Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диал. кат-рии единичного, особенного, общего. Диал-ка единичного и общего, з-н их объективной вз/связи.




В процессе познания опред.фрагмента реальности чел.не сразу выявляет его существенные и необходимые х-ки. Он начинает с познания вншн. хар-к и лишь затем углубляется в более  сложные, внтр., существ. стороны объекта.Поэтому 1-й надо рассмотреть категорию отдельное, кот.фиксирует отдельно существующие  объекты,предметы,явл-я Имея дело с отдельными предметами, явлениями, рассматривая их вншн.,доступные св-ва и отн., чел сначала подмечает для себя их неповторимость, т.е.видит единичное. Затем в процессе сравнения, наблюдения он обнаруживает во множ-ве отдельных предметов нечто общее. Единичное и общее предстают как стороны,грани отдельного, кот.сущ-т в отдельном,только через отдельное. Множ-во отдельных предметов, обладающих общими св-вами, принадлежат к 1 классу объектов, т.е. многое “свертывается” в единое. Сравнивая разные классы объектов,чел.замечает, что общее для 1 класса не явл-ся таковым для другого. Категория особенное как раз и выполняет эту различающую ф-цию по отношению к разным классам. Так,множ-во стульев будет подклассом в рамках класса мебели. Каждый из стульев обладает как только ему присущими св-вами,так и общими признаками, по которым стулья тождественны. Но общие для стульев признаки не будут таковыми для подкласса столов. Они будут особенными в классе мебели. Хотя со временем единичное,вернее, отдельное,может стать общим и наоборот (н-р,атавизм в виде хвоста у чел-ка). Всеобщее-это общее,присущее всем без исключения классам. Философские категории как раз и являются формами всеобщего. Они необходимы, но недостаточны в кач-ве ср-в познания конкретных закономерностей, т.к. содержат только общее и нуждаются в дополнении,в содержательной конкретизации. В истории филос-и имели место 2 крайности в трактовке общего и отдельного. Сторонники реализма полагали,что до и вне отдельных вещей существует общее,которое и порождает отдельные предметы,т.е.истинным бытием обладает лишь общее.Что касается единичного,то это лишь случайная форма бытияи в свое случайности оно ничтожно,а потому равно небытию.А номиналисты признавали реально существующим лишь отдельные вещи,ошибочно отказывая общему в объективном бытии,т.е.действительным бытием обладает лишь единичное.Что касается общего,то это лищь имя, кот. мы обозначаем какой-то круг реально существующих предметов. Где же истина? Истина в том,чтобы понять общее и единичное как форму противоречия, в кот. существует мир. В таком понимании общее и единичное относятся не к содерж-ю самого сущего,а к содерж-ю того,как это сущее существует.Реальное бытие материи есть противоречие. Противоречие и отражено в данном случае в кат.общего и единичного. Если общее существует в единичном и через единичное,то единичное,в свою очередь,существует в общем и через общее. (определение через род и видовое отличие: хореография-вид искусства, использующий в качесте ср-ва выражения пластику чел.тела.Мы отождествляем хореографию с иск-вом-единичное отождествляем с общим,и через призму иск-ва вообще(общего) фиксируем уникальность этого вида искусства.Т.е. ничего нельзя сказать о вещи,не отождествив ее предварительно с другими вещами). Итак,на начальной ступени познания задейтвованы не все категории,а опред.блок понятий: “отдельное”, “единичное”, “общее”, “особенное”, “многое”, ”единое”, “тождество”, “различие”.На этом этапе субъект еще не успел проникнуть во внтр. орг-ию объекта,ему еще не ясны структурные, функцион-е,причинные связи.Но этот этап явл-ся неизбежным и необходимым. Т.о.,единичное показывает уникальное, особенное раскрывает специфич-е, общее выступает как типичное,сходное,значимое.Взаимосвязь м/д единичным и общим: закон обратного отношения м/д единичным и общим.


 


Сущность и явл-е, сод-е и форма, их диал-ка и законом-сти объект. вз/связи.

Сущность изначально инвариантно необходимо выражает кач-ва, показ-ет глубину знаний, устойчивость предметов и явлений. Явл-е вариативно, всегда выражает сущность и при этом всегда богаче сущности, т.к. сущность скрыта, и её добывают путём ан-за сит-ции. По Канту, сущность – «вещь в себе». Не следует смешивать с явл-ем видимость и кажемость. Они случайны и преходящи. Сущность проявл-ся, явл-е существенно.

Сод-е – это совок-сть сущ-ых признаков, несёт в себе сумму идей, теорий, концепций. Форма –способорганиз-ии сод-я. Она относительно с/ст-на, особ. в ис-ве. Форма бывает внутр-я (стр-ра, композиция, фабула) и внешн. (имеет отн-е к стилю, внешним параметрам). Сод-е всегда оформлено, а форма содерж-на. Одно и то же сод-е м/б в разных формах.

Категории части и целого. Понятия стр-ры, с-мы, их методологич. Применение а ан-зе языковых явлений.

Часть и целое – философские категории, отражающие отношение м/д сторонами отдельного предмета. Любой предмет состоит из частей. Часть - элемент целого. Целое не сводится только к сумме его частей. Оно включает и способ соединения этих частей, их взаимосвязи, взаимообусловленность и многое др. Предмет не может быть представлен через сумму составляющих его частей потому, что они возникают и существуют только в единой сис-ме, т.е. на основе определ. типа соединений, и только в этом случае они становятся частями. Целое - сис-ма, имеющая стр-ру. Стр-ра – способ организации элементов, кот. обеспечивают устойчивость. Элемент – понятие, означающее первичные частицы, первичные звенья сис-мы, из комбинаций которых она складывается, образовывается. Сис-ма – совок-ть элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая обеспечивает целостность и органичность. Различают динамические сис-мы(изменяющиеся с течением времени) и статические; открытые (обменивающиеся с окруж. средой вещ-вом, информацией, энергией) и закрытые; самоорганизующиеся (их изменения происходят автоматически) и неорганизованные; управляемые и неуправляемые и др. Т.о. всякое целое предполагает взаимосвязь частей, явл-ся системной структурой и структурной системой.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 362.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...