Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание и формы организации межбюджетных отношений. Реформирование межбюджетных отношений на современном этапе.




Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу: разграничения расходов и доходов на постоянной основе между уровнями бюджетной системы; распределения между бюджетами разных уровней регулирующих налогов по временным нормативам; перераспределения средств из бюджетов одного уровня в другой, а также между бюджетами того же уровня в разных формах. Цель межбюджетных отношений — создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала. Характер межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме. Бюджетный федерализм — это система принципов построения межбюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органа местного самоуправления. Принципы межбюджетных отношений: распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований; равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ; выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; Индекс бюджетной обеспеченности конкретного региона рассчитывается как отношение индекса налогового потенциала к индексу расходов данного бюджета. В свою очередь данные индексы отражают налоговый потенциал и стоимость осуществления обязательных бюджетных расходов в сравнении со средними российскими показателями. Если бюджетная обеспеченность субъекта без учета межбюджетных трансфертов ниже среднероссийского значения, осуществляется выравнивание за счет дотации до соответствующего данного среднего расчетного значения. Выделяют следующие формы межбюджетных трансфертов: Дотации – перечисляются за счет средств фонда финансовой поддержки регионов на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности и с целью обеспечения сбалансированности бюджетов. Субсидии – выделяются на условиях софинансирования для осуществления целевых расходов. Субвенции – перечисляются из фонда компенсации в случае, если расходные полномочия передаются с одного бюджетного уровня на другой. Иные межбюджетные трансферты (единовременные, чрезвычайные виды расходов).

Сложившаяся в Российской Федерации система межбюджетных отношений, несмотря на проведенные в 90-х гг. ХХ в. реформы, не в полной мере отвечает принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу и, несомненно, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. В настоящее время Россия формально сохраняет крайне высокую, даже по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. При этом федеральным законодательством установлены крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Для развития деловой активности в субъектах РФ, укрепления финансового положения регионов следует особое внимание уделять инвестиционной составляющей финансовой помощи, направляемой на развитие инфраструктуры регионов. В связи с данным крайне важно определить единые подходы к распределению разрозненных ныне источников инвестиционной поддержки регионов в рамках Фонда регионального развития. Очень важно в процессе работы по разграничению полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления добиться того, чтобы регионы не пострадали в результате проводимых преобразований. Решение этой задачи будет зависеть от повышения эффективности финансовой помощи из федерального бюджета, обеспечения методологической основы для успешной реализации начатых реформ межбюджетных отношений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 525.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...