаб­рике. Тётя Нина вяжет пушистые шар­фы. Тётя Оля вяжет тёплые кофты.

Ясли.

Бабушка Рая водит Люду и Ниночку в ясли. Малыши любят там играть.

Розка.

Миша, Таня, Петя жили в деревне. У них была собака Розка. Дети любили Розку.

(По Л.Толстому.)

Зима пришла.

Покрыла зима снегом поля и реки. За­сыпала она сугробами леса. Посылает зи­ма мороз за морозом.

(К.Ушинский.)

 Два друга.

Лёня и Яша — два друга. Яша принёс краски. Лёня взял бумагу. Мальчики ри-

суют. У Лёни пушистая ёлка. У Яши кра­сивый домик.

 

Проверочная работа.

1. Запиши все гласные буквы.

2. Запиши 5 любых согласных букв.

3. Запиши разные слова, которые на­чинаются с буквы а.

4. Запиши разные слова, которые на­чинаются с буквы р.

5. Спиши слова, подчеркни букву, ко­торая их различает.

 Сок — сук, леса — лиса, холод — мо­лод, зуб — суп.

6. Спиши предложение. Подчеркни в первом предложении гласные, во втором согласные буквы.

1 вариант. Утром люди идут на ра­боту.

2 вариант. Лиса отправилась в гости.

(По сказке.)

Проверочные диктанты.

Филиппок.

Был мальчик. Звали его Филиппок. Ре­бята ушли в школу. В избе остался Фи-

липпок и бабушка. Мальчик был мал. Ему стало скучно. Он пошёл в школу.

(По Л.Толстому.)

Мой дядя.

Утром люди идут на работу. Дядя Сёма работает на заводе. Он рабочий. На заводе делают машины.



Заяц и лиса.

Жил в лесу зайка. Он построил под ёл­кой избу. Шла лиса. Она заметила избуш­ку и постучала. Зайка открыл дверь. Ли­са попросилась в гости.

(По сказке.)

Находка.

Наловил дед рыбы полный воз и ехал домой. На дороге лежала лиса...

(По сказке.)

Зима.

Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пу­шистый снег покрыл лес и поле. Крыши тоже в снегу. Кругом тишина. Только ве­тер гудит.

Зрительные диктанты.

Книгу читай. Пыль … .

Задачу … .   Картинки … .

Цветы ... .    Форточку ...

Комнату ... . Грибы ... .

Слова для справок: собирай, поливай, стирай, убирай, решай, открывай, рисуй.

 

***

Из чего поливают цветы?                         Куда складывают сено?

Что купили на зиму?                                 Чем метут улицу?

Чем пилят доски?                                      Чем ловят рыбу?

Чем шьют одежду?                                    Чем сгребают снег?

                               Чем вбивают гвоздь?

Слова для справок: из лейки, в capaй, пальто и шапку, метлой, пилой, удочкой иглой, лопатой, молотком.

Пословицы.

Родной свой край делами прославляй. Поскорей подрастай да к работе поспе­вай.

На улице.

Умейте вести себя на улице. Знайте, надо переходить дорогу. Красный свет 42

стойте. Зелёный свет — идите. Переходите улицу спокойно. Не играйте на мостовой.

Загадки.

Зимой белый, летом серый.

                                    (Заяц.)

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.

                                                                            (Арбуз.)

Сердитый недотрога. Иголок очень мно­го, живёт в глуши лесной, а ниток ни одной.

(Ёжик.)



Слуховые диктанты.

Стройка.

Вот наша деревня. Тут идёт стройка. Колхоз строит новый клуб. Красивый клуб будет в деревне!

Мой дедушка.

Дедушка мой старенький. Он добрый и весёлый. Я люблю дедушку.

Хитрая кошка.

Мама и дети пошли в сарай. Там сиде­ла кошка. Кошка сторожила мышку. Ско­ро она поймала мышку и начала играть с ней лапой.

Школа.

Не опаздывай в школу. Не забывай до­ма нужные вещи. Занимай своё место до звонка. Слушай учителя. Поднимай ру­ку. Отвечай внятно.

Творческие диктанты.

 

Составь с данными словами небольшой рассказ.

Гнездо,птенчик, сарай, воробей.

Речка,удочка, окунь, карась.

Зима,пушистый снег, у Серёжи Щуки­на, лыжи, в рощу, стучат, стрекочут, вече­ром.

Осень,часто, дожди, лужи, Миша и Саша, на дачу, рыжики, грибы.

 



ФОНЕТИКА

Тема. «Согласные звуки»

Цель урока.Дети должны понять, для чего нужны соглас­ные звуки, какова их роль в языке.

Оборудование.Кодоскоп, учебник «Русский язык» (авт. Т. Г. Рамзаева), тексты.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель.Давайте отправимся путешествовать по вол­шебной стране, в которой живут согласные звуки. Вы, конечно же, уже знакомы с ними, но знаете о них пока очень мало. Согласные звуки предложили совершить про­гулку по их стране. Вспомните, чем же они отличаются от гласных звуков.

Дети.Гласные звуки - когда участвует голос.

- Воздух не встречает на пути преград.

- Гласные тянутся, поются.

- Если звук согласный, то воздух встречает на пути преграду.

У. Да, совершенно верно, если воздуху придется про­рываться через «баррикады», которые устраивают губы, зубы, нос, то получится согласный звук. Раз вы смогли ответить на первый вопрос, тогда в путь.

II. Минутка чистописания

У. Что такое? Что случилось?

В стихотворении все переменилось.

Помогите разобрать

И все правильно записать.

 

На кодоскопе.

На верхушке каланчи

День и ночь кричат врачи.

                                         Когда король свалился с трона,

                                         Слетела с головы ворона.

Наевшись рыбы до отвала,

На море гайка отдыхала.

                                        Пугал крестьян окрестных сел

                                        Паривший в воздухе осел.

Над тихим озером росла

Пышноголовая метла.

                                        У вратаря большой улов:

                                        В его воротах пять волов.

Возле дома на дорожке

Воробьи клевали брошки.

                                        Волкам и беркутам на страх

                                        Кабан пасет овец в горах.

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это.

                                       Лежит лентяй на раскладушке,

                                       Грызет, похрустывая, пушки.

Муравей нашел травинку

И взвалил ее на свинку.

                                       В гости спешил человек налегке —

                                       Связку баранов держал он в руке.

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку.

 

Работа ведется следующим образом. Сначала дети читают текст, «записанный» на кодоскопе, затем учитель читает по две строчки, дети называют ошибку. После этого они записы­вают нужную букву в тетрадь, а учитель — на доску. Буквы не повторяют.

В результате работы на доске появляется запись.

 

III. Тема урока.

У. Какие звуки обозначают эти буквы?

Д. Согласные.

У. Внимательно посмотрите, можем ли мы их разде­лить на группы.

Д. Да. В одну группу парные, в другую - непарные.

 - Звуки [г], [к], [в], [б], [с], [п], [т] и [ч], [р].

- Еще можно по звонкости/глухости.

- В первую группу буквы г, в, б, р, а остальные во вторую группу.

У. А по твердости/мягкости?

Д. Не можем, ведь они могут быть твердыми или мяг­кими, смотря какой звук будет после них, если и, е, ё, ю, я- то будут мягкие согласные звуки.

У.А еще когда?

Д.Если после согласного стоит ь.

У. Если очень внимательно посмотреть, то вы найдете одну букву согласного звука, которой не нужен никакой сосед, он на нее не повлияет.

Д. Это ч. Он еще и шипящий.

У. Назовите еще согласные звуки, которые всегда мягкие.

Д. Звуки [й'] и [щ'], а [ж], [ш], [ц] - всегда твердые.

Также можно попросить детей перечислить все парные зву­ки, непарные звонкие и непарные глухие.

У. Для вас такое задание.

На кодоскопе.

- Спросил однажды звук капризно:

- Как мне узнать про этот признак?

-  Я мягкий? Твердый? Знать хочу!

-  Когда ответ я получу?

- Давайте прочитаем это стихотворение. Дети читают.

- А могли бы вы определить, где мягкий, а где твер­дый согласный звук? Согласные звуки приготовили вам испытание. Попробуете выполнить задание?

Д. Да.

У. Прочитайте.

На доске.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...