Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бюджетный федерализм, понятие, виды, модели.




Бюджетный федерализм — это система принципов построения межбюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органа местного самоуправления. Виды: конкурентный и кооперативный федерализм. В случае конкурентного федерализма налоговая и расходная политика определяются каждым участником самостоятельно. При этом учитывается необходимость конкурировать с другими субъектами федерации за мобильные ресурсы путем установления наиболее выгодных налогов. Они формулируются федеральным центром и региональными властями в ходе переговоров между ними. Кооперативный - характерной чертой является использования принципа вертикального выравнивания через систему расщепляющихся налогов между уровнями бюджетной системы. Модели: Централизованная модель. В этом случае разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. Финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета с использованием различных форм межбюджетных отношений. В такой модели самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной сферы минимальна. Децентрализованная модель.Строится на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. В такой модели полномочия в сфере расходов соответствуют полномочиям в сфере доходов. Но при этом проведение единой финансовой и экономической политики в рамках национальной экономики затруднительно. Комбинированная модель предполагает использование механизмов бюджетного выравнивания. В этом случае возрастает роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим для регулирования и бюджетного выравнивания регионов. Вертикальное выравнивание - это процесс нахождения соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисбаланса региональных бюджетов за счет трансфертов. Горизонтальное выравнивание - пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации для устранения или снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий, а также учет дифференциации населения по уровню среднедушевого дохода для устранения региональных различий в прожиточном минимуме, денежных доходах и расходах населения. Среди свойств, присущих модели бюджетного федерализма РФ следует отметить: различие в социально-экономическом положении регионов (наличие «бедных» и «богатых» регионов»); плановость и прогнозирование, которые проявляет себя в ежегодных посланиях Президента РФ, бюджете РФ и бюджетах регионов; дифференцированность модели (вызванная делением бюджетных полномочий по уровням власти); кооперацию усилий сторон, по достижению обозначенных «бюджетных» целей и задач; централизацию, обусловленную обостренной современной обязанностью бюджетного федерализма. Модель бюджетного федерализма отражает кооперацию усилий уровней власти по достижению обозначенных Конституцией РФ общефедеральных задач по укреплению российского государства и развитию субъектов РФ.

Межбюджетные трансферты, их формы и условия предоставления. Совершенствование механизма предоставления межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансфертыэто средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. В российской практике межбюджетные трансферты осуществляются в основном по вертикали (сверху вниз), в связи с чем в федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение средств субъектам РФ по разделу функциональной классификации расходов бюджета «Межбюджетные трансферты». Осуществляются трансферты через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ; субсидий бюджетам субъектов РФ - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физ. или юр. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Отчисления осуществляются за счет средств Федерального фонда софинансирования расходов; субвенций бюджетам субъектов РФ-это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юр. лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Отчисление субвенций происходит из Федерального фонда компенсаций; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов; бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Бюджетные кредиты из федерального бюджета предоставляются не более чем на год. Это отличает бюджетный кредит от других видов трансфертов. Объем кредита определяется при составлении проекта федерального бюджета. Каждый субъект имеет право на приобретение такого рода финансовых поступлений. Основным условием предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ является соблюдение органами государственной власти субъектов РФ бюджетного и налогового законодательства.

Одной из главных целей межбюджетных трансфертов является сокращение зависимости субъектов РФ от финансовой помощи федерального центра, обеспечение сбалансированности бюджетов и наращивание бюджетного потенциала регионов. Для этого необходимо: формирование унифицированных механизмов межбюджетных отношений, не допускающих субъективизма и индивидуальных согласований; четкое законодательное закрепление бюджетных полномочий и ответственности властей разных уровней в решении проблем социально-экономической жизни регионов; отказ от принятия решений, возлагающих на нижестоящие бюджеты дополнительные обязательства без предоставления источников их финансирования; расширение налоговых полномочий субъектов РФ в рамках единого налогового пространства; внедрение принципа обусловленности предоставления финансовой помощи субъектам РФ; усиление контроля за целевым характером использования финансовой помощи с учетом обоснованности бюджетных расходов дотационных регионов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 504.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...