Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Жанри народної епіки (билини, думи, балади, історичні пісні, духовні вірші та псальми, співанки-хроніки).




Думы - известный только украинскому фольклору вид народного эпической поэзии. Они характерны речитативного форме, свойственной причитаний, неривноскладовистю стихотворения, отсутствием строфы и повествовательным (эпическим) способом изложения, развившихся на почве рыцарской истории казачества и всего расцвели в XVI -XVII вв. Однако своими корнями уходят традиций эпического творчества эпохи Киевской Руси, прослеживается, в частности, перекличка со»Словом о полку Игореве». Древнейшее слой составляют думы о борьбе казаков с татарами и турками, страшную турецкую неволю (плач невольников, Маруся Богуславка, бегство трех братьев Азова), рыцарскую смерть казака (Иван Коновченко, Федор Безродный, Самарские братья), освобождение из неволи, военный поход (Самойло Кошка, Алеша Попович) и др.. Группа народных дум посвящена освободительной борьбе украинского народа во главе с Богданом Хмельницким.

Народные думы и исторические песни - настоящий поэтический летопись украинского народа.

Песни - баллады рассказывают о событиях бытового или социально - бытового характера с трагическим концом. Самая их тема - несчастные семейные взаимоотношения: мать хочет отравить

нелюбимую невестку и отравляет при этом сына, человек убивает жену через наговор матери или по наущению любовницы ; сестра отравляет брата по наущению любовника ; странствующие ребята - молодцы обманывают девушку и топят или сжигают ее, привязанную»к сосне косами»; господин убивает крестьянского парня, которого полюбила госпожа.

Нередко в сюжетах баллад важная роль принадлежит фантастическим элементам, необычным превращением (метаморфозам): заколдованная свекровью невестка превращается в тополь ; проклят матерью сын становится кленом ; несчастливо выдана замуж дочь птичкой прилетает к матери ; девушка чарами призывает милого, дети - сироты разговаривают с умершей матерью.

«Былина - жанр русской эпической песни. Былина НЕ пелась, но выполнялась речитативом, первоначально в сопровождении игры на гуслях, позже без музыкального сопровождения. Слово былина для обозначения жанра был введен в 40-х гг И. П. Сахаровым, который заимствовал его из»Слова о полку Игореве:»... по былинамъ сего времени». Несмотря на ошибочность такого отождествления, словоупотребления Сахарова закрепилось в фольклористике как срок (в современном украинском переводе Рыльского били - на -»быль»). Были вытеснены другие термины:»старина», или»старинке», как говорилось в народе, недифференцированное»пис - ния», которым пользовался, например, П. Киреевский,»высшие эпические песни»(в отличие от»низших эпических песен»- духовных вер Петрашев и исторических песен). Былины часто определяют как героические песни, но вместе с тем есть много былин мифологического, новелистич - ного, авантюрного содержания»(Людмила Волкова).

«В Украине былины как таковые не существуют. Есть однако много данных о прежнем распространение здесь былинных протосюжетив. Наименование героев былин и рассказы об их подвигах встречаются в украинских героических сказках:»Илья - Муромец и Соловей - разбойник»,»Никита Кожемяка»,»Про Ивана Голика и его братьев», а также преданиях, легендах: о Мише и Золотые ворота, балладах. Некоторые сказки сохранили память о героинях - воительниц, которые в определенной степени напоминают»поляниц удачных»из былин (сказка»О Марусе - казацкую дочь»). В песнях отголоски былины о Дюка Степановича. Традиции былин Киевской Руси повлияли на возникновение в ХIV-ХV вв. украинских дум, хотя почвой, на которой они стояли, были поздние события. Ряд исследователей признавала отголоски былины об Алеше Поповичу и Садко в думе»Алеша Попович»(А. Миллер, М. Дашкевич, П. Житецкий, В. Базанов и др.), Однако еще М. Сумцов остро отрицал эти утверждения. Герои - рыцари дум: казаки Матяша старого, Вдовин сын молодой Ваня Удовиченко (Коновченко), Самойло Кошка, казак нетяга Ганжа Андыбере, казак Голота - все напоминают воинов из былин»(Людмила Волкова)

«Исторические песни - лиро - эпические фольклорные произведения о конкретных исторических событиях, процессах и исторические личности. Историческая конкретность содержания является весомой основанием для выделения исторических песен в отдельную группу, по структурным признакам является совокупностью разнотипных жанров, связанных с историей».

«Исторические песни - это эпические лиро - эпические произведения, в которых рассказывается о подлинных событиях и исторических лиц, раскрывается идейно - эмоциональное отношение народа к ним. В исторических песнях часто воспеваются безымянные герои, но их деятельность связана с конкретным историческим периодом»(Михаил Грицай)

«Исторические песни - это произведения героического эпоса, которые рассказывают о конкретных, типичные для определенной исторической эпохи события, о действиях известных в истории лиц, выступающих под собственным или убранным именем. В исторических песнях нередко говорится и о безымянных героев, которые, однако, связаны с характерными событиями того или иного периода общественной жизни, с событиями, конкретность которых с течением времени стерлась и набрала обобщения»(В. Хоменко)

«Исторические песни составляют собой художественную летопись истории украинского народа. Эта летопись не всегда документально точный, потому пересыпан элементами художественного вымысла, лирическими отступлениями, народнофилософськимы обобщениями т.п.. Однако в нем события в общем хронологически очерчены. Есть историко - ские песни отражают историю народа в художественных образах, которые отповедают изображаемым периодам и событиям, вытекающие из них, - помогают четче понять их суть»

«Песни - хроники очень близкие по жанру к историческим песням и к балладам... С историческими песнями хроники объединяет достоверность изображаемого, действительные факты, положенные в их основу, но, как правило, песни - хроники ограничиваются изображением какого-то одного случая, чаще трагического, свидетелем или и участником которого был певец. Если приравняем исторические песни к картинам, изображенных крупными яркими мазками масляными красками, то писнихроникы можно уподобить детальной прорисовки карандашом. Кроме того, песни - хроники легко узнать по чисто формальным признакам: многие начинается обращением к слушателям, а заканчивается заверением в полной правдивости песенной

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 346.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...