Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БИЛЕТ № 55. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ОПЕРАТОРА.




Под рабочим местом оператора понимается зона его трудовой дея­тельности в системе «человек — машина», оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым для осуществления функций контроля и управления производственным процессом.

Правильная организация условий труда предполагает рацио­нальную планировку оборудования и размещение постоянного рабо­чего места персонала с учетом психофизиологических характеристик и антропометрических данных, обеспечение безопасности работы и нормальных окружающих условий. К этому кругу вопросов отно­сятся также решение компоновки средств отображения информа­ции и органов управления на щитах, пультах и других конструк­циях, организация рабочей позы оператора, а также общее оформ­ление помещения операторского пункта с учетом эстетических тре­бований. Конечной целью организации рабочего места является оптимизация условий трудовой деятельности, обеспечи­вающих максимальную надежность и эффективность работы опера­тора (коллектива операторов).

При организации рабочего места должны быть соблюдены сле­дующие основные условия:

1.достаточное рабочее пространство для оператора,2.достаточные информационные связи между оператором и обору­дованием, а также между операторами;3.оптимальное размещение рабочих мест в помещениях для опера­тивной работы, а также безопасные и достаточные проходы для опе­раторов;4.оптимальное размещение оборудования, входящего в состав рабочего места.5.необходимое естественное и искусственное освещение для выполнения оперативных задач.6.допустимый уровень акустического шума, вибраций и других-факторов производственной среды .7.наличие необходимых инструкций и предупредительных знаков, предостерегающих об опасностях,8.надежная индикация отказов электрического питания аппара­туры, а также индикация отказов самой аппаратуры как и ее функ­ционирования.

В зависимости от основных функций, выполняемых оператором с помощью средств индикации и управления, рабочие места можно классифицировать следующим образом:

1) рабочее место оперативного управления, предназначенное для решения задач управления, выдачи команд и распоряжений и т. п.;2) информационно-справочное рабочее место, которое служит для запроса и получения справок о состоянии системы в целом или ее отдельных звеньев, а также для формирования, передачи и приема символической или графической информации;3) рабочее место ручного ввода информации, необходимое для оперативного ввода символической или графической информации;4) рабочее место функционально-технологического контроля, обеспечивающее оперативный функциональный контроль за исправ­ностью технических средств и каналов связи;5) рабочее место программиста ЭВМ, которое служит для его связи с вычислительной машиной, а также для отладки машинных программ;6) комбинированное рабочее место, обеспечивающее совместное выполнение оператором нескольких функций.

 

БИЛЕТ №56. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С КОМПЬЮТЕРОМ.

Сложным является вопрос о психологических особенностях взаимодействия человека и компьютера как средства обучения. Диапазон компьютерных программ очень широк: от простейших программ, предназначенных для передачи определенной информации или закрепления навыков, до интеллектуальных обучающих систем. Компьютерное обучение имеет много преимуществ перед традиционными ТСО, особенно в психологическом плане.

Исследования, проводимые психологами, показали, что, работая с компьютером, студенты расширяют свои познания относительно изучаемого вопроса, у них появляется интерес к предмету, они более активно пользуются учебной и технической литературой. Средства графики, музыкальные фрагменты или музыкальный фон снимают напряжение, способствуют эстетическому воспитанию. Работа с компьютером развивает умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения. Компьютер все больше начинает играть роль коммуникационного устройства, открывающего новые педагогические возможности использования локальных и глобальных сетей.

Можно выделить следующие основные проблемы взаимодействия человека с компьютерными системами:

. Гигиенические, медицинские проблемы, связанные с вредным воздействием компьютера на организм и нервную систему человека. С одной стороны, постоянно раздаются грозные предупреждения о недопустимости длительной работы с компьютером и т.п. С другой стороны, разработчики компьютерных систем постоянно совершенствуют средства защиты организма пользователей.

. Высокая цена сбоев и ошибок при эксплуатации ЭВМ. Эта проблема усугубляется распространением "хакерских" шуток, когда ради баловства и самоутверждения разрабатываются все новые и новые "компьютерные вирусы", способные выводить из строя компьютерные системы целых организаций (включая оборонные системы). Эта проблема уже выводит нас в область этики.

. Быстрая смена поколений ЭВМ, вызывающая необходимость постоянного поиска более совершенных компьютеров и программ. "Уважающие себя пользователи" просто обречены тратить все больше сил, времени и денег ради того, чтобы не отставать от "прогресса". Парадокс ситуации в том, что нередко важнейшим ориентиром компаний - производителей компьютеров является постоянное "придерживание" своих новинок для того, чтобы "держать цену" и заставлять хорошенько раскошеливаться потребителей своей продукции в лучших традициях "рыночной экономики".

. Тотальное проникновение ЭВМ в частную жизнь человека. Любой уважающий себя "пользователь" рано или поздно подключается к глобальным компьютерным сетям. И тогда все, что делается на компьютере, может стать известно заинтересованным людям. Заметим, что само понятие "сеть" нередко ассоциируется с понятием "паутина". Что позволяет более спокойно и даже оптимистично смотреть на данную проблему, так это то, что большинство "пользователей" просто никому не нужны (на каждого "пользователя" не напасешься сотрудников органов безопасности). Но как только человек начинает занимать видное место в обществе, на него легко можно собрать довольно "солидное" досье. Такие досье не снились даже писателям-фантастам, предупреждавшим еще совсем недавно об опасностях компьютеризации. Таким образом, проблема все-таки остается.

. Компьютеризация человеческого мышления, ограниченность компьютера ведет и к ограниченности человека-пользователя.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...