Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы и приемы обучения орфографии.




 

Методика обучения правописанию предусматривает применение трех методов обучения:

а) метод языкового анализа и синтеза;

б) метод запоминания, заучивания, или иммитативный метод;

в) метод решения грамматико-орфографических задач.

Выбор метода и приема зависит:

— от особенностей орфографического материала, от типа орфограммы;

— от психолого-физиологических факторов усвоения материала;

— от возрастных особенностей и возможностей детей и языковой основы, уже изученного языкового материала.

Метод языкового анализа и синтеза предполагает постоянное повышение самостоятельности и познаватель­ной активности учащихся.

Виды языкового анализа (его приемы):

1) Звуко-буквенный анализ слов и словосочетаний при­меняется в основном к словам, написание которых существенно расходится с произношением; применяется преимущественно на тех этапах обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточной грамматической основы для проверки орфограмм; слоговой анализ — при переносе слов со строки на строку.

2) Словообразовательный и морфемный анализ слов применяется при усвоении правописания корней, приставок, суффиксов, стыков морфем — всех орфог­рамм в морфемах, а также для отделения окончания и установления места орфограммы — в окончании, в корне и т.п.; при переносе слов.

3) Морфологический анализ — определение части речи и ее формы, типа склонения или спряжения и пр. — при усвоении правописания падежных и личных окончаний, при различении приставок и предлогов и их раздельном и слитном написании, при различении -тся и -ться, а также при переносе слов.

4) Синтаксический анализ — выяснение связей между словами в словосочетаниях и предложениях, опреде­ление границ и структуры предложений — при усво­ении правописания падежных и личных окончаний, при различении предлогов и приставок, при написании заглавной буквы в начале предложения; синтаксиче­ский анализ необходим также для понимания значения слов и их сочетаний и определения морфологических признаков.

5) Семантический анализ — выяснение значения слов (как прямых значений, многозначности; оттенков значений, так и переносных), их сочетаний, предло­жений и текста — необходим в любом случае, но особенно: при подборе родственных проверочных слов, при определении грамматических связей в сло­восочетании и предложении, при употреблении заглавной буквы в именах собственных и пр.

 Виды языкового синтеза (его приемы):

1) Синтез на уровне звуков и букв, т.е. составление слова из букв, звукослияния в слоге и в слове, объе­динение слогов, применяется для закрепления право­писания слов, написание которых расходится с про­изношением, для непроверяемых слов.

2) Синтез слов, т.е. словообразовательные упражне­ния, — образование новых слов, при подборе прове­рочных слов.

3) Синтез морфологических форм, т.е. образование падежных форм, форм числа, склонение и спряжение, запись полученных форм, — при усвоении правопи­сания падежных и личных окончаний.

4) Синтез синтаксических конструкций (словосоче­таний, предложений) и текста, запись полученных форм — одновременно с синтезом содержания выра­жаемой мысли. Особенно важен для закрепления и практического применения всего комплекса умений в области письма.

Анализ обычно идет впереди, до синтеза; но есть упраж­нения, в которых анализ и синтез тесно переплетены: это диктанты и комментированное письмо.

Метод запоминания (иммитативный метод) предпо­лагает по преимуществу репродуктивную деятельность учащихся. Он применяется в основном для усвоения слов, не проверяемых правилами (традиционные написания), а так же тех слов, которые в начальных классах еще не могут быть проверены.

Виды упражнений, применяемые в рамках иммитативного метода:

1) зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты; различные виды списывания, осложненные аналитико-синтетическими и иными заданиями;

2) использование плакатов и других средств наглядности со списками трудных слов; выделение трудных слов на страницах учебников;

3) использование словарей;

4) буквенное проговаривание слов — в сопоставлении с орфоэпическим произношением, запоминание бук­венного состава слов;

5) письмо с опорой на зрительную и рукодвигательную память.

Запоминание, заучивание вполне уместно при усвоении правописания и проверяемых слов, например, с безударными гласными в корне слова, в приставке или суффиксе, но оно не применимо к правописанию окончаний, слитному или раз­дельному написанию «приставок/предлогов», к употребле­нию заглавной буквы в именах собственных. В начальных классах запоминание играет очень важную роль.

Орфографические упражнения способствуют выра­ботке орфографического навыка, если их применение носит систематический характер, а количество необходимо и до­статочно.

Упражнения направлены:

а) на формирование умения видеть орфограмму;

б) овладение операциями, обеспечивающими применение правила;

в) установление связи между частными операциями, т. е. включение их в единую систему действий;

г) уточнение для учащихся сущности и формулировки

правила.

Традиционно в методике выделяются следующие груп­пы орфографических упражнений:

1. Грамматико-орфографический разбор.

2. Списывание.

3. Диктанты.

4. Лексико-орфографические упражнения.

5. Изложения.

В школьной практике орфографические упражнения одновременно характеризуются с двух сторон:

1) по форме выполнения (списывание, диктант и т.п.);

2) по характеру решаемой задачи (орфографическое или комплексного типа).

Остановимся на видах упражнений.

Списывание это передача в письменной форме зри­тельно воспринимаемого слова, предложения, текста. В на­чальных классах должно быть сформировано умение спи­сывать. Начиная с азбучного периода учитель системати­чески обучает детей правильности действий при списыва­нии.

 

 

ПАМЯТКА

Учись списывать.

1. Прежде чем начинать списывать, прочитай целиком все, что нужно списать.

2. Слово в каждом предложении подели на слоги и диктуй себе по слогам.

3. Сравни свою запись с тем, с чего списывал.

 В зависимости от цели, которую ставит учитель, списыванию может предшествовать подготовка: проговаривание слов с орфограммами, требующими проверки, и обоснова­ние, почему слово так пишется, подсчет в тексте орфограмм на определенное правило и т.п. В целях проверки уровня сформированности навыка списывания проводятся и конт­рольные работы по списыванию. В современной школе используются десятки приемов списывания, но все они осложнены дополнительными зада­ниями по грамматике, фонетике, орфографии, словообра­зованию, что усиливает произвольный характер запомина­ния и позволяет отработать применение орфографического правила.

В качестве материала для списывания используются слова, словосочетания, предложения и тексты. Важно, что­бы учащиеся списывали не только с печатного, но и с пись­менного текста. Списывание нередко сопровождается уст­ным орфографическим проговариванием или комментиро­ванием написаний. Обязательным условием списывания является полное понимание учащимися значения слов и текста.

Списывание может быть выборочным, т.е. требующим списывания не всего текста, а лишь отдельных слов (пред­ложений), отвечающих заданию.

Диктант вид орфографического упражнения, сущ­ность которого для учащихся состоит в записи воспринима­емого на слух слова, предложения, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов — на­учить детей правописанию, основная же цель контрольных — проверка уже усвоенных знаний.

Обучающие диктанты делятся на: предупредительные, объяснительные,

комментированные— в зависимости от то­го, когда проводится объяснение диктуемого текста: перед, после или во время диктовки.

Предупредительный диктант используется в целях отработки приемов применения правила, направлен на ов­ладение учащимися алгоритмом действий и используется непосредственно после изучения той или иной темы, а так­же в тех случаях, когда учебный материал долгое время не повторялся, т.е. его цель — предупредить появление оши­бок. Диктуемый учителем текст подвергается орфографи­ческому разбору до записи его учащимися (сначала объяс­нение, затем запись). Предупредительный диктант имеет свои недостатки:

— после разбора орфограммы учащиеся нередко пишут текст, не думая над правописанием, т.е. механически;

при проведении разбора обычно работают только сильные ученики.

Объяснительный диктант включает объяснение и доказательство написания орфограммы после того, как за­писано все предложение или текст. Этот вид диктанта пред­ставляет собой коллективную проверку написанного, раз­вивает внимание учащихся к орфограммам. Такие диктан­ты проводятся на этапе закрепления и отработки навыка правописания, а также при повторении ранее пройденного. В процессе записи текста учащиеся подчеркивают орфог­раммы, требующие проверки, после записи — контролиру­ют правильность выполнения работы. Разновидностью та­кого диктанта являются диктанты с пропущенными ор­фограммами. В этом случае учащиеся пропускают орфог­раммы (буквы) в том случае, если не знают или сомневают­ся в написании. Такой прием предупреждает появление ошибок и большого количества исправлений.

По сравнению с предупредительным объяснительный диктант требует от учеников большей самостоятельности. Объяснительный и предупредительные диктанты могут быть зрительными или слуховыми. В первом случае уча­щиеся видят на доске или в книгах разбираемый текст, а при слуховом — объяснение орфограмм ведется устно. Воз­можно сочетание предупредительного диктанта с объясни­тельным (диктант проводится как объяснительный, а ошибки на неизученные правила предупреждаются).

Комментированный диктант предполагает объясне­ние орфограмм непосредственно в процессе письма. Обучение комментированию начинается в период обучения грамоте.

По характеру операций учащихся с диктуемым материа­лом различают: выборочные, свободные, творческие диктанты.

Выборочный диктант требует записи не всего текста, диктуемого учителем, а только части, соответствующей за­данию. Например, записывают слова только на определен­ное правило. Этот вид диктанта нельзя давать тогда, когда формы выписываемых слов можно определить только в контексте (правописание падежных окончаний, -тся и -ться в глаголах и т.д.). Выборочный диктант можно прово­дить в нескольких формах. Наиболее простая — выписывание слов без их изменения, наиболее трудная — выбороч­ная запись с предварительным изменением слов.

Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что исключает возможность механи­ческой записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, спо­собствует лучшему восприятию и запоминанию слов, развитию орфографической зоркости.

Свободный диктант предполагает запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его из­менения, свободного выбора слов и выражений при сохране­нии общего смысла. Этот вид работы способствует выработке навыка запоминания диктуемого; при проведении свободного диктанта у учеников воспитывается внимательность, разви­ваются сообразительность, логическая память.

Как средство обучения орфографии свободный диктант уступает другим видам, ибо при свободной диктовке учени­ки заменяют трудные в орфографическом отношении слова другими, менее сложными.

Методика проведения этого вида диктанта такова: учи­тель сначала читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пи­шут. К чтению последующей части нужно переходить толь­ко тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую.

Творческим диктантом принято называть работу, состо­ящую в записи диктуемого текста с предварительным измене­нием. Различают несколько видов творческих изменений:

— диктант со вставкой слов (распространение предложений);

— диктант с изменением грамматической формы слов.

В целях активизации учащихся на уроках русского язы­ка проводятся самодиктанты, «Диктант с обоснованием» и «Проверяю себя».

Самодиктант, или письмо по памяти учащиеся за­поминают текст, воспринятый на слух, и затем записывают его самостоятельно, диктуя себе.

Суть диктанта с обоснованием заключается в следу­ющем: ученик сначала дает письменное объяснение напи­сания диктуемого слова, а затем записывает само слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или указании его грамматической формы. Обоснование, прово­димое с целью предупреждения ошибок, может проводить­ся не только письменно, но и устно. Этот вид диктанта является своего рода предупредительным диктантом.

Диктант «Проверяю себя» имеет следующую методи­ку. В процессе записи текста дети подчеркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. Ученики могут задавать любые вопросы, причем количество подчеркиваний и исправлений на оцен­ку не влияют. Этот вид работы является разновидностью объяснительного диктанта.

Проверочный (контрольный) диктант ставит своей целью выяснить уровень владения детьми только что изу­ченным правилом и ранее отработанными. Текст диктуется целиком, затем по предложениям и частям в 2-3 слова (если предложение состоит из 6 и более слов). При проведении контрольного диктанта на последнем году обучения каждое предложение прочитывается всего один раз, дети повторя­ют его про себя и записывают. После того, как дети запишут весь текст, учитель еще раз читает его, делая значительные паузы между предложениями, чтобы учащиеся смогли про­верить написанное. В качестве проверочного может прово­диться и словарный диктант, объем которого от 8 (в первом классе) до 15 слов (в четвертом классе).

Изложение как вид орфографического упражнения ха­рактеризуется четко выраженной направленностью на раз­витие речи учащихся. Изложение проводится на заключи­тельном этапе изучения орфографической темы, когда уча­щиеся овладели правилом и научились его применять.

Особым видом упражнений можно считать орфографи­ческий разбор вид языкового анализа. Он состоит в обнаружении в словах, словосочетаниях, в тексте орфог­рамм, в их разъяснении, в указании способов их проверки. Различают полный орфографический разбор, когда разбо­ру подвергаются все орфограммы, и тематический (вы­борочный), когда разбору подвергаются орфограммы лишь на определенную тему.

Дидактический материал.

Тексты для письменных работ в начальных классах.

1. Найти и назвать имеющиеся в тексте орфограммы. По каким признакам Вы их определили?

2. Выделить в тексте орфограммы, связанные с обозна­чением звуков буквами. Указать их виды.

3. Какие виды списывания и диктантов можно предло­жить по этим текстам?

Класс.

1) Жила у Веры Шиловой кошка Мурка. Любила она птиц ловить. Схватит Мурка птичку и несет под крыльцо. От птицы только пух оставит. Мне было жаль птиц. Часто я сажал Мурку в чулан. Пусть там ловит мышей.

2) В селе большой школьный сад. В саду работают все ученики. Который год ребята делают посадки. Вот Юра Щукин и Леня Чуркин сажают яблони. Дружно идет работа. В саду много ягод и цветов. Скоро настанет пора убирать урожай.

Класс.

1) Ночью раздался страшный треск. К утру река вздулась. Около леса вода затопила дом лесника. Семья лесника спасалась на крыше. Скоро в небе загудел вертолет. Летчики спасли людей.

2) Хорошо в лесу в полдень. Красноватые сосны развесили свои иглистые вершины. Зеленые елочки выгибают колючие ветви. Красуется белая березка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Ко­ренастый дуб раскинул свои резные листья.

Класс.

В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот стройные косяки потянулись в дальние страны. Над лесами, полями, городами высоко в небе летели журавли. В глухом лесу сделали отдых. Еще темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдет над рекой веселое солнце. Высоко взлетят журавли. С неба услышим мы их прощаль­ные голоса. До свидания, журавли! До радостной встречи весной!

Дидактический материал.

Конспекты, уроков русского языка в начальных, классах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...