Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. География хозяйства




Отраслевая, территориальная структура

И инфраструктура хозяйства

 

Народное хозяйство России сформировалось в результате длительной истории развития и отличается сложной отраслевой и территориальной структурой.

Отраслью называется совокупность предприятий и производств, производящих однородную продукцию или оказывающих однородные услуги, обладающих общностью технологий и удовлетворяемых потребностей. Отраслевая (компонентная) структура отражает соотношение, пропорции и связи между крупными отраслями хозяйства [20].

Основой экономики России является материальное производство. Оно включает: отрасли, непосредственно создающие материальные блага (промышленность, сельское хозяйство, строительство); отрасли, доставляющие созданные материальные ценности потребителям (транспорт и связь по обслуживанию материального производства); отрасли, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (торговля, материально-техническое снабжение, заготовки, общественное питание).

Непроизводственную сферу образуют отрасли, связанные с обслуживанием населения. К их числу относятся: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и транспорт, просвещение, здравоохранение, культура, искусство, а также оборона и безопасность, управление.

Крупные отрасли экономики, в свою очередь, подразделяются на более мелкие, более простые. Дифференциация отраслей наиболее характерна для промышленности, где выделяются 18 укрупненных отраслей, 150 простых и свыше 300 подотраслей.

Вся промышленность подразделяется на тяжелую и легкую (группы «А» и «Б»), на добывающую и обрабатывающую.

К отраслям тяжелой промышленности относятся: топливно-энергетическая, металлургическая, химическая, лесная и деревообрабатывающая, машиностроение, промышленность строительных материалов.

К отраслям группы «Б» относят легкую, пищевую.

Сельское хозяйство подразделяется на две основные отрасли – растениеводство и животноводство, которые делятся на подотрасли (зерновые хозяйства, технические культуры, скотоводство, свиноводство и т.д.).

В транспортном комплексе выделяются железнодорожный, морской, внутренний водный, автомобильный, трубопроводный.

Отраслевая структура хозяйства меняется во времени и по территории. Основной фактор структурных изменений – технический прогресс и связанные с ним изменения эффективности работы различных отраслей.

В отраслевой структуре российской экономики ведущая роль принадлежит промышленности. В промышленности производится основная масса валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Современная отраслевая структура промышленности характеризуется высокой долей в ней экспортно-сырьевых отраслей, в первую очередь топливно-энергетического (ТЭК). Доля наукоемких отраслей, легкой промышленности сравнительно невелика.

Структурная перестройка промышленности необходима в первую очередь за счет более быстрого развития наукоемких отраслей, отраслей социально значимых.

Вследствие усложнения межотраслевых связей и форм собственности, развития интеграционных процессов сформировались различные типы межотраслевых комплексов.

Межотраслевые комплексы – система отраслей, предприятий, учреждений, объединенных выпуском определенной продукции, выполняющих общую народно-хозяйственную функцию. К числу таких комплексов относятся: металлургический, машиностроительный, химико-лесной, транспортный, агропромышленный, военно-промышленный и др.

Отраслевая структура экономики оценивается по доле занятого населения в той или иной отрасли (комплексе), по доле отраслей в производстве продукции, по удельному весу тех или иных отраслей в ВВП.

Территориальная организация – это размещение хозяйственных объектов по территории, их пространственные сочетания, взаиморасположение и связи между собой и ресурсами территории. Ее элементами выступают экономические районы, промышленные комплексы и узлы, зоны и районы сельского и лесного хозяйства, сети транспорта и расселения. Взаимодействуя между собой, они формируют территориальную организацию хозяйства страны.

В каждой стране формируется своя территориальная организация хозяйства, связанная с историей развития государства, культурно-национальными особенностями, природно-ресурсным своеобразием, географическим положением в мире. Развитая и удачно сформированная территориальная организация способствует экономическому развитию страны, в то время как ее незавершенность, слабость отдельных звеньев, пространственная неравномерность и территориальные разрывы между хозяйственными объектами мешают этому развитию. Обнаружение слабых звеньев в территориальной организации хозяйства – одна из задач географического анализа. Так, слабость развития транспорта в северных районах нашей страны, низкая плотность заселения тормозят освоение этих районов. В то же время плотная сеть промышленно-городских центров Центральной России, ее транспортных линий и сельского расселения, напротив, облегчает экономическое развитие этого региона.

Главной чертой территориальной организации хозяйства России является неравномерность размещения всех элементов как в направлении с запада на восток, между Европейской и Азиатской Россией, так и с юга на север [7]. Так, деление России на Западную (Европейскую) и Восточную (Азиатскую) части определяется не только положением страны на разных материках, но и уровнем освоенности и заселенности территории. Зона Севера, занимающая более 10 млн км2, с суровыми природными условиями, где невозможно массовое земледелие, заселена крайне слабо, население проживает редкими очагами, занимаясь преимущественно промыслами и горнодобычей. Здесь и в перспективе сохранится низкий уровень освоения.

Зона основного хозяйственного развития в пределах Европейского региона насыщена крупными промышленными и агропромышленными районами, освоенными территориями, крупными городами и транспортными линиями. По направлению к северу и востоку от этого региона насыщенность снижается, постепенно сужается в Сибири, и особенно – за Байкалом. Весь обширный северо-восток страны имеет лишь редкие небольшие очаги производства, имеющие связи с центрами освоения – Тюменью, Красноярском, Якутском, Хабаровском. Основные транспортные линии соединяют районы запада и востока, севера и юга между собой и с центром страны.

Необходимо отметить, что существуют отличия способа освоения севера России от мировой практики. Север осваивался не только как сырьевой источник, а как органичная часть страны. Здесь формировалось постоянное население, строились города, и делалась ставка на долговременное развитие северных территорий, на которых сосредоточена большая часть природно-ресурсного потенциала страны. В мировой же практике принят «вахтовый» метод использования таких территорий, куда люди, сменяясь, приезжают временно, на период разработки дефицитных ресурсов. Остальная территория остается ареной жизни и промыслов коренного населения, для развития которого создаются небольшие административные центры. В России в настоящее время реализуются программы, направленные на решение проблем традиционного хозяйства народов Севера и улучшение условий их жизни, однако основное развитие происходит в главных нефтегазовых и металлургических регионах.

Важной особенностью территориальной организации хозяйства России выступает также высокая концентрация производства в сравнительно небольшом числе крупнейших промышленных узлов и центров, являющихся одновременно и крупными городскими агломерациями с населением более 500 тыс. чел. В стране насчитывается, по разным оценкам, 35–40 главных экономических центров, которые сосредоточивают более 80% производственного потенциала страны и вместе с соединяющими их транспортными линиями формируют основу экономического развития страны.

Важной составной частью народного хозяйства выступает инфраструктура. Инфраструктура – это совокупность материальных средств, необходимых для обеспечения, создания условий для нормального функционирования производства, обращения товаров и жизнедеятельности людей [3]. Различают производственную и социальную инфраструктуру.

Производственная инфраструктура в основном продолжает процесс производства в сфере обращения. В нее включают: транспортные средства, связь, складское хозяйство, инженерные сооружения, в том числе ирригационные системы, линии электропередач, теплотрассы, водопровод, телефонные сети, дороги и т.п.

Социальная инфраструктура охватывает, прежде всего, пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализацию, телефонную сеть и т.д.

Обособление производственной и социальной инфраструктуры условно, так как инфраструктурные объекты обслуживают зачастую как производство, так и население. Роль и значение инфраструктуры определяются ее связующей функцией различных элементов в целостный организм народного хозяйства.

Формирование и функционирование рыночной экономики потребовали создания и развития рыночных институтов (специализированных организаций). Совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции, составляет рыночную инфраструктуру. Классификация рыночной инфраструктуры определяется спецификой рынков.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...