Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика ознакомления со звуками и буквами, гласными и согласными.
Работа над осознанием звукового состава слова начинается еще в период обучения грамоте. Дети узнают, что произнесенное или услышанное слово состоит из звуков. Они учатся проводить звуковой анализ слова, т.е. делить слово на слоги, называть в определенной последовательности звуки, из которых состоит слово. Важно, чтобы учащиеся не подменяли звукового анализа буквенным. Звуки речи делятся на две большие группы: гласные и согласные. При классификации звуков на гласные и согласные учащимися учитываются несколько признаков: 1) способ произношения (при произношении гласного звука воздух свободно проходит через полость рта; при произношении согласного звука воздух встречает преграду); 2) характер звучания (гласный состоит только из голоса, при произношении согласного слышится голос и шум или только шум); 3)способность образовывать слог (гласный образует слог, согласный слога не составляет). Русское письмо звуковое,поскольку оно основано на том, что на письме звук обозначается буквой. Учащихся I класса необходимо научить распознавать звук и букву; звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем; буква — это значок звука, которым он обозначается на письме. На практике школьники часто допускают смешение звука и буквы. Для формирования учащихся графических навыков им необходимо знать, что: * одна и та же согласная буква может обозначать на письме разные согласные звуки; * буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова и после гласного обозначают два звука (Яша, поет); * буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают мягкость этого согласного и гласный звук. Ознакомление с мягкими и твердыми согласными звуками и обозначение их на письме. В I классе большое место отводится усвоению русской графики, и в частности слоговому принципу обозначения мягкости и твердости согласных на письме. В русском языке большинство твердых согласных звуков имеет соотносительные с ними мягкие согласные звуки, т.е. образуют пары. Постепенно первоклассники узнают, какие гласные буквы указывают на твердость согласного звука, какие — на мягкость. Результаты знаний учащихся о способах обозначения мягкости и твердости согласных звуков гласными буквами обобщаются в виде следующей таблицы: Гласные после твердых согласных: А, О, У, Э, Ы Гласные после мягких согласных: Я, Ё, Ю, Е, И
Для формирования у учащихся умения правильно обозначать мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют следующие условия:
1. Различение учащимися мягких и твердых согласных звуков в слове и правильное произнесение их вне слова. Развитию этого умения способствует неполный звуковой разбор слов: учащиеся называют в слове согласные звуки и характеризуют их (мягкий звук или твердый). 2. Прочные знания о том, что мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой. Поэтому, чтобы при чтении узнать, какой согласный звук в слове — мягкий или твердый, нужно посмотреть, какая гласная буква стоит за согласной, т.е. сразу видеть слог. Также и при записи слова нужно учитывать слог, так как мягкость или твердость согласного звука обозначается гласной буквой, которая пишется за согласной. 3. Наиболее эффективными являются слуховые упражнения, в частности слуховые диктанты. Вначале целесообразно использовать диктант с объяснением (учащиеся объясняют, какой согласный звук слышится в слоге — мягкий или твердый, какую гласную букву нужно написать в этом слоге). Необходимо сопоставление слов с мягкими и твердыми согласными звуками: воз-вёз, выл-вили т.д. 4. С употреблением Ь как знака мягкости необходимо также знакомить путем сопоставления на слух и в произношении (угол — уголь, банка — банька). Главную роль среди упражнений, направленных на формирование навыка обозначения мягкости согласного на письме Ь, также занимает диктант. 5. Случаи, когда после твердых согласных Ж и Ш пишется буква И, а после мягких согласных Ч и Щ пишется буква А или У, приходится запоминать, так как полагаться на слух и произношение в этих случаях нельзя. Путем упражнений в списывании школьники учатся безошибочно выполнять это правило. Полезны и диктанты (предупредительный и выборочный), так как они приучают учащихся самостоятельно пользоваться правилами правописания указанных сочетаний.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |