Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Етнопедагогіка – національна система виховання дітей.




Воспитание подрастающего поколения для каждой нации есть важнейшей составляющей национальной культуры. Передача всех культурно -исторических традиций отцов, дедов и прадедов всегда гарантировала вечность жизни нации. Нация, по Константином Ушинского, - это прежде всего система разнообразных природных (биологических, анатомических, физиологических, психических), исторически обусловленных признаков тела, души и разума. Духовным качествам определенного этноса присуща такая же устойчивость, как и цвет кожи, глаз, волос, потому что они передаются по наследству потомкам. Итак, истинное воспитание не может существовать в»чистом виде», т.е. вне традиционной культурой определенной нации. Все выдающиеся педагоги мира признавали, что воспитание ребенка всегда должно основываться прежде всего на культурно -исторических ценностях своей нации, а уже позже происходит знакомство с традициями других народов. Неоспоримый закон дидактики: познание окружающего мира начинается со знакомства с родной улице, селу или городу, своей стране, а уже потом - с иностранными, соседними краями. То есть от познания своего родного, национального - к познанию чужого, многонационального, мирового.

Украинская этнопедагогика берет свое начало где-то в далеких глубинах многотысячелетняя истории нашей земли. Психология мирного земледельца, влюбленного в землю, лес, реку, деревья и цветы из рода в род передавалась следующим поколениям. Однако потребность защищать эту землю от чужеземных захватчиков производила стойкость и мужество, вынужденную воинственность и патриотизм. Не поддаваться чужим культурным влияниям, чужой вере - черты, присущие народам Причерноморья и Поднепровья, которые записал для нас Геродот еще в V в. до н. ч. Как передавалась эта система знаний, то были специальные школы, или просто общественные мероприятия, будь то воспитывалось в семье ? Безусловно, существовали определенные формы передачи мировоззренческих основ народа от старших поколений младшим. Каждый скиф должен знать свой родовиддо седьмого колена. Следовательно, и почитание своих Предков - глубинная черта украинской ментальности, унаследованная от геокультуры украинской земли. Да, именно в семье ребенок получал первые уроки любви к своему роду, земли, обычаев. Велесова Книга имеет специальную молитву почтения»родителя»(дословно»тех, кто родил», т.е. матибатько, а не просто»родители»):»Слава отцам нашим и матерям, учили нас о Богах наших и вели нас за руку по тропе Права !»

На протяжении веков в Украине выкристаллизовался педагогический опыт народа, воплощенный в его мудрости, умениях и навыках воспитания подрастающих поколений. Этот опыт отражен в фольклоре, играх, танцах, художественных произведениях, обрядах и традициях.

Народная педагогика не навязчива: это и колыбельная песня, и сказка или скороговорка, и народные игры, которые пробуждают разум, побуждают ребенка задуматься над неизвестными явлениями, чувствами людей.

В древней дохристианской Руси многовековой педагогический опыт народа воплощался в конкретные формы воспитания. Самым главным из них было традиционное домашнее воспитание младших старшими. А когда ребенок проявляла значительные способности к обучению, ее отдавали на воспитание в волхвов и кудесников. Однако выходцы из разных сословий преимущественно наследовали занятия (профессии) своих родителей. Княжеских детей также воспитывали волхвы и военные наставники.

Поскольку Род - основа нации, то дети еще с раннего детства получали знания о своем Род и родословную. Эти знания были обязательными и при вступлении в брак, ведь каждый народ обновляется благодаря семье. Народ представляли как единый поток крови (генов), что вытекает из вечности и направлен в вечность. Поэтому русичи издревле учились сохранять чистоту рода. Этому учили волхвы и старейшины рода, это передавалось из уст в уста.

Ученик должен превзойти своего Учителя, только тогда есть развитие. Волхвы учили не только собирать знания - ведения, но и и практически пользоваться этими знаниями. Поэтому после каждого этана обучения составлялись специальные экзамены. Если после первого испытания ученик находит в себе силы продолжать обучение, то он возвращается к своему Учителю, если же нет - то забывает всю пророчества науку навсегда. Когда ученик почувствовал свое предназначение нести своему народу свет истины - он уже себе не принадлежит.

Традиции украинской этнопедагогики развивали и казацкие сечевые школы. Мальчики с девяти лет принимались в науку, где проходили не только обучения грамоте, но и военной похода, музыки, пения, поведения в общественной среде. Подрастая, они помогали учителям в работе с младшими учениками, поддерживали дисциплину. Старшие школьники также зарабатывали деньги на содержание школы чтением молитв за умерших или убитых казаков, продажей ладана или свечей, новогодними поздравлениями и т.д..

Казацкая педагогика основывалась на идеях национальной свободы, человеческого достоинства, чувстве хозяина своей земли.

 

Складники національної системи виховання.

Наконец, следует отметить о необходимости выработки конкретной целостной системы национального воспитания украинской молодежи, включая такие дисциплины, проблемы и обычаи народа:

1. Родной язык.

2. Родовид своей семьи.

3. Этногенез своей нации.

4. Этнография и антропология своей нации.

5. Родная история.

6. Естествознание родного края (региона).

7. Украинская мифология.

8. Украинский фольклор.

9. Украинский народный танец.

10. Национальное искусство.

11. Народный календарь.

12. Национальная символика.

13. История этнической религии.

14. Национальные религиозные традиции.

15. Родиния - иобутови обычаи народа.

16. Народная нравственность и обрядность.

17. Народная ботаника и медицина.

18. Народная метеорология и др.

Итак, национальное воспитание, включая одну из важнейших его отраслей - этнопедагогики, способное в недалеком будущем возродить генетические корни украинского народа, сформировать новый тип украинского, способной вывести свое государство на мировой уровень культуры.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 320.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...