Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Созн-е как фотрма отраж-я действ-сти чел-ом: его сущность, сист. Природа, стр-ра и ф-ции. Стратегии иссл-я созн-я в совр. философии.




Сознание – высшая форма отражения действит-ти чел-ка, это субъективный образ объективного мира, это идеальная реальность, это существенно человеч-е св-во. К основным характ-кам сознания относят: соц-сть, -идеальность и субъективность, - абстрактное мышление, способность выделять существенный признак; - рефлексия и целеполагание; - самосознание; - язык; - избирательность; - активность; - творчество. Сознание в антропном мире присуще только чел-у и именно поэтому может быть рассмотрено в 3-х планах. 1)В субстанциональном значении.В этом плане индивид-е сознание берет свои силы из мирового разума, а все идеальное носит объектив. хар-р. Греки называли субстанцию космоса, логоса, вечных идей как сферу сознания, дающую чел-у спос-ть мыслить. В классич. традиции субстанция сознания является мышление, и это подчеркивает Декарт ”Cogito ergo sum”. 2) Функциональный подчеркивает сознание как отражение, а само отражение связывается со св-вами материи. Выходит, что отражение – есть в неживой, живой природе и соц-й. При этом в неживой природе отражение дано как деформация диффузии, давления, поля, процессы разложения и соединения. В живой природе на биологич. ур-не в жизни растений заметна дифференциация отражения. В психике животных отражение дано как рефлексы, инстинкты и 1-я сигнальная сис-ма. Однако чел-к обладает отражением на базе 2-й сигнальной сис-мы в соц-ном контексте, в индивидуальных представлениях о смысле жизни, и именно поэтому сущность сознания связана с идеальным образом и подобно психич-му явлению, кот. проходит через разум чел-а, опосредуется его бессознательным, эмоциями, чувствами и волей. 3) Экзистенциональный. Сознание рассматривают как интенциональный феномен, а значит предполагают, что личностный смысл вмонтирован, встроен в действит-ть, предполагают размытость сознания его присутствие во всех фактах бытия. Личностный смысл всего существующего предполагает осмысление жизни. Сознание как осмысление происходящего выступает феноменом уникальным, идеальным, получающим объективацию в знаково-символических формах. В данном подходе “cogito ergo sum” получает акцент на последней фразе. Стр-ра сознания. Сознание представляет собой синкретичный феномен, а это значит слитный, взаимопроникающий по принципу тотальной целостности. Бессознательное как вытесненное из сознания и неподдающееся логич-й обработке, явл-ся предметом психоанализа с 30-х ХХ в. З. Фрейд включил в стр-ру сознания инстинкты, сновидения, неврозы, фобии, мании, забывания, заикания. Фрейд рассмотрел трехсложную стр-ру психики чел., в кот. есть “Ид”,”Эго”,”Супер Эго ”.Было выяснено, что “я” подвергается давлению снизу и сверху, так как “ид ” по принципу удовольствия, а “супер эго” по принципу долга. Из-за этого давления происходит сублимация либидо., т. е. преобразование секс. энергии в различные виды культурной деят-ти. Фрейд рассматривал множ-во механизмов сублимации, множ-во из которых – регрессия, анализ, вытеснение. Ученики Фрейда прибавили социальный контекст в изучение бессознательного. Юнг учил об архетипах как носителях коллективного бессознат-го. Архетип по Юнгу - это образ - символ, который противоположен сознанию, невозможен в словесном выражении, но глубинно определяющий соц. жизнь, подобен первооснове мира. Юнг относит к архетипам образы матери, земли, дарителя, спасителя, персоны, самости, тени. Эмоционально-чувственный. Эмоции и чувства чел-а имеют соц. хар-р и в когнитивном отношении предполагают ощущения (инф-ю об отд-х сторонах объектов). В аксиологическом плане эмоции и чувства содержат нормы бытия, ориентируют на нравственное поведение, сообщают об интеллигентности. Воля – способ-ть контролировать свои побуждения, организовывать свои усилия, а память, внимание и воображение показывают концентрацию воли. Воля выдвигает цели, определяет ср-ва их достижения, поддерживает свободу как способ бытия чел. Рациональный. Ур-нь абстрактно-логического мышл-я, рефлексии. Понятие фиксирует существенный признак чего-либо. Суждение утверждает или отрицает. Умозаключение демонстрирует выводное значение. В современной Ф различают 2 вида мышл-я: рационально-логический, образно-ассоциативный (правое полушарие). Рацион.-логическое мышл-е всегда экстровертно, направлено на выяснение внеш. связей, а образно-ассоциативное мышл-е интровертно, анализирует внтр. состояние субъекта. Сознание и бессознат-е содержат 2 вида мышл-я и явл-ся компенсацией друг другу, известны и общие установки сознания. Ощущения сообщают, что нечто существует. Мышление говорит, что это. Чувства объясняют приемлимо ли это. Интуиция пытается разобраться откуда это. Духовное сознание предполагает трансцендирование, интенциональность (субъект–субъектная встреча, осмысление личностного смысла всего происходящего),направленность, идентичность(знание себя).Дух. интуиция предполагает сверхразумное усилие, способное восполнить недостающую информацию, предполагает прозрение, озарение, прорыв. Интуиция дается отдельным людям как награда. Значение предчувствия, предвидения. Духовое сознание имеет как религиозную так и светскую направл-ть, достаточно для духовности стремления к высшим ценностям. Уровни сознания. 1.Общественный и личный. 2. Психологии и идеологии. 3. Обыденный и теоретический. Формы общественного сознания включают в себя: мораль, политику, право, как нормативные феномены; науку, Ф и искусство как духовные программы, религию как мировоззренческий императив. Названые нормы могут быть рассмотрены как идеология. Психология проявляется на ур-не здравого смысла и обыденного сознания. В нем дан житейский опыт и своеобразные обобщения и только на ур-не теоретическом происходит абстрагирование и даются точные формулировки на основе истинного знания о повседневности.

Функции: - рефлексивная(готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя), - познавательная (совок-ть знаний о мире), - различие субъекта и объекта, - обеспечение целеполагающей деят-ти, -регулятивная, коммуникат-я, аксиологич-я ( наука о ценн-ях).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...