Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исторические формы диалектики, её сущность как фил-ой теории р-я и логики иссл-я действ-сти.




Диалектика – это общая теория развития и метод познания действит-ти, но понятие «развитие» под. более общему понятию движения. Движение– форма сущ-ия материи, которая показывает изменение в пространстве и времени, любое взаимодействие, движение абсолютно и обладает всеми св-ми материи. Формы движения материи по Энгельсу предполагают: -механическое, физическое, химическое, биологич., соц. движение. Однако современная наука рассматривает движение на уровне ДНК и РНК, на ур-не планетарном и космическом и кроме этого движению подвержены идеальные процессы. По стр-ре всякое движение предпологает: -самодвижение; -действие – это внутр. преобразование; -отражение; Качествен. моменты движение показывает развитие. Развитие представляет собой самообновление и самоорганизацию и направленность., котор. может быть прогресс, регресс, одноуровн-е р-е и круговорот. Движение надо воспринимать 2-х планах: -Как общая теория Движения учит о бытии и познании. Может быть объектив. движение и субъектив. движение; -Движение как метод познания выступает в единстве с логикой, гносеологией, это значит, что принципы, законы, категории движения имеют всеобщий хар-р, учат о природе, общ-ве, мышлении, чел-ке. Для филос-и свойственно стремление теоретически выразить сущность диалектич-х процессов, происходящих в сферах бытия и сознания. В этом случае субъективная диалектика выступает в роли той или иной мировоззренческой теории. Среди них принято выделять 3 историч. формы диалектики: диалектику древних философов, идеалистическую диалектику и материалистич. диалектику. В философии древних мыслителей(Фалес, Гераклит, Зенон и др.) обсуждались важнейшие идеи диалектики: о текучести всего сущего, его противоречивости, соотношения единого и многого, бытия и небытия. Если обращение древних философов к подобным идеям имело в общем хар-р догадок, то немецкие философы XVlll-XlX вв. свои размышления о развитии приводили в сознательно построенную логическую систему. Наиболее стройной теорией идеалистич. диалектики стало учение Гегеля. Он признает ведущим ее началом принцип противоречия, стремится найти и указать проходящую через все сферы действит-ти нить восходящего развития, формулируя главные его законы. Но как объективный идеалист Гегель видит основу диалектики исключительно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга мира. Идеалистическая диалектика свое предназначенье сводила в конечном счете только к рациональной интерпретации «разумной» действит-тью для примирения с нею. Новое кач-во теория диалектики приобретает в филос-и марксизма. Маркс и Энгельс выработали материалистическое понимание диалектики. Она отныне предстает как наука о всеобщей связи. Вместе с тем в филос-и наших дней воспроизводятся и различные модификации иного понимания диалектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания чел-ка на его проекции на всю окруж. действит-ть.

 

 

19. Диалектическое учение о взаимосвязях явлений. Понятие закона (законом-ти) и их классиф-и.Окружающие нас процессы, предметы находятся в сложной взаимосвязи. Одни связи являются очевидными, о существовании других можно судить лишь после длительных наблюдений и размышлений. Всеобщая взаимосвязь. Согласно этому принципу, связь явлений, под которой понимается такое отношение м/д двумя проц-ами, при котором изменение в одном объекте сопровождаются изменениями в другом, имеет универсальный, вселенский хар-р. В природе все взаимосвязано, каждый атом Вселенной непосредственно связан со всеми остальными, однако взаимодействие осуществляется далеко не всегда и не везде; оно предполагает определенное качественное сходство взаимосвязанных явлений. Если бы в природе взаимодействие отсутствовало, то не было бы движения. Движение – рез-т взаимодействия и одновременно всякое изменение. Принцип взаимосвязи таким образом логически предшествует другому основополагающему принципу теории диалектики – развития. Но только логически, ибо реально взаимосвязь и развитие не существует отдельно: там, где есть взаимосвязь и взаимодействие, там есть движение и развитие. Взаимосвязь имеет место не только м/д различными вещами матер-й действит-ти, но и всевозможными процессами. Классификация связей. Особый вид представляет так называемые информационные связи, которые не ограничиваются рамками вида и популяции, биоценоза, биосферы, живой природе в целом, а имеют место во всей природе целиком. Информационная связь предполагает канал передачи информации. Различают также связи внутренние и внешние. Внутр. связи – это связи м/д элем-ми системного образования, совок-ть которых образует его стр-ру. Внеш. же связи представляют собой отношения м/д данным явлением и окружающими его предметами, процессами. В теоретической и практической деят-ти важно отличать существенные связи от несущественных. Для закономерных связей хар-рна устойчивость, которая тесно связана необходимостью и повторяемостью, цикличностью процессов природы. Без этого не может быть закона как такового. Итак, закон – это существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь м/д явлениями. От законов следует отличать закономерности. Понятие «закономерность» шире понятия «закон», поскольку закономерность проявляется в ряде законов. К тому же, когда говорят о закономерности, то подчеркивают, что в кач-ве таковой могут выступать не только законы, но и принципы. С помощью понятия «закономерность» выражают общую тенденцию развития. В макромире принято различать еще статические законы, дающие количеств. хар-ку массовым явлениям. В макромире наблюдается 3 типа законов: закон-тенденция, закон однозначной детерминации и статический закон.Различают всеобщие, общие и частные законы. Всеобщие – законы диалектики, имеющие универсальный хар-р, действующие во всех без исключения сферах действит-ти. Частные законы имеют значительно меньшую сферу действия, чем общие. Они присущи лишь отдельным формам движения материи, некоторым структурным уровням матер. действит-ти. Каждая наука содержит в своем составе целую серию таких законов. Классификация законов может быть осуществлена и по тому, какую сторону явлений действит-ти отражает тот или иной закон. Есть много иных оснований, по которым осуществляется классификация законов. Необходимо, в частности учитывать специфику законов обществ. р-я, их отличие от законов природы. Дело в том, что в общ-ве действуют обладающие сознанием люди, ставящие перед собой опред. цели, поэтому законы здесь проявляются не стихийно, а через деят-ть людей. К тому же специфич. законы развития соц. организма могут отмирать и возникать вновь.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 372.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...