Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Народні музичні інструменти.




Духовые народные музыкальные инструменты

С момента своего возникновения духовые народные инструменты не получили больших перемен. Народные духовые инструменты представляют собой пустые трубки изготовлены из дерева или коры. Звук у них образовался благодаря колебания воздуха в самой трубке. Колебания достигается с помощью губ или специальным прибором - язычком.

Волынка. Дуда, коза, баран, мех - все это названия одного и того же народного музыкального инструмента, который известен многим народам мира. Наиболее распространенная его название - волынка. Она изготавливается из выделанной кожи козы, или теленка. С этой кожи делают сплошной мех, который служит резервуаром воздуха. В одно из отверстий меха вставляют трубку, через которую музыкант вдувает воздух. Вторая трубка - игровая. В ней, кроме пищиков, есть 6 отверстий для изменения высоты звука. Третья трубка с басовым пищиком обеспечивает Бурдоннэ (постоянный) звук. Наполнив мешок воздухом, музыкант нажимает на него локтем и посылает воздуха в игровую и Бурдоннэ трубку, вызывая визгливое звучания пищиков.

Волынки пришли к нам из древних времен. Играли на них преимущественно пастухи.

В Древнем Риме волынка звучала в театре и военном оркестре. Во Франции XVIII века на ней виртуозно играли профессиональные музыканты. В Шотландии ансамбль волынщиков и в наше время сопровождает торжественные парады. В Украине этот инструмент входил в состав оркестра войска Запорожского, а теперь звучит преимущественно в западноукраинских областях. Изготавливая волынку, гуцульские мастера украшают ее резьбой, скульптурной головкой козы.

Жалейкой - деревянная дудка. В ее конец вставляется свистулька. В верхней части имеет 6-9 отверстий для усиления звучания. На конец трубки надевается раструб, изготавливается из коровьего рога или бересты. Жалейка имеет резкий, громкий, гнусавый звук. Инструмент используется в пьесах награвального, танцевального характера.

БРЬОЛКА - народный инструмент типа гобоя с двойным пищиком (язычком). Похож на жалейкой, но значительно мягче и более благозвучное, используется в танцевальных, хороводных пьесах.

Свирель, КУВИЧКЫ. Во всем мире известна многоствольная флейта, которую в древности называли флейтой. В украинской народной музыке известно несколько разновидностей багатост - вольной флейты. Простейшие из них - кувичкы. Музыканты различают свирель со свистком -ным устройством и без него, правосторонние и левосторонние, в зависимости от высотного расположения звуков в восходящем или обратном порядке. Кувичкы имеют еще одно название - кугиклы - это набор деревянных дудок. Каждая дудка имеет один звук. Инструмент не имеет определенного диапазона. В оркестре применяется редко.

Свистульки, окарина. Окарина в переводе с итальянского - гусенятко. Так назвали Свисткова флейту, что делается из дерева, имеет яйцевидную (сферическую) форму и Свисткова устройство. Инструмент имеет десять игровых створов. Звучание окарины сказочное, время фантастическое. Играют на окарине, имитируя звуки диких животных, птиц, особенно ковка кукушки.

Среди детских игрушек и изделий декоративно - прикладного искусства встречаются керамические птички, кузнечики, козлики, барашки, ярко раскрашенные и покрытые глазурью. Это - свистульки, на них можно выполнять простые мелодии. Свистульки в виде птиц, животных и рыб относятся к окариноподибних народных инструментов.

Флейты и ее РАЗНОВИДНОСТИ. Свирель - один из наиболее распространенных в музыкальном быту Украины инструмент. Из глубины тысячелетий пришел он к нам со многими названиями: свирель, денцивка, свирель, Зубовка, теленка... За каждым названием кроется принципиальное конструктивное отличие, новые специфические приемы извлечения звука. Изготавливали свирели из ивы, клена, калины, ели, груши, бузины. На Гуцульщине такая свирель зовется денцивка. Звук у нее сочный, насыщенный.

Свирель - разновидность флейты, оба конца у нее открыты, добывать звук на ней трудно. Серебристо - изящная мелодия свирели отвечает живописной природе Карпатских гор.

Среди разновидностей свирели есть текленка - инструмент, у которого оба конца открыты, игровых отверстий нет.

Две спаренные одновременно свирели называют денцивка или жоломийкою. В зависимости от сырья, из которого изготовлен инструмент, каждая свирель имеет свое соответствующее звучание - пронзительное, густое, бархатное, а иногда свирель скулит печальным,тоскливым голосом.

СУРМИ. Многочисленные литературные источники донесли до нас сведения о бытовании в военной музыке украинского казачества деревянной конусообразной трубки, называемой горном или казацкой трубой. К сожалению, тогдашний инструмент не сохранился.

Не имея точных сведений о строении старинной трубы, исследователи делают предположение, что существовали две разновидности этого инструмента. Первый - с мундштуком, без пальцевых створов, второй - с тросточкой (пищиком) и пальцевыми создали.

Современные украинские мастера предпочитают второй разновидности. На его основе изготавливают трубы различных размеров. Известны имена мастеров В. Зуляк, А. Шленчик, Л. Деменчук, А. Заярузний.

Сегодня трубы возрождаются в украинской музыке как оркестровый инструмент.

ТРЕМБИТА, РОГ, РИЖКИ. В музыкальном быту жителей Карпат нередко можно встретить овеянный легендами экзотический инструмент, который издавна был спутником гуцулов. Это - трембита. В старину она была сигнальным инструментом. Несколько дозорных, которые размещались на вершинах гор, сигналом трембиты передавали весть о приближении врага. В наше время сигналом трембиты сообщают о приезде артистов в горное село, начало свадьбы или другого торжественного праздника. С давних времен сохранилась традиция звуками трембит сообщать о первом выходе скота на горные пастбища. Иногда трембитари подают печальную весть о смерти одного из горных жителей.

Внешне трембита - это деревянная конусообразная трубка длиной два-три метра. Изготавливают ее так: срезают прямой ствол ели, строгают, предоставляя Погребной формы инструмента. Затем раскалывают ее вдоль па две - три части и вынимают сердцевину. Образующиеся тонкие стенки составляют и герметично обертывают березовой корой, предварительно вставив в тонкий отверстие трембиты мундштук.

На Волынском Полесье можно встретить укороченную трембиту, один- два метра длиной. Иногда функции трембиты выполняет деревянный гуцульский рог. Да древнейшими из подобных инструментов считаются натуральные рога животных, тысячелетиями использовались как сигнальные инструменты, а позже были приспособлены для удовлетворения эстетических потребностей. Еще в XVIII в. в центральных губерниях России распространен был владимирский рожок.

ВЛАДИМИРСКИЙ РОЖОК получил распространение в XVIII -XIX вв. в центральных губерниях России. Рожок имеет мягкий тембр, несколько гнусавый, напоминает звучание гобоя. По характеру более светлый. Владимирский рожок масс разновидности: сопрано (диапазон -»соль»первой октавы -»си»второй октавы) альт (АЗОН:»до»первой октавы -»мы»второй октавы) тенор (фа)»соль»малой октавы -»ля»первой октавы). Настроенные рожки диатонической. В оркестре соло рожка встречается очень редко, чаще используется в ансамблях с 3-4 инструментов.

Струнные народные музыкальные инструменты в Украине

БАНДУРА (польск. - bandura ; происходит от греческого паудойра - трехструнный инструмент) - украинский многострунный ветчинный музыкальный инструмент. Начиная с XVI в. литературные и иконописные источники упоминают о существовании на территории Украины струнных музыкальных инструментов, которые назывались кобзами, имели разную форму и конструкцию, требовали отличных приемов игры. Среди этих инструментов появлялись и такие, которые имели рядом с ладов грифом струны на корпусе. У них и воплощено было идею будущего аккомпанируя инструмента, на котором не стесняются струны, а добывают щипком серебристые звуки из определенных струн. Так, освободившись впоследствии от ладов и заменив их на грифы, этот инструмент стал оригинальным произведением украинского народного искусства, игрой на котором сопровождали свои песни и думы легендарные кобзари. И сегодня этот инструмент служит эмблемой украинских народных музыкальных инструментов. В литературе встречается название кобза.

Корпус кобзы - бандуры - овальный выдолбленный из ивы, груши, ореха или другого дерева. Количество струн на инструменте колебалась от 7 до 20 и более. По форме бандура - инструмент февральского семейства, а звукоизвлечения бандура относится к гусельного семейства. Нередко исполнители применяют для игры плектр.

Бандура звучит как сольный инструмент, но чаще всего используется в ансамбле. На Украине образована Государственная капелла бандуристов Украины.

БАС. Фасоль. Козобас. В небольших народных ансамблях и оркестрах в Украине, в частности в музыканты, встречается аккомпанирующий инструмент, называемый бас, фасоль. Его внешний вид напоминает скрипку или виолончель. В центральных и восточных регионах Украины встречается четырехструнная фасоль, а в западных - трехструнная. Играют на басоли смычком. На Закарпатье есть пятиструнная фасоль. Оригинальным народным инструментом, вобравший в себя ряд элементов музыкального быта Гуцульщины, стал козобас. Под аккомпанемент басоли на свадьбе водили козу. Позже возникла идея сделать фасоль с украшением - головкой козы. Поэтому неудивительно, что его назвали козобас. Этот инструмент часто встречается в фольклорных ансамблях.

ЛИРА - струнный щипковый музыкальный инструмент с древнейших времен известен народам Ближнего Востока, Египта, Греции, Рима. Исполнитель играет на лире сидя, корпус инструмента опирается на его колено. Звукоизвлечение на лире осуществляется переборами струн пальцами (или плектром). По конструкции лира близка к кифары. Классическая лира имеет 7 струн, но с годами количество струн менялась.

В Украине, Беларуси и России лира известна еще со времен средневековья (X в.). В Х-ХII вв. лира заявила о себе торжественной музыкой в крупнейших королевских дворцах Европы. Была пора, когда композиторы писали для нее произведения, музыканты - виртуозы давали открытые концерты в аристократических салонах. Но был и период, когда лиру брали в руки только калеки, старики, чтобы заработать на хлеб.

Лира (существуют другие названия: лера, реля, рыле, рыля) была часто спутником кобзы - бандуры. Однако лирники ни играли в жизни народа такой социальной роли, как бандуристы.

Тембровые возможности и ограниченные приемы игры на лире обусловили преимущественно печальный, церковный репертуар лирников.

В наше время исполнения на лире снова возрождается. Этот инструмент входит в состав оркестра народных музыкальных инструментов, фольклорных оркестров и ансамблей.

СКРИПКА (от старославянского скрипаты - скрипеть) - струнный смычковый инструмент. Классический вид его производился еще в XV-XVI веках одновременно в разных странах (Польше, Италии, Франции). На севере Италии возникли целые школы скрипичных мастеров, особенно в Кремоне, где работали Андре и Николо Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари. Именно этими мастерами была разработана конструкция скрипки, которая и в наше время является лучшей. Группа скрипичных инструментов заложила основу классического состава симфонического оркестра еще в середине XVIII в. Скрипка интенсивно развивается и как сольный инструмент. Новые жанры инструментальной музыки XVII-XVIII века - сольная соната и сольный концерт - возникли первоначально именно как жанры скрипичной музыки.

Торбан. В средние века в Европе был известен лютнеподибний инструмент с двухэтажной головкой грифа. На высшем находились струны свободно проходили рядом с грифом. Корпус его был глубокий и овальный.

В XVIII в. торбан появился в Польше в Украине, затем в России. Гриф у этого инструмента был значительно шире. Добыча звука осуществлялось щипком пальца. До нас дошли сведения, торбан по своему происхождению является итальянским инструментом, через Польшу попал на Украину. Другие говорят о том, что в результате творческого сочетание конструктивных элементов песнью бандуры на Украине возник торбан.

Торбан имел элегантную изысканную форму, требовал сложных приемов игры и был доступен только для аристократических семей, казацких старшин. Называли его»барской бандурой».

Цымбал (от венгерского - сиmbаlоt) - струнный ударный музыкальный инструмент, который имеет деревянный корпус трапециевидной формы с натянутыми на нем струнами. Добыча звука на цимбалах осуществляется благодаря ударами палочки (или колотушки) по струнам.

Цимбалы относятся к старейших музыкальных инструментов. Первые зображання его нашли на давньоассирийських памятниках. В Западной Европе цимбалы были распространены в Венгрии. В конце XIX в. цимбалы были реконструированы музыкальным мастером В.Шундой. В оркестре народных музыкальных инструментов исполнитель берет цимбалы на колени. Цимбалы используются как сольный, так и оркестровый инструмент. Цимбалы и сегодня входят в состав народных музыкальных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, России, Украины.

Народные ударные и шумовые музыкальные инструменты в Украине

Украинские ударные народные инструменты возникли еще раньше, чем струнные и духовые. В XVII в. старинные бубны превратились в барабаны, литавры и бубен с бубенцами. Народные ударные инструменты в оркестре заменяются треугольник, кастаньеты, бубен, коробочку, тарелки, малый барабан, с определенной высотой колокольчики, литавры, ксилофон.

Музыкальная культура Украины, как и его общая культура развивалась под влиянием музыкальных культур соседних стран. Именно поэтому в музыкально - исполнительской практике Украины и сегодня встречаются такие народные музыкальные инструменты, которые считаются характерными для других стран, например России. Такими инструментами являются ложки деревянные, накры, рубль.

В народной музыке, сопровождавшей игры, свадьбы, календарные, религиозные праздники и обряды, широко использовались такие предметы бытового обихода, как ложки, рубль со скалкой. Можно встретить народные кастаньеты, сделанные из двух деревянных спаренных ложек. На них музыкант отражает разнообразные ритмические рисунки, имитирует стук копыт.

ЛОЖКИ ДЕРЕВЯННЫЕ - обычные крестьянские суповые ложки. Чтобы они звучали громче, используют твердые и '«звонкие»породы деревьев. Звук ложек напоминает звук кастаньет, но более открытый по тембру.

Трещотка - набор деревянных дощечек (20), которые нанизаны на жильную струну и образуют сухой и резкий звук. На трещотках постукивают игривые ритмические фигуры.

Накрыть - небольшие глиняные горшки с натянутой на них кожей. Они были введены В. В. Андреевым, но сейчас они почти не применяются. Их место заняли литавры.

РУБЛЬ - доска с нарезанными поперек зубцами. Играют на рубли твердой палкой, образуя сухой искрящийся поток звуков. Употребляется рубль в пьесах шутливого, скерцозного характера.

Распространенным ударным инструментом в народной музыке есть БУБЕН (решетка). Легкий деревянный ободок, обтянутый с одной стороны кожей - это простейшая конструкция бубна, который был известен на Украине еще ​​во времена Киевской Руси. Современные материалы, металлические колокольчики, тарелочки, красивое оформление изменили вииляд бубна, что всегда сопровождал танцевальную музыку, входил в состав полковой музыки войска Запорожского. Среди исполнителей бубнистив на Украине хорошо известно имя Павла Дубровенка, который играл в квартете цимбалистов в Государственном украинском народном хоре. Талантливый народный исполнитель на бубне не только отбивал ритм, мелодии, но и украшал их изложение то неожиданным, но уместным акцентом, то колокольчиками бубен ударом локтя по кругу натянутой кожи.

Из западных областей Украины в другие регионы страны пришел экзотический ударный инструмент, по специфическую окраску звука называется БУГАЙ. В небольшой конусообразной кадушке верхнее отверстие обтянуто кожей. К ней в центре прикреплен пучок конского волоса. Музыкант увлажненными в квасе руками дергает за волосы и добывает наиболее устойчивые звуки аккорда.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 388.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...