Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема субстанционального ед-ва мира и её научно-философск. реш-е. Сущность материалистического монизма.




Есть ли в многообразии тел, процессов, явлений окр. мира какая-то общность,единая основа? Диалектико-материалист. Ф. решает этот ? положительно. Согласно матер. монизму в мире нет ничего иного,кроме движущейся материи с ее св-ми. Такой ответ отвергает всякие домыслы о наличии в окр. действит-ти чего-то сверхестественного. Все же единство мира заключается не в его материальности, ибо наряду с матер. процессами в мире наличествуют идеал., психич. явления. Подлинное единство мира заключается в общности законов диалектики, в том общем,что присуще всему наличному бытию независимо от того, материально оно или не материально. Только таким образом можно логически обосновать единство мира. Совсем нетрудно согласовать наличие в мире нематер. процессов, сознания с принципом матер. монизма. Идеальное сущ-ет,конечно,не менее реально,чем материальное. Однако очевидно,что 1-е является св-м второго, так что мат. монизм, дающий целостное объяснение природы и общ-ва, исключает дуалитическое противопоставление сознания материи, идеального материальному и рассматривает сознание в качестве функц. св-ва мозга. Диа-материал. Ф. позитивным образом решает ? о единстве мира. Плюрализм, признающий неск-ко нематер. начал в мире (мысли, переживания ), а также дуалистическ. фил. концепция исключают возможность даже постановки ? о единстве мира. Идеализм же ставит ? о единсве мира ненаучно и потому же не в состоянии решить его, хотя зачастую и предполагает иделистич. монизм. Логически обоснованное фил-й единство мира дополняется и иллюстрируется многочисленными данными из области гуманит.,естествен,технич. наук. Все в окруж. дейст-ти находится во взаимосвязи и развитии. Это как нельзя лучше подтверждается эволюц. теорией Дарвина, вскрывающей не только взаимосвязь м/д особями,но историко-генетич. связь высших представителей живот. и растител. мира. В сфере неживой природы тоже наблюдается единство в многообразии тел,предметов,явлений.Все они состоят из одинаковых элементарн. частиц, а простые и сложн. хим. вещ-ва из атомов. Связь явлений в историч. и процессуальн. наблюдается не только в живой природе и общ-ве, но и в обл-ти неорган. мира. Возникновение органич. жизни не было беспредпосылочным: до этого имело место предбиолог.,физико-хим. эволюция и т.д.В связи с этим можно говорить о глобал. единстве мира,венцом кот. явл-ся чел с его разумом.Что же касается системно-структ. аспекта,то взаимосвязь живой и неивой природы,а также общ-ва и природы является очевидной. О единстве мира свидетельствует универсальн. для всех процессов закон сохранения и превращения энергии, он обобщен теорией относит-ти путем обнаружения связи массы и энергии,в кот. проявляется взаимосвязь и единство всех видов энергии и форм движ-я материи и на котором основывается фил. принцип несотворимости и неуничтожимости материи.


 


Категория материи. Сущность и осн. треб-я материалист. подхода к ан-зу явл-ий действ-ти.

Материя – это субст-ция, облад-щая статусом первоначала по отн-ю к созн-ю. Это понятие для обозначения объективной реальности, существующей бесконечно и вечно. Это все многообразие предметов, процессов, вещей, полей (эл -магнитных, гравитационных, ядерных, электронно-позитронных), в-в (газ, жидкость, плазма, твердые тела), матер-х стр-р (вирусы, микробы, живые тела – люди, животные, растения). М. – это понятие, фиксирующее всю сумму категорий, предельно общее понятие, но содержательное. Существенные св-ва М.: -всеобщность и объективность. М. имеет причину и основание существования в самой себе; М. - самодетерминирующая реальность, самопричина, основа всех конкретных материальных явлений; -М. не сотворима и неуничтожима в кач. и колич. отношении. Все вещи возникают и исчезают. М. как субстанция остается одной и той же; -М. неисчерпаема, актуальна и потенциальна. Сущ-ет через матер. образования и посредством своих атрибутов; -М. прерывна и непрерывна, т.е. дискретна и континуальна. В зависимости от взглядов на М. в ф. выделяют материалистов (первичной признают материю) и идеалистов. Материалисты исходят из первичности материи, бытия. Они обосновывают вечность и несотворимость природы, независимость ее существования от сознания. А сам чел. предстает как часть и продукт природы, особая форма бытия материи. Мышление же выступает как нечто вторичное, обусловленное материей и взаимодействующее с нею. Идеалисты настаивают на первичности духовного начала. Те из них, кто полагает, что сознание существует до и вне природы, независимо от нее, называются объективными идеалистами (Платон, Гегель). В их представлении природа и сам чел. творятся неким безличным духом (Богом, идеей, волей, мировым разумом). Субъект-е идеалисты (Беркли, Юм) вообще не допускают какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. А дуалисты считают, что в основе окруж. действит-ти лежат 2 независимые субстанции – душа и тело, матер-е и идеальное, сознание и материя (Декарт). Современный материализм противопоставляет М. и сознание только в плане бытия. Что касается познават-х и ценностных процессов, то здесь материальное и духовное взаимопроникают.

Стр-ра М. 1) М как в-во возможна в космическом, биологическом и соц. значении. КОСМОС-неорганическая, неживая природа (1. мельчайшая частица, микротела, частицы и античастицы (электрон, протон, нетрино, позитрон), 2. атомные ядра, 3. атомы, 4. молекулы, 5. плазма, 6. макротела: тверд, жидк, газообразные, 7. мегатела: Земля, звезды, галактики, мегагалактики). БИОС - органическая, живая природа (1. микротела: белковые и нуклеиновые кислоты, 2. микроорганизмы: вирусы, бактерии, микробы, 3. клетки, 4. макротела: одно- и многоклеточные организмы, 5. растения, 6. животные, 7. люди, 8. биоценозы - геосреда, 9. биосфера: Земля +все оболочки). СОЦИУМ-общественно организованная материя (1. чел, 2. человеч-во и общ-во (масса и организации), 3. социосфера – все, созданное чел, 4. техносфера- цивилизация, артефакты, вещи, 5. ноосфера – культура, дух. мир). 2)М.как поле: эл-магнитное (квантово-фотонное), гравитационное (квантово-гравитонные), ядерные, электронно-позитронные (квантово-электронные). Формы существования М.: М. проявляется через свои атрибуты, т.е. неотъемлемые св-ва, неразрывные с самой М. Энгельс: В мире нет ничего кроме движущейся М. и она не может двигаться иначе, чем в пространстве и во времени. Современная ф. рассматривает 5 форм существования М. 1-системность и самоорганизация – прослеживается историч. развитие, 2-движение – показывает изменения в пространстве и времени, 3-пространство и время – обладают св-вами материи: объективность, всеобщность, неисчерпаемость, абсолютность и относит-ть, несотворимость и неуничтожимость, вечность и бесконечность, прерывность и непрерывность + 3хмерность, изотропность, однородность, 4-отражение - св-во матер-х образований воспроизводить в ходе взаимодействия св-ва и особенности других сис-м, 5-детерминизм– осн. принцип диалектики. Причинная обусловленность всего происходящего. Показывает предшествование, порождение, следствие.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 420.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...