Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внебюджетные фонды: виды, цель их создания, порядок функционирования и экономическая сущность. Их место и роль в финансовой системе государства.




Внебюджетные фондыфонды денежных средств страны, ее регионов или юридических лиц, образуемые, распределяемые и используемые помимо бюджетных средств. Внебюджетные фонды делят на: социальные – пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования; экономические – внебюджетные фонды, предназначенные для развития экономики в целом, ее отраслей или конкретных территорий в РФ. На уровне министерств остались фонд НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), Рослесхоза, атомной энергетики. В Москве – фонд развития территорий округов и районов Москвы, жилищно-инвестиционный фонд, безопасности дорожного движения, рекламы и городской информации, борьбы с преступностью, валютный фонд. С точки зрения субъектов – государственные, негосударственные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти — центральных, республиканских и местных.
Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется в учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками фин. рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, и во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда. Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

Экономическая сущность: с помощью внебюджетных фондов возможно: влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий; обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды; оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом; предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Место и роль в финансовой системе государства: Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, строго целевое назначение: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений. Использование средств внебюджетных фондов регулируется исполнительными органами. Внебюджетные фонды не подлежат непосредственному контролю со стороны законодательных органов, в том числе в части строгого соответствия сумм расходования средств ранее утвержденным показателям. Это повышает оперативность реагирования внебюджетных фондов на экономическую обстановку.

 


Государственные внебюджетные фонды как звено бюджетной системы Российской Федерации, организационные и правовые основы формирования и использования.

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Государственными внебюджетными фондами РФ являются: пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный и территориальный Фонд обязательного медицинского страхования. Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. ВБФ являются самостоятельными финансово-кредитными организациями, однако процессы использования средств организуются в размерах и на цели, регламентированные государством. С принятием БК РФ федеральные ВБФ были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации – во второй. Исполнение бюджетов государственных ВБФ осуществляется Федеральным Казначейством РФ. Специфика внебюджетных социальных фондов – чёткое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств. Согласно БК РФ государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и мед. помощь и имеют строго целевое назначение. Доходы государственных ВБФ формируются за счёт: обязательных платежей, установленных законодательством РФ; добровольных взносов физ. и юр. лиц; других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Расходование средств государственных ВБФ осуществляется исключительно на цели, определённые законодательством РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами этих фондов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 707.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...