Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема №9. Философская антропология




Занятие 9/1. Лекция:

«Человек как предмет философского анализа»

  Время – 2 часа

Цели занятия:

1. Раскрыть содержание основных проблем философской антропологии.

2. Рассмотреть содержание и значение философского учения о человеке.

3. Сформировать понимание философского подхода к исследованию человека как биосоциального существа.

4. Вооружить обучаемых знанием об объективных и субъективных основаниях проблемы смысла и цели жизни человека в современном обществе.

Вопросы лекции:

1. Философская антропология и круг ее проблем.

2. Смысл и цель жизни человека в обществе.

Методические рекомендации по изучению темы:

Проблема человека была одной из центральных для большинства философских систем, школ и направлений. Ее актуальность и значимость не только не уменьшилась в наши дни, а скорее возросла в связи с ростом субъективного фактора в общественном развитии.

При рассмотрении первого вопросалекции необходимо обратить внимание на то, что основными особенностями научного знания о человеке являются:

– в силу своей сложности, многогранности и научной значимости проблема человека является универсальной, так как человек – объект изучения многих наук;

– каждая частная наука, непосредственно изучающая человека (психология и педагогика, этика и этнография, и т. д.), рассматривает его в разных аспектах, под углом зрения, специфичным для данной науки;

– философия, обобщая данные частных наук, выводит общее, фундаментальное знание о человеке. Раздел философии, в рамках которого исследуются проблемы человека, получил название «антропология».

Философская антропология – учение о природе и сущности человека в единстве его природного и социального, физического и духовного, объективного и субъективного.

В широком смысле философская антропология – философское учение о природе и сущности человека; в узком смысле – течение западноевропейской, преимущественно немецкой философии ХХ века (представители М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер);

Круг решаемых философской антропологией проблем:

– формирование основного теоретического содержания всеобщей концепции человека;

– выяснение связи данной концепции человека с социологической, социально-психологической, этической и другими конкретными учениями о человеке;

– исследование связи между материальной организацией объективного мира и человека, их существованием и развитием;

– изучение места человека в мире, смысла его жизни, соотношения смерти и бессмертия человека;

– объяснение происхождения человека и общества на Земле, их природы и специфики;

– анализ деятельностной сущности человека, освоения им материальных и духовных ценностей;

– обобщение данных частных наук об эволюции человека, его жизнедеятельности, роли во Вселенной, общественном прогрессе;

– аргументирование гуманистического характера общественного развития и др.

К базовым концепциям человека в философской антропологии можно отнести:

– натурализм рассматривает человека как существо, прежде всего, природное, считая, что его жизнь полностью объясняется законами биологии, не видя его социальной специфики;

– психологизм абсолютизирует психическую природу человека;

– в конвенционализме поведение человека определяется условными нормами, произвольно принимаемыми в обществах, культурах разного типа;

– субъективный антропологизм во всех своих формах утверждает, что человек укоренен в своей субъективной реальности и его предназначение – в самореализации;

– социологизм игнорирует природную основу человека, считает его функцией общественной жизни;

– антропологический материализм сущность человека усматривает в том, что он, являясь продуктом природы, обладает разумом, сердцем и волей;

– волюнтаристский вариант объективного идеализма считает основой мировой и человеческой жизни иррациональные устремления воли человека;

– религиозный антропологизм видит назначение человека в свободном совершенствовании мира на путях его приближения к идеалу, замысленному Богом;

– марксистская антропология, рассматривает человека как биосоциальное существо, включенное в систему социальных  связей и отношений, общественно-практическую деятельность по преобразованию мира.

В сочетании с разными решениями вопроса о предназначении человека эти представления о его природе и сущности образуют разнообразие основных вариантов философских концепций человека.

При раскрытии содержания второго вопросалекции «Смысл и цель жизни человека в обществе» необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

– социально-философский анализ смысла и цели жизни человека в обществе необходимо предполагает обращение к понятию «личность»;

– личность формируется в обществе в процессе ее деятельности, общения, включенности в систему общественных связей и отношений;

– формирование личности есть процесс ее социализации, в результате чего образуется тот стержень, вокруг которого объединяется все многообразие черт, свойств и признаков, делающих личность неповторимой.

К существенным признакам личности следует отнести:

– наличие развитого сознания (самосознания), мировоззрения и социальных качеств;

– осмысленная ориентированность на систему общественных ценностей и их усвоение;

– наличие чувства собственного достоинства и его активная защита;

– высокая степень ответственности перед собой и обществом за свои действия и поступки.

Таким образом, личность – это конкретный человек в единстве его общих, особенных и единичных социальных свойств, формирующихся и реализующихся в определенной системе общественных отношений и социальной деятельности.

Смысл жизни - означает совокупность предназначений и устремлений человека (как личности) в ходе его жизни, включенность в систему общественных отношений, подчиняющих себе поведение и поступки.

К наиболее общим аспектам проблемы смысла жизни можно отнести:

– смысл жизни человека заключается в самой жизни, а не вне ее;

– объективно не существует универсального смысла жизни;

– он никогда не дается в готовом виде, ему нельзя научиться;

– поиск и обретение смысла жизни человеком неразрывно связан с необходимостью его практической реализации.

В рамках философского понимания смысла и ценности человеческой жизни следует выделять субъективную и объективную стороны.

Субъективная сторона представляет собой совокупность факторов, определяющих поиск и выбор смысла и цели жизни каждым социальным субъектом:

– самостоятельный индивидуальный духовный поиск и обретение каждым человеком смысла и цели жизни;

– индивидуальный выбор средств и методов обретения смысла жизни;

– необходимость значительных духовных усилий (затрат) на его осмысление и сознательный выбор;

– реализация в конкретных формах человеческой деятельности;

– - возможность наличия множества субъективных ошибок на пути его обретения.

Объективная сторона представляет собой совокупность социокультурных факторов, определяющих общее содержание и направленность духовности основных социальных субъектов:

– независимость выбора от возраста, пола, условий жизни;

– утверждается и доказывается в ходе всей жизни делами и поступками людей;

– влияние исторической эпохи, требований прогресса, гуманизма к человеческой жизни в обществе;

– обретает свою ценность в сравнении со смыслом жизни других людей, состоянием и направленностью общесоциальных ценностей.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит специфика философского осмысления проблемы человека?

2. Каково содержание основных философских подходов к пониманию человека?

3. Как соотносятся понятие «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»? Каково содержание каждого из них?

4. Социально-философская характеристика личности.

5. В чем находит свое выражение взаимосвязь личности и общества?

6. Современная философия о смысле и цели жизни, смерти и бессмертия человека.

7. В чем состоит специфика подхода В. Франкла в понимании проблемы выбора и обретения человеком смысла жизни в современном обществе?

Литература:

1. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

2. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 

3. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с.

4. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 488.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...