Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Народний календар. Метеорологія.




Становление народного календаря происходило в течение длительного времени. Выращивая культурные злаки, выпасая скот и т.п., крестьянин фиксировал все атмосферные изменения ввиду положительных или отрицательных воздействий на результаты его труда. Поскольку главным занятием населения еще испокон было земледелие, народный календарь Украинская с полным правом можно назвать земледельческим или аграрным, календарю.

Забота зерновых злаков требовало разнообразных знаний об атмосферных осадках, климат, состояние почвы, ботанику растений и т.п.. Поэтому было важно всю сумму энциклопедической народной мудрости свести к определенной системе, которая бы имела практическую пользу.

Собственно эту задачу и выполнял аграрный календарь, формировался крестьянином постепенно, по мере эмпирического постижения им окружающей среды, познания предмета труда.

Народный календарь в известной степени воспроизвел мировоззренческие представления земледельцев дохристианской эпохи, когда регламентация тех или иных сельскохозяйственных работ обусловлена ​​тогдашним верованиям, приспосабливалась к определенным календарным событий. Однако не следует считать агротехнический процесс жестко канонизирован, поскольку земледельческие знания, зафиксированные в разных жанрах устного народного творчества, свидетельствуют о достаточно глубокое понимание технологий выращивания культурных растений и целесообразное использование приобретенных практических знаний.

Наряду с народным распространенный светский календарь, основной единицей которого был год, разделенный на 12 месяцев, а с введением христианства - и церковный календарь. Однако для земледельца основным оставался аграрный, который впоследствии соединился с церковным календарем.

Главным для крестьян было разделение года на четыре времени - зиму, весну («ярь»), лето, осень.

Меньшие отрезки времени определяли по проведенным сельскохозяйственными работами: например,»как пахали»,»как сеяли»,»как жали»,»сенокосы»,»как скот отгоняли»и другие.

Вместе привыкали и к светской календаря. Год («лето»,»гид») было 12 месяцев, каждый из них - свое собственное название, привязанную к тем или других работ, чаще всего к земледельческих. Украинский первый месяц года назвали январем. В эту пору подСикало («секли») дерева для пасек, на которых затем выращивали хлеб, предварительно пропалившы участки в марте - напалившы пепла («Березоль»).

Если разделение месяца на четыре недели, а недели - на семь суток был общепринятым в Украине, то сутки в народе имела свои измерения и определения. Среди них основными были:»рано»,»в обед», или»в полдень»(12:00),»вечером»(когда смеркаеться),»полночь»(12:00 ночи), а также»на рассвете»,»на звездах»(под утро) и т.д..

Земледельческая весна начиналась основном в конце марта, когда едва просохли холмы засевали овсом ячменем. Чуть позже, в начале апреля, на большинстве территории Украины сеяли горох, в Карпатах - еще и боб, и только после того, мягко виоравшы землю, засевали яровой пшеницей или рожью.

Аграрный календарь регламентировал сроки посева. Технические - лен и конопля - разрешалось высевать только во второй половине мая (со значительной коррекцией для климатических поясов), тогда же приступали к обработке почвы под гречиху, сев которой нередко заканчивалась на Ивана Купала

Земледельческая работа требовала от крестьянина знаний, как непосредственных - о предмете занятий, так и косвенных - о природных явлениях, что определенным образом могли влиять на ее результаты. Выяснение истинных причин влияния внешних явлений на урожай, познание их связи с особенностями выращивания тех или иных культур - это сложный многовековой процесс, непрерывный ход которого не могли остановить никакие мистические запреты.

Солнце, Звезды, Ветер, Дождь - не только мистические образы ; реалии сопровождали крестьянина в повседневной работе. Изучая их истинную силу, он материализовал прежние идиллические представления, которые превращались в знания.

Свое видение отдельных природных закономерностей человек центрировали в приметах, которые легко усваивались и видшлифовувались в процессе труда - становились более точными, достоверными. Не умея объяснить природные законы, их взаимообусловленность, но видим, что определенные явления непременно вызывают почти всегда адекватные последствия, люди приобретали положительных практических знаний.

Так, в частности, производилась наука, известная ныне как метеорология. Человек наблюдала за поведением птиц, насекомых, животных, ростом растений, расположением и состоянием небесных светил и со временем мог достаточно точно предсказать изменение температуры, атмосферные осадки. Речь идет о предсказании на различные временные промежутки - от суток до недели, месяца, и года. Дальнейшие же перспективы земледельцы постигали через количественные осадков снега, мозы, иней, начала почкования тех или иных деревьев, прилет птиц и т.п..

Если, скажем, снег ложился на промерзший грунт, покрытый ледяной коркой, веками приобретенный опыт земледельца безпомил​​ково подсказывал, что посевы спаряться погибнут без доступа воздуха, а семена сорняков сохранится. В этом случае для борьбы со стихией крестьянин применял простой, но эффективный способ - выгонял на поле скот, который, проламывая ледяной панцирь, спасала посевы. Идеальными условиями считались такие, когда много снега выпадало на непромерзлу землю. Если под тяжестью снега ломились ветви деревьев, - быть хорошему урожаю.

Было несколько рациональное и в таких предположениях, которые, на первый взгляд, казались мистическими, наивными.

Известно, что наиболее чувствительно на смену погоды реагируют животные и птицы. Как только прилетали журавли, жаворонки, ласточки, крестьянин ладил плуга, готовил семян - наступало тепло. Крик коростелей предвещал хороший урожай всех культур.

Таким образом, приметы по природно - климатическими явлениями, поведением птиц, насекомых, за появлением растительности - лишь незначительная часть стихийно материалистических предсказаний земледельца, который на протяжении веков пытался постичь связь загадочных для него законов и явлений природы.

 

Медицина і ветеринарія.

Народная медицина возникла, очевидно, еще в доисторические времена. Уже первобытный человек, руководствуясь инстинктом самосохранения, вынуждена была оказывать себе врачебную помощь при разного рода травмах и заболеваниях. И, вполне естественно, средства для этого искала в окружающей природе, прежде всего в мире растений.

Некоторые растения вошли в арсенал лекарственных на основе наблюдений за животными, при недомогании потребляли то или иное растение. Обработка сырья обогащала знаниями о новых лечебные свойства средств растительного и животного происхождения. При обработке кож, например, узнавали о вяжущие свойства дубовой и ивовой коры.

Первоначальная эмпирическая народная медицина развивалась под влиянием практики, наблюдений над природой, обогащалась и передавалась из поколения в поколение. С накоплением этого опыта образовалась определенная группа людей, для которых лечение стало специальности, основным занятием и средством существования. Такой»профессиональный»слой возникает в период Киевской Руси, он представлен древнерусскими»волхвами»,»Ведунами», в практике которых широко использовались лекарственные растения, минералы, животные организмы.

Параллельно с рациональными методами лечения, которые накапливались в процессе многовекового опыта, бытовали магические методы лечения болезни. Человек не разбиралась в законах природы, была беспомощна перед ее стихией. Поэтому она населяла мир природы воображаемыми существами, духами. В давние времена болезни персонифицировались, т.е. воспринимались как живые существа, в свою очередь, порождало магические способы лечения.

Из всех рациональных методов наиболее распространенным было лечение средствами растительного происхождения. виды растительных

лекарств и технология их изготовления были весьма разнообразными. С лечебной целью использовали цветы, траву и сок свежих растений, растительные отвары, водные и спиртовые настои, порошки (из высушенного растения или корня), мази, компрессы. Среди растений, которые применялись в народной медицине, бытовали валериана («одолян»), зверобой, душица, мята, ромашка, горицвет, арника и др..

Широко известными в народной фитотерапии были лесные яго -ды: черники («Афени»), брусника («гогоры»), малина, земляника. Повсеместно в Украине собирали плоды, листья, кору, цвет всевозможных кустов и деревьев: липы, калины, шиповника, боярышника, сосны, ольхи, дуба, березы и др.. Ягоды калины издавна считались проверенным средством от озноба, резкого изменения артериального давления и т.п.. Чрезвычайно разнообразными было применение сосны, ели, в частности почек, хвои и смолы. Живицу ис- вали при лечении заболеваний печени.

Значительно реже пользовались лекарствами минерального происхождения (земля, песок, соль, нефть) и металлами (медь, ртуть, железо, золото). Песок и соль считались добрыми физиотерапевтическими средствами, их прикладывали в виде горячих компрессов.

С лечебной целью использовали и продукты згорян - ния (пепел, сажу) как средства, способствующие свертыванию крови.

В народной медицине рациональные средства, признанные современной наукой как целесообразные и эффективные, сочетались с магическими действиями. Распространенным магическим влиянием пользовалась словамивесна магия. Заговорами («примивка») лечили эпилепсию, ревматизм, желудочные заболевания, нарывы ​​(«рожу»), снимали»порчу»и другие. Словесная магия, как правило, применялась палельно с другими видами очистительной магии, в частности с применением воды (омовение, купание, обрызгивание святой водой), огня (подкуривания), различных механических воздействий с целью»запугать болезнь»и т.д..

Достаточно разнообразными были знания в области народной ветеринарии. При лечении скота сочетали рациональные способы с магическими. Распространенными были растительные и животные лекарства. Так, при расстройствах пищеварения у домашних животных редувалы отвар дубовой коры, тмин, чир овсяный, водку. Когда скот сдувало, ее поили отваром льна, молоком, водкой, а в особо тяжелых случаях пробивали сторону («голоднявку»). Больных»мотилицю»овец поили рассолом капусты, в течение трех дней давали конопляное половую, а также соль и красный перец.

Итак, народная медицина украинском - это сложный комплекс, в котором сочетались положительные эмпирические знания со средствами лечебной магии.

 

Метрологія, математика.

Условное и своеобразное определение мер времени, длины, объема и т.д. возникло в процессе трудовой деятельности человека. На протяжении длительного времени эти измерения унормовувалися и набирали определенного шаблона, известного и признанного в конкретном человеческом среде. Но другая величина распространялась во время обменных торговых операций. Приобретенные веками навыки измерения поля, длины, массы, времени закреплялись в повседневной жизни, хотя параллельно усваивались общепринятые стандартизированные меры.

Народные измерения времени. Человек в своей жизни прежде замечает течение времени. Итак, согласно формировалась и определенная временная ориентация. Она прежде состояла в определении измерения продолжительности дня, суток, разделения их на временные отрезки, вмотивовувались традиционным бытом, хозяйственной деятельностью.

И ее существование делилось не в недели, месяцы, годы, десятилетия, а на дне - основной отсчет времени, касался повседневной деятельности.

Время разделялась на четыре части: утро, день, вечер, ночь, день, как активная временная часть суток - соответственно на утро, обед («полдень») и вечер. Помимо того был еще и другой отсчет: по первыми петухами, вторыми, третьими, что соответствовало предутренней поре. Часто пользовались понятиями»до полудня»,»после полудня час или вторую»,»перед закатом»,»полночь»и другие.

Определение продолжительности дня происходило через производственные процедуры. В частности, день мог приравниваться к полгектара поля, т.е. по количеству времени, затраченного на пахоту этой площади («день пахать», или»день косить») и т.д.. Бытовало много традиционных способов узнать время дня. Чаще ориентировались за тенью человека, какого-то предмета (здания, деревья), расположением Солнца на небосклоне по горизонта т.п..

Большие промежутки времени вырисовывались некоторыми процессами, которые происходили в природе: цветением характерной для данной местности растительности или прилетом птиц. Была распространенной календарная привязанность времени:»на Коляду»,»до Коляды»,»в пост»,»в Великий пост», а также в семейно - бытовых действий:»до крестин»,»после свадьбы»и тому подобное.

Меры длины. Своеобразной оказалась народная система линейных мер, которой пользовались в Украине с давних времен. их происхождение имеет антропометрических характер. Все древние линейные степени связаны с естественным движением (разведением пальцев, размахом рук), с отдельными частями человеческого тела (локтем, пядь, пальцами, ступней и даже голосом) или физической силой -»на расстояние голоса»,»на расстояние брошенного камня»и др.. Поэтому у разных народов они были не одинаковыми, тесно связаны с традиционными особенностями («локоть древнеримский»,»локоть венгерский»).

Основными мерами длины еще со времен Киевской Руси были»локоть»,»пядь»,»стопа»,»сажень»и даже»шаг».»Локоть»- расстояние между локтевым суставом и концом сжатого

кулака («пьястуха») человека среднего роста - составлял 45 - 50 см.»Литовский локоть»равнялся 61,6 см и был распространен на Полесье. Меньше по величине были такие меры, как»стопа»и»пядь». В Карпатах параллельно со»стопой»употреблялся термин немецкого происхождения»шух»(примерно ЗО см), который делился на 12»перстов», или»пальцев»(величина большого пальца).»Перст»в лисорубстви отождествлялся с»цалем»,»цолом»(2,5 см).

В украинском, как и во многих других славянских народов,»пядь»разделялась на две величины -»малая пядь»и»большая пядь».»Малая пядь», или еще»хрома пядь»- это расстояние между расставленными большим и указательным пальцами (19 см), а»большая пядь»- между большим пальцем и мизинцем (21-23 см).

Меры поля. В земледельческой практике нужно было как-то измерять поле. Народные меры, появившиеся в процессе тех или иных полевых работ, имели довольно условный характер, были слишком приблизительными. Наиболее распространенной была мера»день пахать», или»день земли», или»на один плуг», т.е. величина поля, вспаханная течение дня.

Поскольку производительность вспашки зависела от типа почвы, совершенства орудий пахоты и тягловой силы, то и величины были неодинаковы. В Карпатах мера»день пахать»составляла один морг (0,57 га) земли, а на большинстве этнической территории приближалась до одного гектара. На Полесье бытовало мера»соха», то есть примерно 0,40 га. Меньшей по размеру была»упругая»- третья часть степени»день земли», распространенная на Левобережье.»Упругий»были утренние, обеденные, вечерние.

Большие площади поля измерялись»полями»(19-25 га), на Полесье, Волыни -»волоками»(21 га), которые делились на»прутья»(1,2-1,5 га). Это были несколько регламентированы меры поля, в отличие от тех, которые определялись по проделанной работой в течение единицы времени. Существовали меры площади по величине скошенного поля («день косить»), по количеству высеянных зерна -»веко»(1 /8 га, на которую приходится 25 л зерна для посева).

На Закарпатье крестьяне пользовались степени, которая называлась»дилець»(«телевизора») - величина сельскохозяйственных угодий, которая обеспечивала прожиточный минимум для хозяина. Сюда относились: усадьба, пашенное поле, луга, пастбища.

Меры массы и жидкости. Изначально степени для сыпучих продуктов - зерна, муки, круп - было не их масса, а объем. Обмен осуществляли по правилу: одинаковый товар измерялся посудой одинаковой вместимости. Так появились»мерки». В Карпатах это была посуда (бочка) на 32 л зерна. Меньшими единицами - были»поллитра»(16 л) и»четвертая»(8 л). Ими могли мерить крупу или муку. Бытовал и другой специальный сосуд для мер -»миртук», а также»гелетка». Распространенной стала такая мера, как»гарнец»(«горшок»), содержащую 3,7 л и делилась на четыре кварты. Постоянной степени был»ковш»(96 кг). На Гуцульщине ему отвечал»кобельчы»(«кобель»), который делился на четыре»фердили», а последний, в свою очередь, - на четыре»патралици»(8 л).

Большое количество зерна хранили в»кадках»(8 ц), различной емкости бочках (от 200 до 100 кг). Соответственно они стали и степени -»один кадку»,»одна бочка».

Для муки еще с древнерусских времен существовала мера»мысль»(«мисель») - посуду, выглядел двухлитровой цилиндрической банки.

С того времени осталась в быту украинского населения Карпат мера»глаз»емкостью в одно ведро (10 л). На Гуцульщине функцию»глаза»выполнял камень массой 12 ок («камень шерсти»). Жидкость мерили: ведром («коновцею»),»порцией»(100 г),»Михай - ликом»(до 900 г),»форточкой»(до 250 г) и т.д.; сыр -»комками»,»гелеткамы»(6 -12 кг),»бербеницями»(32 кг),»берив -кой»(16 кг).

Своеобразной степени урожая зерновых служили:»воз»(«фу - ра»),»сани»,»снопы»,»бабки»,»прикладные»,»кресты».

Народная арифметика начиналась с счета на пальцах рук, палочек, камешков, бобов или фасоли. Однако строительство домов, изготовление сложных орудий труда - телеги, плуг и т.д. требовали определенных знаний и навыков. Простейшие формы счетов применяли при выпасе скота на отгонке. Для этого служил»Раваш»- прямоугольный брусок с пометками -»зарубками», половина которого вручалась пастухам, а вторая оставалась у хозяина.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 433.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...