Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диалектич. закон единства (взаимод-я) противоположностей, его сущность и методология применения.




З-н указ-ет ист-к р-я и движ-е силы р-я. Этим ист-ом явл-ся внутр. противор-я бытия. По стр-ре этот з-н показ-ет виды противоречий: внешн. и внутр., осн. и неосн., конструкт. и деструкт-е, предм-е и функцион-е. против-я. Совр. диал-ка изучает т/же амбивалентность всех вещей и явл-й, а т/же вз/дополняемость. По д-ю своему этот з-н предп-ет: тождество -> различие -> противоп-сть -> противор-е -> конфликт -> разреш-е конфл. -> нов. Тождество и дальше по спирали (с начала). Против-сть – более гибк. форма отриц-я. Тождество – это прежде всего равен-во явления самому себе, предполагающее различие: каждое явл-е и тождественно себе, и в то же время отлич-ся от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие являются плюсами, которые представляют собой нечто целое только в своем единстве. Различие – это и сравнит-я характ-ка объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Категория «противоположность» выражает 1 из взаимодействующих сторон любого объекта, явления, процесса. Будучи сторонами одного и того же объекта, противоположности не являются по отношению друг к другу чем-то чужеродным. Напротив, они не могут «жить» друг без друга. Диалектические противоположности органически взаимосвязаны и наряду с противоположными св-ми содержат в себе общие черты: северный полюс и южный полюс, например, являются полюсами, хотя и противоположными. Противоположные стороны не только взаимоисключают и взаимоотрицают, но и взаимодополняют, взаимопредпологают друг друга (единство противоположностей). Если бы противоположности только взаимоисключали друг друга, то такое отношение могло служить лишь кратковременным толчком к изменению, а не постоянно действующим источником развития. С другой стороны, если бы м/д противоположностями существовало только лишь единство, тождество, но не было бы взаимоисключения, то не было бы и стимула к изменению и развитию. Отношение противоположностей динамично; оно не может оставаться в застывшем виде. Это постоянно действующий источник развития. Взаимосвязи противоположностей многообразны по форме, способам их проявления. Во-1х, не всегда взаимосвязь явл-ся взаимодействием.(например, правое и левое, верх и низ и т.д.)А во-2х, не всегда хар-р взаимодействия противоположностей оказывается противоречием. Вряд ли можно говорить о противоречии вещ-вом и полем, кач-вом и колич-вом, кот-е присущи всем объектам действит-ти.


 


Диалектич. з-н вз/перехода колич-х и кач-х измен-ий, его сущность и характ-мый им аспект р-я.

Сущность:позв-ет выявить мех-зм всяк. р-я и представить этот мех-зм как серию циклов р-я, кот. осущ-ся по спирали. Мех-зм р-я, согл-но дан. з-ну выраж-ся в накопл-ии колич-х изм-ний и пер-чу к нов. кач-ву. Стр-радан. з-на раскр-ет сумму категорий, таких каккач-во– это внутр. и внешн. тожд-сть предмета, опред-сть, существ-я конкр-сть, когда, по Гегелю, «нечто есть то, что оно есть». Кач-во т.о. обесп-ет ед-во всех св-в предметов и явл-ний. Кач-во атрибутивно, интегр-но и всегда совпадает с опред-ем к/то предметов и явл-ний, прерывно. Кач-во не следует путать со св-вом, т.к. св-во проявл-ся во вз/д-ии с др. предметами, носит внешн. х-р. Кол-во– непоср-ая опред-сть, совок-сть скорее внешн. параметров, но есть и внутр-е кол-во. Оно показ-ет сост-е, накопл-е, ст-нь, вел-ну, V, число. Кол-во непрер-но, в нём происх-т нараст-е и убыв-е сост-ий. Мера, по Гегелю, - кач-е кол-во, своё, другое. Мера – это равновесие, целостность, гармония. Как всякий баланс мера легко наруш-ся. 3 смысла меры: 1.мера – зол. сер-на;2.интервал кол-х изм-ний, в границах кот. кач-во ост-ся прежним; 3. высш. граница кол-ва, предел или точка перех-да в новое сост-е. Скачок –переход в нов. сост-е. Бывает: эволюц, революц-ый, глобыльн., локальн., поверхн-ый, глубинный, частный, общий, прогресс., регресс., соц., личностн. Д-е дан. з-на

Выражает посл-сть: кач-во -> кол-во -> мера -> скачок -> нов. кач-во -> нов. кол-во. Процесс движения диалектика рассм. в единстве колич.и кач.изменений, как их взаимодействие и взаимопереход. Колич.изменения осуществл.в пределах меры: если превышают меру кол-ва, то взрыв и вещь переходит в новое кач-во. Любой процесс-это процесс колич-кач.изменений. Будучи колич.для сис-мы, он явл. качественным для ее элементов. И только кач.изменение всех элементов сис-мы влечет за собой изменение кач-ва сис-мы. В этом и состоит взаимопереход колич.и кач. изменений. 


 


Диалект-кий з-н отриц-я отриц-я, его сущность и методол-я примен-я д/опред-я тенд-ций и форм р-я.

Сущность:указ-ет напр-сть р-я, а значит, преемтв-сть, наследов-е, традицию, показ-ет 4 тенд-ции всякого р-я: прогресс, регресс, зигзагообр-сть, круговорот (образ спирали). В стр-ре – разл-е виды отрицаний. Отриц-е – переход в нов. кач-во. Зависит от сути предметов и явлений и предп-ет след. виды:возникн-е и уничт-е, разруш-е и созд-е, обратимое и необратимое, позитивн. и негативн., конструкт. и деструкт., с/отриц-е, а т/же 1-ое отриц-е (снятие, по Гегелю) и 2-ое отр-ние как синтез. Д/снятия хар-но преодол-е, сохр-е лучшего и прежнего, подъём на более выс. ступень р-я. Что кас-ся втор. Отриц-я (синтеза), то именно в нём выраж-ся поступательность р-я, относит-я заверш-сть его цикла. Д-е з-на поазано Гегелемкак тезис, антитезис, синтез. Это и есть триада, в кот. тезис– исходн. сост-е, рав-во самому себе; антитезис как 1-ое отриц-е как перех. сост-е, а синтез – соед-е старого и нового.

Категории диалектики как необходимые логические ступени иссл-я объект-х сторон и стр-ых связей сущего.

Кат-рии диал-ки - этонаиболее общие понятия, в кот.отраж. всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Это не пустые мыслительные стр-ры, а содержательные формы мышления. Их содержание - знания, отраженные и зафиксированные в языке всеобщие черты бытия. В самом проц. мышления кат. выступают как его организующее начало, мышление невозможно без кат., оно протекает, разворачивается на их основе. Единичное показывает уникальное, особенное раскрывает специфическое, общее выступает как типичное,сходное,значимое.

Сод-т комплекс категорий, но в диал-ке есть ещё 7 парных, бинарных категорий, кот. иногда наз-ют неосн. з-ами диал-ки: 1) кат-рии единичного и общего; 2) кат-рии части и целого; 3) сущность и явление; 4) сод-е и форма; 5) кат-рии причины и следствия; 6) кат-рии необходимого и случайного; 7) кат-рии возм-сти и действ-сти.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 375.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...