Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пісенний фольклор і музичне мистецтво.




По происхождению, содержанию, приуроченностью, временной и функциональной привязкой весь этот богатый и разнообразный народнопесенный материал в свою очередь подразделяется на ряд групп и циклов. Наиболее значительную из них составляют обрядовые песни, есть песни, исполнение которых связано с календарными и семейными обрядами. Обрядовая напевность принадлежит к древнейшей слои фольклора вообще и украинской устного народного творчества в частности. Она хорошо сохранилась и донесла до нового времени в своем содержании, мелодике, формальным признакам много элементов архаики прежде всего потому, что издавна была под охраной обряда, составляла с ним нераздельное целое, которую народная традиция требовала оберегать в определенных неизменных формах.

Календарные обрядовые песни тесно связаны с трудовой деятельностью людей, хозяйственными сезонами, календарными циклами изменений в природе, праздниками в древности имели целью умилостивления сил природы, обеспечения их содействия в полеводстве, кормления скота, пчеловодстве и др.. В связи с этим в календарных обрядовых песнях важное место принадлежит аграрным земледельческим мотивам. Отчетливо выделяются в украинском фольклоре календарные песни зимне - новогоднего цикла - колядки, весеннего - веснушки, гаивки переходной поры между весной и летом - выразительные, летние - купальские, петривочни, жатки. На украинском Полесье определяется и цикл осенних песен, выполнение которых приурочено к различным видам работ в это время: когда»берут картофель»,»типа лен»и другие.

Колядки и щедривки - хвалебные песни, которые восходят к глубокой предхристианских давности. Они были приурочены к одному из главных праздников наших предков - день зимнего солнцестояния, солнцеворота, которое в их воображении знаменовало поворот»на весну», восстановление жизненной силы солнца, света и жизни над зимним мраком и омертвением в природе. Богатая торжественность, обрядность и связанные с этим праздником обычаи и верования в христианский время были в значительной степени перенесены на Рождественские праздники, Новый год до Богоявления (Иорданские праздники). К этому циклу христианской праздничности приурочен и древний языческий обычай колядования с его песенным репертуаром - колядки.

Веснянки. Народные обычаи и обряды, связанные с весенним пробуждением природы, сопровождались пением вместе с играми и хороводами, имеющие в Украине общее название веснушки. В Галичине их называют гаивки.

Традиционно веснянки пелись («играли») в Украине в течение весны, начиная от праздника Благовещения (7 апреля), иногда - еще раньше - от Сретение (15 февраля). Выполнение гаивок приурочено к Пасхальным праздникам. Выполняли веснушки и гаивки девушки и молодые женщины. Лишь в новее время к ним допускались пожилые женщины и юноши. В советский период, когда народные обычаи и обряды преследовались и насильно искоренялись властью, веснушки и другие обрядовые песни пели в основном в среде женщин пожилого возраста.

Со временем веснушки и гаивки потеряли ритуально магическую функцию, но вследствие эстетической привлекательности они остались любимыми весенними играми молодежи.

Русальные песни. Обрядность и обрядовая напевность до Троицы (Троице, Троицына воскресенье, выразительные воскресенье) завершают весенний цикл и одновременно начинают переход к летнему. Таковы, в частности, сохранены местами на Полесье до нашего времени так называемые кустовые обряды и песни, на Полтавщине - Тополь - остатки древнего культа зеленые, деревья и Русалии и выразительные песни, отмечаются и поются в течение недели после Троицына воскресенье (в русальный или грянет неделю).

Русальная обрядовый цикл связан с народным верованиям у русалок - мифических существ, стоящих с мертворожденных или умерших некрещеных детей и находятся над водами, в полях и лесах. Особенно опасны они в русальный неделю, когда могут заманить к себе и защекотать людей, в частности девушек, оказывают различные пакости в поле. Поэтому обряды и песни русальной недели направлены на умилостивления русалок или изгнания - провода их в такие места, где они не могут быть вредными.

Купальские песни соединены с обрядами, приуроченными к летнему поворота солнца, зенита расцвета природы, буйство земли. С давнего времени в них отдается увлечения человека красотой и величием природы, восхваления ее волшебной силы и влияния на все живое, культ всемогущего солнца. В купальских песнях говорится о разжигании обрядового костра и перепрыгивания через него, сплетения венков и пускание их на воду, сжигания и топки купальского деревца или мифической Мареночкы, молодежные игры. Однако больше всего внимания уделяется воспеванию любви, мотивам сватовство и женитьба. Существует немало игровых, веселых, шутливых песен.

Другую большую группу пожилых песен составляют жатвенные. Они были распространены по всей Украине как поэтический сопровождение заключительного этапа земледельческого труда - сбора урожая. В них, как и в косарских и гребовицьких песнях, значительное место занимает тема нелегкого труда. Вместе очень выразительные здесь и обрядовые мотивы, связанные с зажинками, - похвала первом нажать снопа, которого величали»воеводой», и, особенно, с циклом обжиночных обрядов, состоявшие из завывание»бороды», - оставленного при дожинанни поля кустика зерна (его обвязывали лентой) сплетения обжиночного венка или украшения обжиночного снопа и вручения их хозяину.

Семейно - обрядовые песни - это поэтический сопровождение различных торжеств и обрядов семейной группы: рождение ребенка, свадьба, свадьба и смерти. В некоторых Украины зафиксировано бытования песен, связанных с рождением, крещением ребенка - родильные (народинни) хрестинни. В них высказываются пожелания младенцу и его родителям, возвеличуються следующие основные персонажи актов рождения и крещения, как бабка- повитуха, кумовья.

В группе семейно обрядовой поэзии развитой и богатой является свадебная напевность. На современной свадьбе выполняются различные песни. Однако традиционное народное свадьбы охватывало как обязательную составляющую специальный обрядовое пение.

Свадебные песни подчеркивают важность и торжества акта бракосочетания, много моментов вторит древним магическим заговором счастью, хорошей судьбы, здоровья, семейного благополучия и добра, призыв, умолювання небесных и космических сил, а в христианский время - Бога и святых всячески помогать, содействовать молодой семьи. В них выливаются настроения молодых, их родителей. Свадебным песням присущи своя мелодика, почтенный настроение, глубокий лиризм. Вместе немало и веселых, шутливых, насмешливо песен, адресованных старости, дружба, дружкам, музыкантам, кухаркам. Выполняли свадебные обрядовые песни в основном женщины - свахи, дружки и лишь в отдельных случаях - мужчины.

Необрядови песни - это вторая большая часть поэтического фольклора. К ним относятся народные думы, исторические песни, балладные, общественно -бытовые и семейно -бытовые лирические песни, шуточные и юмористические, колыбельные и детские, набожные, лирницкие песни.

Музыкальный фольклор - неотъемлемая составная часть музыкальной культуры в целом, даже шире - всех культурных и духовных достижений народа. Музыкальная культура устной традиции по происхождению делится на удельный (что созданная и существует в соответствующем народной среде или органично себе присвоена) и напливову (заимствованную народным средой от других культур - отечественной письменной или иноэтнического устной и письменной т.д.).

Как и в музыкальной культуре письменной традиции (т.е. в академической музыке), среди исполнителей музыкального фольклора выделяют, в частности, профессионалов и любителей. Так, в отличие от народных исполнителей -любителей, участвующих в музицировании только с определенной случаю, кобзари, лирники и другие инструменталисты - профессионалы (Капелист - участники народных инструментальных ансамблей), для которых музыка была частью основным родом занятия и источником заработка, объединялись в территориальные организации - братии (цеха), что руководствовались собственным уставом и защищали профессиональные интересы их членов. Также в цехах за плату (в основном натуральную - продуктами, реже - деньгами) учили музыкальном ремеслу. Именно эти признаки вместе с исполнительским мастерством и подтверждают профессионализм этих слоев народных музыкантов. Среди народных исполнителей есть и так называемые полупрофессионалы, например, специально приглашаемые свадебные свахи или даже плакальщики («Плачков»), для которых плата за участие в соответствующих обрядах (на свадьбе или похоронах) была лишь дополнительным заработком.

В зависимости от используемых средств музицирования (голос, музыкальный инструмент) выделяют три составляющие украинской традиционной музыки: вокальная (мелодии воспроизводятся только голосом), инструментальная (для музицирования используют один или несколько музыкальных инструментов), вокально - инструментальная (при музицирования задействуют как голос, так и музыкальные инструменты). Последнюю обычно не выделяют, а рассматривают наряду с вокальной или инструментальной музыкой, скажем, свадебные ладкання, колядки, рындзивки т.д. в инструментальном сопровождении части скрипки, реже - инструментальных капелл (ансамблей), другие вокально - инструметальни композиции - думы, псалмы, исторические и морализаторские, шуточные и плясовые песни, которые исполняли народные певцы - профессионалы - кобзари и лирники.

По способу исполнения в украинском народновокальний творчества отличаются основные музыкальные жанры: эпические мелодии, исполняемые в мелодекламацийний (спивомовний) или в рубатний (свободной) манере ; лирические - в кантиленного (спивному) характер ; драматические - танковые и родственные им шуточные песни ; а также два промежуточных - лиро - эпические и лиро -драматические.

По возрастным и половым составом различают женские, мужские, девичьи, мальчишники, детские и смешанные (прежде всего - женско- мужские, реже - девичье - мальчишники) певческие группы.

Поющие группы основном насчитывают 3-8 исполнителей, изредка - до 12 и более человек.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...