Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БИЛЕТ №57. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, РАЗРАБОТКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ “ЧЕЛОВЕК - КОМПЬЮТЕР”.




Основные задачи при разработке и эксплуатации компьютерных систем на 90-е гг. сводились к следующим:

научиться прогнозировать возможные последствия внедрения $\ (прогнозы 70—80-х гг. в целом не оправдались);

расширить рамки контекста, в котором работают психологи (необходим комплексный подход и обогащение идеями из другихнаук);

разработать практическую теорию в области ИТ (разработка простых и понятных теоретических положений, позволяющих ос­ваивать ИТ непрофессионалам);

разработать стратегии профессионального вмешательства (со­гласовать методы управления системами ИТ и общие стандарты менеджмента).

По мнению ряда авторов, перспективным представляется дея-телъностный подход к разработке систем «человек —компьютер». В частности, Р. А. Ру отмечает, что «и человек, и компьютер мо­гут рассматриваться как некоторые преобразователи "действий", связанных с восприятием, сознанием и движением. Следователь­но, при проектировании систем "человек—компьютер" необхо­димо выделить форму взаимодействия между двумя работающими подсистемами». При этом сравниваются дея-телъностный и другие (традиционные) подходы в проектировании систем «человек—компьютер».

^ Инженерный подход. Суть под­хода сводится к детальному анализу поведения работника и объе­динение его элементарных действий в «однородную группу струк­турированных по определенному признаку задач». Но к сожалению, все это трудно применить к умственным действиям.

^ Социотехнический подход. Суть данного подхода — в максималь­ном разделении труда в организации и определение функций и структурных особенностей его основных составляющих. Но это сложно при разработке простых, конкретных заданий, т. е. слож­но в плане постановки таких заданий.

^ Поведенческий подход. Суть подхода — в персонализированной всесторонней оценке труда, что может использоваться и при по­лучении исходных данных для пересмотра задач, т. е. для разра­ботки новых заданий. Ограниченность подхода связана с отсут­ствием перечня необходимых признаков задач и с тем, что акцент Делается больше на мотивационную составляющую, чем на ис­полнительскую.

^ Системный эргономический подход. Здесь предлагаются ясные идеи по структуре проектирования и даются специфические нор-мы и рекомендации. Но данный подход не касается когнитивных аспектов мыслительной деятельно­сти.

 

БИЛЕТ №58 ЗАДАЧИ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГАВ СИСТЕМАХ ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА.

Система основополагающих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к практическому психологу и к конкретной работе практического психолога в системах “человек — техника” в значительной мере отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе практического психолога в системах “человек— техника”. Однако при этом несколько специфичными являются содержание, формы и методы деятельности практического психолога в системах “человек — техника”, в частности:

1. Системность, согласованность и междисциплинарность всех принимаемых психологом решений. Ориентация всех принимаемых решений на практическую реализацию, на реальную эффективность и надежность деятельности человека в системах “человек — техника” и отмеченных систем в целом. 2. Профессиональная деятельность практического психолога в системах “человек — техника” характеризуется особой ответственностью психолога перед человеком (испытуемым, клиентом) за те рекомендации и варианты решений, которые предлагаются разработчикам технических и программных средств.3.Практическая деятельность психолога в системах “человек — техника” должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы. 4. Профессиональная деятельность практического психолога в системах “человек — техника” направлена исключительно на позитивные, гуманные цели, развитие человека-оператора. 5. Свою деятельность практический психолог строит на безусловном уважении достоинства и неприкосновенности личности человека. 6. В работе с человеком в системах “человек — техника” практический психолог, с одной стороны, руководствуется принципами честности и открытости, а с другой — принципами осмотрительности и осторожности в рекомендациях, оценках и принимаемых решениях. 7. Практический психолог обязан, с одной стороны, стремиться ориентироваться в вопросах техники, основных особенностях ее создания (для целей сотрудничества), а с другой — имеет право оказывать лишь те услуги и принимать лишь те решения, для которых он имеет необходимую квалификацию, знания, опыт. 8. В своей профессиональной деятельности практический психолог должен использовать лишь апробированные и проверенные методики, соответствующие современному уровню психологии и современным общенаучным стандартам. 9. Практический психолог должен постоянно заниматься своим самообразованием, поддерживать на высоком уровне профессиональные знания и умения, расширять сферу своих интересов и прикладных приложений. 10. В случае использования неадаптированных методик и методов практический психолог должен предупреждать об этом своих испытуемых, клиентов. 11. Практический психолог не должен разглашать результаты диагностических и экспериментальных исследований и не разглашать диагностическую тайну клиента. 12. Практический психолог в системах “человек — техника” не должен передавать некомпетентным лицам методы и методики психологической работы с людьми. 13. При рекомендации самостоятельного использования психологических приемов операторов (например, при снятии напряжения или релаксации) практический психолог должен быть уверен в должной степени усвоения им правил применения и ограничений в использовании. 14. Практический психолог несет моральную и профессиональную ответственность за изменения в работоспособности человека-оператора, за неадекватную организацию его труда.15. Практический психолог несет личную ответственность за конфиденциальность информации, касающейся человека-оператора.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...