Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема №2. Философская мысль в странах Древнего мира
Занятие 2/1. Лекция: «Генезис философии в странах Древнего мира» Время– 2 часа Цели занятия: 1. Ознакомить обучающихся с основными направлениями древней философии. 2. Показать специфику философии Индии и Китая. 3. Показать особое значение античной философии для всего дальнейшего развития европейского философского знания. Вопросы лекции: 1. Особенности и круг проблем в философии стран Древнего Востока. 2. Античная философия как тип мышления Методические рекомендации: При изучении первого вопроса лекции обратить внимание на следующее: Древнейшие сочинения, содержащие философские взгляды, появились во II-м тысячелетии до н.э. в Древней Индии, Китае и несколько веков спустя в Древней Греции. Древняя Индия – «Веды» - литературные памятники (гимны, молитвы, песнопения, заклинания), объединенные общим названием. (II тысячелетие до н.э.). – «Упанишады» - диалоги мудреца с учеником (IX - VI вв. до н.э.), в которых: ü осмысление явлений мира, идеи о существовании различных видов знаний (логики, грамматики, астрономии, науки чисел, военной науки); ü попытка выяснения природы человека, его сущности и предназначения, познавательных способностей человека, норм поведения; ü в качестве первоосновы мира рассматривается либо духовный абсолют («брахман» или «атман»), либо одна из стихий (вода, воздух, земля, огонь). Однако в целом приоритет отдается духовному началу, который считается бестелесной первопричиной природы и человека; ü познание подразделяется на: низшее — познание окружающей действительности; высшее — познание истины, духовного абсолюта; ü в структуре человеческого разума (психики) выделяется сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение; ü этические проблемы и пути их решения: – призыв к пассивно-созерцательному поведению; – высшее блаженство — полное отстранение от всех мирских забот; – блаженство — спокойное состояние души, а не тела. Философские школы Древней Индии: · ортодоксальные: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика · неортодоксальные: материалистическая (чарвака), буддийская, джайнистская. (неортодоксальные в отличие от ортодоксальных, не признают значения вед). Древний Китай Древнейший литературный памятник - «Книга перемен» («И цзин»), в которой была предпринята попытка отразить процессы, происходящие в природе, включающей и небесную сферу. Небесная природа, находясь в движении, формирует все сущее. Классики китайской философии — Лао-Цзы, Конфуций. Лао-Цзы (VI-V вв. до н.э.) – основатель даосизма. «Дао»: а) естественный путь всех вещей, ни от кого не зависящий (развитие всех вещей идет по кругу, а не по восходящей); б) вечное неизменное начало, духовная основа всех вещей и явлений природы, закон человеческой жизни; · Единственная достойная человека цель - следовать законам Дао. Знание: – велико значение знаний, но лишь созерцательных (поверхностных), так как все изменяется само собой, человек должен (может) только созерцать; – уровни знания: «Знающий людей — мудр, знающий себя — просвещен». – методология познания: ü по себе можно познать других; ü по одной семье можно познать остальные; ü по одному царству — другие; ü по одной стране — Вселенную; Социальные воззрения (устройство общества и управление им): – лучший правитель тот, о котором народ знает, что он есть; – несколько хуже — которого народ любит и возвышает; – еще хуже — которого народ боится; – самый плохой — которого народ презирает; – лучшее правительство то, которое спокойно и бездеятельно, так как оно следует дао; Конфуций (551 - 479 до н.э.) · Основные понятия конфуцианства: «жэнь» - человеколюбие, гуманность; «ли» - почтительность, нормы общежития, церемониал, социальный регламент. · Главное содержание учения: нравственные принципы и проблемы государственного управления. В основе повиновения должна быть не боязнь, а сознание. · О познании окружающего мира: – окружающий мир ограничивается небесной сферой; – существенный элемент природы — судьба, как нечто врожденное; – все первоначально предопределено судьбой, и тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить; – уровни знания: «Высшее знание — это врожденное знание. Ниже — знания, приобретенные учением». При изучении второго вопроса лекции уяснить следующее: · вопрос о первоначале мира - исходный вопрос древнегреческой философии; · очевидная связь греческой философии с мифологией, и в то же время их сущностное различие: ü мифология: кто родил сущее? ü философия: из чего все произошло? (поиск субстанционального начала) · огромное влияние наследия античности на весь последующий ход развития философии. Вопросы для самоконтроля: 1. Покажите специфику воззрений на возможности познания окружающего мира философов Древнего Востока. 2. В чем различие ортодоксальных и неортодоксальных школ Древней Индии? 3. Что такое «Дао»? 4. Каковы основные понятия конфуцианства? 5. В чем состоит принципиальное различие философии и мифа?
Литература: 1. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. - 256 с. 2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с. 3. Мифология: учебное пособие/ В. М. Найдыш. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с. 4. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 5. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с. 6. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с. Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 471. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |