Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема №2. Философская мысль в странах Древнего мира




 

Занятие 2/1. Лекция:

«Генезис философии в странах Древнего мира»

 Время– 2 часа

Цели занятия:

1. Ознакомить обучающихся с основными направлениями древней философии.

2. Показать специфику философии Индии и Китая.

3. Показать особое значение античной философии для всего дальнейшего развития европейского философского знания.

Вопросы лекции:

1. Особенности и круг проблем в философии стран Древнего Востока.

2. Античная философия как тип мышления

  Методические рекомендации:

При изучении первого вопроса лекции обратить внимание на следующее:

Древнейшие сочинения, содержащие философские взгляды, появились во II-м тысячелетии до н.э. в Древней Индии, Китае и несколько веков спустя в Древней Греции.

 Древняя Индия

– «Веды» - литературные памятники (гимны, молитвы, песнопения, заклинания), объединенные общим названием. (II тысячелетие до н.э.).

– «Упанишады» - диалоги мудреца с учеником (IX - VI вв. до н.э.), в которых:

ü осмысление явлений мира, идеи о существовании различных видов знаний (логики, грамма­тики, астрономии, науки чисел, военной науки);

ü попытка выяснения природы человека, его сущности и предназначения, познавательных способностей человека, норм поведения;

ü в качестве первоосновы мира рассматривается либо духовный абсолю­т («брахман» или «атман»), либо одна из стихий (вода, воздух, земля, огонь).

Однако в целом приоритет отдается духовному началу, который считается бестелесной первопричиной природы и человека;

ü познание подразделяется на:

 низшее — познание окружающей действительности;

 высшее — познание истины, духовного абсолюта;

ü в структуре человеческого разума (психики) выделяется сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение;

ü этические проблемы и пути их решения:

– призыв к пассивно-созерцательному поведению;

– высшее блаженство — полное отстранение от всех мирских забот;

– блаженство — спокойное состояние души, а не тела.

Философские школы Древней Индии:

· ортодоксальные: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика

· неортодоксальные: материалистическая (чарвака), буддийская, джайнистская.

(неортодоксальные в отличие от ортодоксальных, не признают значения вед).

Древний Китай

Древнейший литературный памятник - «Книга перемен» («И цзин»), в которой была предпринята попытка отразить процессы, происходящие в природе, включающей и небесную сферу. Небесная природа, находясь в движении, формирует все сущее.

Классики китайской философии — Лао-Цзы, Конфуций.

Лао-Цзы (VI-V вв. до н.э.) – основатель даосизма.

«Дао»:

а) естественный путь всех вещей, ни от кого не зависящий (развитие всех вещей идет по кругу, а не по восходящей);

б) вечное неизменное начало, духовная основа всех вещей и явлений природы, закон че­ловеческой жизни;

· Единственная достойная человека цель - следовать законам Дао.

Знание:

– велико значение знаний, но лишь созерцательных (поверхностных), так как все изме­няется само собой, человек должен (может) только созерцать;

– уровни знания: «Знающий людей — мудр, знающий себя — просвещен».

– методология познания:

ü по себе можно познать других;

ü по одной семье можно познать остальные;

ü по одному царству — другие;

ü по одной стране — Вселенную;

 Социальные воззрения (устройство общества и управление им):

– лучший правитель тот, о котором народ знает, что он есть;

– несколько хуже — которого народ любит и возвышает;

– еще хуже — которого народ боится;

– самый плохой — которого народ презирает;

– лучшее правительство то, которое спокойно и бездеятельно, так как оно следует дао;

Конфуций (551 - 479 до н.э.)

· Основные понятия конфуцианства:

«жэнь» - человеколюбие, гуманность;

«ли» - почтительность, нормы общежития, церемониал, социальный регламент.

· Главное содержание учения: нравственные принципы и проблемы государственного управления.

  В основе повиновения должна быть не боязнь, а сознание.

· О познании окружающего мира:

– окружающий мир ограничивается небесной сферой;

– существенный элемент природы — судьба, как нечто врожденное;

– все первоначально предопределено судьбой, и тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить;

– уровни знания: «Высшее знание — это врожденное знание. Ниже — знания, приобретен­ные учением».

При изучении второго вопроса лекции уяснить следующее:

· вопрос о первоначале мира - исходный вопрос древнегреческой философии;

· очевидная связь греческой философии с мифологией, и в то же время их сущностное различие:

ü мифология: кто родил сущее?

ü философия: из чего все произошло? (поиск субстанционального начала)

· огромное влияние наследия античности на весь последующий ход развития философии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Покажите специфику воззрений на возможности познания окружающего мира философов Древнего Востока.

2. В чем различие ортодоксальных и неортодоксальных школ Древней Индии?

3. Что такое «Дао»?

4. Каковы основные понятия конфуцианства?

5. В чем состоит принципиальное различие философии и мифа?

 

Литература:

1. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. - 256 с.

2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

3. Мифология: учебное пособие/ В. М. Найдыш. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с. 

4. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 

5. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с.

6. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 471.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...