Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Николай Яковлевич Данилевский




Эти культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации, расположенные в хронологическом порядке, суть:

1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикий- ский, халдейский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иран­ский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический, или аравийский, и 10) германо-романский, или европейский... Только народы, составляющие эти культурно-исторические типы, были поло­жительными деятелями в истории человечества; каждый развивал са­мостоятельным путем начало, заключавшееся как в особенностях его духовной природы, так и в особенных внешних условиях жизни, в которые они были поставлены, и этим вносил свой вклад в общую сокровищницу.

Россия и Европа // М., 1991. С. 88.

 

Арнольд Джозеф Тойнби

Тезис о «единстве цивилизации» является ложной концепцией, весьма популярной среди современных западных историков, мышление которых находится под сильным влиянием социальной среды.

Одна из причин, породивших это заблуждение, заключается в том, что современная западная цивилизация распространила свою эконо­мическую систему по всему миру. За экономической унификацией, которая зиждется на западном основании, последовала и политическая унификация, имеющая то же основание и зашедшая почти столь же далеко.

Западные историки преувеличивают значимость этих явлений. Во-первых, они считают, что в настоящее время унификация мира на экономической основе Запада более или менее завершена, а значит, как они полагают, завершается и унификация и по другим направлениям. Во-вторых, они путают унификацию с единством, преувеличи­вая таким образом роль ситуаций, исторически сложившейся совсем недавно и не позволяющей пока говорить о создании единой Цивили­зации, тем более отождествлять ее с западным обществом.

Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса разви­тия человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и к поразительному сужению исторического кругозора.

Историки попросту игнорируют этапы и главы истории других цивилизаций, если те не вписываются в их общую концепцию, опуская их как «полуварварские» или «разлагавшиеся» или относя их к Востоку, который фактически исключался из истории цивилиза­ции. Наконец, они совершенно не учитывали наличия других цивилизаций. Православное христианство, например, либо считается ча­стью западного христианства... либо изображается временным наро­стом на теле западного общества. Православное христианство, по этой версии, зародившись, служило оплотом западного общества в борьбе с Востоком. Исчерпав свои функции, нарост этот атрофиро­вался и исчез, подобно тому, как у головастика отваливаются жабры и хвост на стадии превращения его в лягушку. Что же касается трех других цивилизаций — исламской, индуистской и дальневосточной, — они вообще отвергаются как «туземные» по отношению к запад­ному обществу.

С помощью таких прокрустовых рамок тезис о «единстве цивили­зации» сохраняется и по сей день.

Постижение истории // М., 1991. С. 81-82.

Уолт Ростоу

 

Все ранее существовавшие и современные нам общества могут быть отнесены, с экономической точки зрения, к одной из пяти катего­рий: традиционное общество, стадия создания предпосылок для подъ­ема, стадия подъема, стадия быстрого созревания, век высокого массо­вого потребления.

Стадии экономического роста // М., 1960. С. 13-14.

Герман Кан

Долгосрочный прогноз развития человечества, рассчитанный на основе данных прошлого и настоящего развития мировой экономики, охватывает два важнейших исторических этапа. Первый этап – это сельскохозяйственная революция, которая произошла около 10 тысяч лет назад и которая фактически создала современную цивилизацию... Второй важнейший этап принято называть «Великий переход», именно на этом этапе мы и находимся сегодня... Этот период, видимо, завер­шится в последующие 200 лет, когда вопреки «катастрофическому сочетанию неудач и неумелого руководства» человечество, по всей видимости, намного возрастет численно, станет богатым и в большей степени научится управлять силами природы.

Этот четырехсотлетний период можно разделить на следующие три фазы: фаза индустриальной революции, далее – фаза супериндустриальной (технологической) мировой экономики, а затем и фаза постиндустриальной мировой экономики мирового сообщества… Мы не утверждаем, что Великий переход случится неизбежно, мы считаем лишь, что он вероятен и что его можно вычислить на основе имеющихся сегодня данных и тенденций...

Все стороны воздействия новой техники, результаты ее воздейст­вия трудно сразу осознать и контролировать. Но как только все станет понятным и объяснимым, тогда и контроль над негативными последст­виями воздействия техники станет возможным. Тогда и «проблематич­ная» супериндустриальная экономика станет экономикой с разреши­мыми проблемами.

Грядущий подъем: экономический, политический,

социальный // Новая технократическая волна на Западе.

М., 1986. С. 169, 170.

«Римский клуб»

Можно ли в современных условиях, опираясь на научно-техниче­ское развитие, избежать экологической катастрофы? Справедливо ли полагать, что благодаря успехам в технике физические пределы в нашем мире как и раньше будут раздвигаться, причем неограничен­но?... Все эти допущения проигрываются на модели... Ценность модели в том, что она позволяет выявить пределы роста в системе и определить условия его прекращения.

1. «Стандартный вариант» поведения модели мира - предпола­гает, что не происходит значительных изменений в физических, эко­номических или социальных взаимосвязях, исторически определяв­ших развитие мировой системы. Все введенные здесь переменные принимают свойственные им (в период 1900-1970 гг.) значения. Коли­чество пищевых продуктов, объем промышленного производства и численность населения интенсивно возрастают до тех пор, пока быстрое истощение ресурсов не затормозят промышленного роста.

2. Модель мира с «неограниченными» запасами ресурсов. Про­блема истощения ресурсов снимается в модели мировой системы с помощью двух предположений: первое - «неограниченное» производ­ство ядерной энергии даст возможность удвоить запасы ресурсов, при­годных для эксплуатации, и второе - ядерная энергия позволит осуществить обширные программы рециркуляции и производства замени­телей, Но если в системе произвести только эти изменения, рост оста­новится вследствие нарастания загрязнения.

3. Модель мира с «неограниченными» ресурсами и контролем за загрязнением. Чтобы избежать истощения ресурсов и роста загрязне­ния, возникавших в предыдущих вариантах моделей, вводятся допущения, которые позволяют промышленности и населению расти до тех пор, пока не будут достигнуты пределы возможностей обрабатыва­емых земель. Затем падает производство продовольствия на душу на­селения и прекращается индустриальный рост, так как капитал пере­мещается в сельское хозяйство.

4. Модель мира с «неограниченными» ресурсами, контролем за загрязнением и возрастанием продуктивности сельского хозяйства. Сочетание этих трех мер устраняет многочисленные препятствия к росту, в результате чего население и промышленность достигают очень высокого уровня. Хотя каждая единица промышленной продукции ге­нерирует намного меньше загрязнений, общее возрастание производ­ства таково, что кризис возникает вследствие загрязнения среды, ко­торое и кладет предел росту.

5. Стабилизированная модель мира. Чтобы достичь длительного состояния равновесия, к политике регулирования роста населения и про­изводства, присоединяются технологические меры. Они включают ре­циркуляцию, технику контроля за загрязнением, увеличение срока жизни всех форм капитала и методы восстановления почв.

6. Модель мира с политической стабилизацией, введенной в 2000 году. Осуществление мероприятий, обеспечивающих достижение гло­бального равновесия, становится уже невозможным, если оно откладывается до 2000 г. Население и индустриальный капитал достигают столь высокого уровня, что нехватка ресурсов и продовольствия возни­кает еще до 2100 г.

 

Модель «Пределов роста» и вопросы современного

об­щественного развития (реферативный сборник) // М., 1976.

Аурелио Печчеи

 

Представленные здесь шесть целей связаны с «внешними пределами» планеты, «внутренними пределами» самого человека, получен­ным им культурным наследием, которое он обязан передать тем, кто придет после него, мировым сообществом, которое он должен построить, средой человеческого обитания, которую он должен защитить любой ценой, и, наконец, сложной и комплексной производственной системой, к реорганизации которой ему пора приступать... Предложенные шесть целей направлены, как уже сказано, на то, чтобы стимулировать более ответственное человеческое поведение в повседневной жизни, в полити­ческих делах, в научно-исследовательских изысканиях. Первейшая зада­ча, таким образом, сводится не к тому, чтобы предложить конкретные решения для тех или иных проблем, а к тому, чтобы заставить людей задуматься и подготовиться, приобщившись к информации.

 

Человеческие качества // М., 1980. С. 261-263.

 

 

Глоссарий

 

Абстракция[< лат. abstraction отвлечение] отвлечение, представление в мыслях.

Агностицизм[<гр.agnostos непознаваемый] учение, отрицающее познаваемость мира.

Аккультурация[acculturation – англ. неологизм от лат. ad – к  и  cultura – возделывание ] – навязывание культурных ценностей извне.

Аксиология[гр. axios ценный +… логия] – учение о ценностях.

Аксиоматизация[гр. axioma]метод построения научного знания посредством выведения теории из определенных постулатов.

Анализ  –метод познания посредством расчленения целого на части.

Антикваризм[< лат. antiguus древний] – способ изучения событий прошлого глазами человека того времени, как бы перенесясь в прошлое.

Антиномия [< гр. antinomia  противоречие в законе] – положение, которое  одновременно   с   одинаковым  успехом обосновывается и опровергается.

Античность – Древний мир.

Антропоцентризм –картина мира, ставящая в центр мироздания человека.

Атрибут[< лат. attributum данное, приписанное] неотьемлемое свойство.

Аттрактор[лат. attrahere привлекать, притягивать]термин синергетики, обозначающий условие схождения траекторий движения.

Бифуркация[< лат. bifurcus раздвоенность] термин синергетики, обозначающий разделение на две ветви, которые в дальнейшем не сливаются.

Вера – способность человека признавать достоверным без доказательств.

Время –длительность материальных процессов.

Генезис[гр. genesis  происхождение]– процесс образования и становления развивающегося явления.

Герменевтика[гр. hermeneuteke (techne)  истолковательное искусство]  – искусство толкования текстов, объяснения и понимания.

Гилозоизм[гр. hile вещество + zoe жизнь] учение о всеобщей одушевленности  сущего.

Гипотеза[< гр. hypothesis основание, предположение] предположение, основанное на науке.

Глобализация – распространение чего-либо на весь земной шар.

Гносеология [гр. gnosis (gnoseos) знание, познание +…логия] –  учение о познании.

Гностицизм[<гр.gnosisзнание, учение]философия, признающая познаваемость мира.

Государство –аппарат (орудие) поддержания власти одной части населения над другой.

Гуманизм[< лат. humanus человечный] сострадание.

Движение – изменение вообще.

Дедукция[< лат. deduction выведение] –умозаключение от общего к частному.

Демиург [гр. букв. мастер,  ремесленник, в переносном смысле – создатель, творец]– творец мира, создатель Вселенной.

Детерминизм[< лат. determinare определять] причинная обусловленность всех явлений природы и общества.

Диалектика[гр. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор]

а) по Сократу, искусство вести беседу; б) по Гегелю, способ мышления.

Динамика [< гр. dynamikos относящийся к силе, сильный]состояние движения,  ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов (противоп. статика).

Дискурс[< лат. discursus рассуждение] – процесс получения знания путем логического рассуждения.

Дихотомия[гр. dichotomia <dicha на две части + tome сечение] –  раздвоение.

Дуализм[< лат. dualis двойственный] – двойственность.

Духовность – то, что относится к сфере разума.

Здравый смысл – житейская мудрость; знание, основанное на практике.

Идеализм[фр. idealisme <гр. idea идея, понятие, представление] – учение, считающее первичным сознание (дух).

Идеальное[фр. ideal < гр.idea] – то, что содержится в головах людей (тождественность сознанию).

Инвариантность[фр. invariant букв. неизменяющийся]неизменность.

Индетерминизм[лат. in- не + детерминизм] отрицание причинной обусловленности.

Индукция[< лат. induction наведение] умозаключение от частного к общему.

Инкультурация[enculturation] – вхождение в другую культуру, присвоение культурных ценностей, приобщаясь к ним изнутри.

Инновация[англ. innovation] – нововведение.

Интерпретация[< лат. interpretation посредничество] понимание по-своему.

Интроекция [лат. intro внутрь+ jacere бросать; класть] –включение в свой внутренний мир  взглядов,  мотивов  установок  других  людей.

Иррациональное[< лат. irrationalis неразумный] находящееся за пределами разума.

Истина –совпадение знаний с действительностью.

Картина мира – мысленно обобщенный образ мироздания.

Категория– общее понятие.

Когерентное[< лат. cohaerentia сцепление, связь] – совпадающее.

Конвенциальное[< лат.conventio договор] договоренное.

Континуум[< лат. continuum  непрерывное, сплошное] непрерывное, единое.

Концепция[лат.conceptio] замысел, система взглядов.

Креационизм[< лат. creation (creationis) созидание] учение о сотворенности.

Майевтика –по Сократуискусство задавать вопросы.

Материализм – учение, считающее первичным материю.

Материальное – противоположное духовному.

Материя –объективная реальность, данная человеку в ощущениях.

Менталитет – «общий фон» мыслительных образов.

Метафизика[гр., букв. то, что следует после физики] – а) по Хайдеггеру, синоним философии; б) по Энгельсу, антоним диалектики как способа мышления.

Метафора –иносказание, переносный смысл.

Метод[гр. methodos букв. путь к чему-либо] – способ достижения цели.

Методология – учение о способах мышления.

Мировоззрение – совокупность представлений человека о мире и месте человека в этом мире; по Соловьеву, «умственное окошко».

Модель –аналог, копия, заменяющая изучаемый объект, повторяя его структуру и функцию.

Натурфилософия  – учение об объяснении природы из нее самой.

Номинализм[лат. nomina названия, имена] учение, считающее универсалии «именами» вещей.

Общество –продукт взаимодействия людей.

Объективное – присутствующее вне и независимо от человека

Онтология – учение о бытии.

Отражение –свойство материальных объектов при взаимодействии сохранять следы друг друга.

Пантеизм – растворение Бога в природе.

Парадигма [гр. «слепок», «образец»] – это характер и направленность мышления; по Т.Куну, способ постановки и решения научных проблем.

Патернализм[< лат. paternus отцовский, отеческий] – почитание старших, опека младших.

Патристика –почитание трудов «отцов церкви» наравне с Библией.

Политика –власть и властные отношения.

Понятие – отражение предметов в их существенных признаках и свойствах.

Право –воля экономически господствующего класса, возведенная в закон.

Прагматизм[< гр. pragma дело, действие] учение, сводящее истину к пользе (полезности).

Праксиология[гр. praktikos деятельность + гр.logos понятие; мысль, разум] – учение о деятельности.

Предельные основания – конечные причины бытия; бытие – сущее.

Презентизм[лат. praesens; англ. present настоящее время, современность] – способ изучения событий прошлого глазами современного человека, как бы перенеся эти события в настоящее время.

Принцип[< лат. principium основа, начало] – положение, лежащее в основе теории, являющейся доказательством его правильности.

Проблема– «знание о незнании» (П.В. Копнин).

Прогресс –развитие по восходящей ветви, от простого к сложному.

Пространство –протяженность материальных объектов.

Развитие – направленное изменение.

Рационализм[фр. rationalisme < лат rationalis разумный] учение, отдающее приоритет разуму в ущерб чувствам.

Революция[фр. revolution] – скачок, прерыв постепенности.

Религия[лат.religio] – одна из форм общественного сознания;  совокупность духовных представлений.

Релятивизм[< лат. relativus относительный]учение, признающее зависимость пространства и времени от скорости движения материи.

Рефлексия [< лат. reflexio отражение] – оперирование воображаемыми объектами.

Сверхестественное – то, чего нет в природе; то, что не подчиняется законам природы; то, что относится к потустороннему миру.

Сенсуализм[< лат. sensus чувство, ощущение]учение, отдающее приоритет чувственному в ущерб разуму.

Синергетика[< гр. synergeia сотрудничество, содружество] способ мышления, отражающий процесс самоорганизации.

Синкретное[< гр. synkretismos соединение, объединение] – целостное, единое.

Социальная  антропология –учение о закономерностях бытия человека в контексте общества.

Социальная философия – учение   о человеке  в  обществе  и об  обществе   в  человеке (С. Л. Франк).

Социальная экология – наука о коэволюции общества и природы (Н.Н. Моисеев).

Социальный[лат. socialis ]  –  общественный

Статика[< гр. statos стоящий] – состояние покоя или равновесия (противоп. динамика).

Субстанция[лат. substantia сущность] – это то, что лежит в основе «нечто».

Субстрат[лат. sub под + stratum кладка, постройка, сооружение] это то, из чего состоит «нечто».

Субъект –тот, кто действует.

Субъективное  –относящееся к личному, исходящее от отдельного человека.

Схоластика[< лат. scholastikos ученый, школьный < schole школа] – формальное знание, оторванное от жизни.

Теоцентризм– картина мира, ставящая в центр мироздания Бога.

Толерантность– терпимость.

Универсалия – общее понятие.

Фидеизм –приоритет веры перед знанием.

Философия – любовь к мудрости.

Формация[<лат. formatio образование, вид]– общественный строй.

Фрактал[лат. fractus дробленый]– термин синергетики, обозначающий ту неопределенную единицу, которая способна стать случайным фактором перехода от порядка к хаосу, или, наоборот, от хаоса к порядку.

Хронотоп[<гр. сhronos время + гр. topos место] – единство места и времени

Экзистенция[<лат.existentia существование] – существование, связанное с осознанием смертности (временности бытия).

Эклектика[< гр.eklektikos выбирающий]  – способ мышления, позволяющий соединить разнородные части.

Эмпиризм[< гр. emperia опыт]– абсолютизация роли чувственного начала в ущерб разуму.

Эпистемология[гр. epistemologia] – учение о знании как результате (теория знания)

Эпоха[гр. epoche]своеобразный   духовный  фон  исторических  событий.

Эсхатология[гр. eschatos последний +…логия]   учение  о  конце  света.

Персоналии

АбелярПьер (1079-1142) – французский  философ,  создатель кон­цептуализма, приверженец номинализма.

Августин Блаженный[Св. Августин] (354-430) – итальянский философ,  представитель  патристики, создатель христианской утопии.

Анаксагор (500-428 до н.э.) – древнегреческий философ представи­тель Ионийской школы.

Анаксимандр (610-547 до н.э.) – древнегреческий  философ, пред­ставитель  Милетской  школы.

Анаксимен (585-525 до н.э) – древнегреческий философ, предста­витель Милетской школы.

Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Платона, создатель формальной логики.

Бахтин М.М.(1895-1975)российский  философ, культуролог, представитель  школы  диалогистов

БергсонАнри (1859-1941) – французский философ, представитель  философии  жизни,  лауреат  Нобелевской  премии  по  литературе.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) – русский философ,  один   из   создателей   философии   экзистенциализма  и персонализма.

Беркли Джордж (1685-1753) – английский  философ  и священник, представитель субъективного идеализма Нового времени.

Бруно Джордано(1548-1600) – итальянский философ и поэт, представитель пантеизма, сторонник гелиоцентрической системы Коперника.

БуберМартин (1878-1965) – еврейский  философ, религиозный персоналист, представитель философии встречи.

БэконФрэнсис (1561-1626) – английский  философ, представитель эмпиризма  Нового  времени, автор учения об идолах познания.

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) – русский геохимик, геофизик, представитель философии космизма.

Виндельбанд Вильгельм (1848-1915) – немецкий философ, глава баденской школы неокантианства.

Витгенштейн Людвиг (1889-1951) – австрийский философ, представитель  аналитической  философии.

Вольтер [Франсуа Мари Аруэ] (1694-1778) – французский философ и писатель, представитель деизма в философии Просвещения.

Гадамер Ханс Георг (1900-2002) – немецкий философ, представитель герменевтики.  

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – немецкий философ,  представитель объективного идеализма, создатель системы панлогизма

Гельвеций  Клод Адриан (1715-1771) – французский философ, предста­витель  материалистического направления философии Просвещения.

Гераклит Эфесский (544-483 до н.э.) – древнегреческий философ, один из создателей диалектики.

Гете Иоганн Вольфганг (1749-1832) – немецкий философ и пи­сатель,  автор «Фауста».

Гоббс Томас (1588-1679) – английский философ, представитель эм­пиризма Нового времени, автор договорной теории государства.

Гольбах Поль Анри (1723-1789) – французский философ, представи­тель материалистического направления философии  Просвещения.

Гуссерль Эдмунд (1859-1938) – немецкий философ, создатель фено­менологии.

ДанилевскийНиколай Яковлевич(1822-1885) русский историк, философ, приверженец циклического учения.

Декарт Рене (1596-1650) – французский философ, представитель  рационализма  и  дуализма  Нового  времени; приверженец учения о врожденных идеях.

Демокрит (470-371 до н.э.) – древнегреческий философ, создатель атомизма.

Джеймс Уильям (1842-1910) – американский философ, представи­тель прагматизма.

Дидро Дени (1713-1784) – французский философ, представитель ма­териалистического направления философии  Просвещения, один из авторов  проекта  «Энциклопедия».

Дильтей Вильгельм (1833-1911) – немецкий философ, представи­тель философии жизни.

Дьюи Джон (1859-1952) – американский философ, представитель  прагматизма

ДюркгеймЭмиль (1858-1917) – французский социолог и философ, автор теории органической солидарности.

Зенон Элейский (490-430 до н.э.) – древнегреческий философ, пред­ставитель школы элеатов, автор апорий.

Камю Альбер (1913-1960) – французский философ и писатель, представитель экзистенциализма,  лауреат  Нобелевской премии.

Кан Герман (1922) - американский социолог, футуролог.

Кант Иммануил (1724-1804) – немецкий философ, создатель систе­мы трансцендентального идеализма.

    КонтОгюст (1798-1857) – французский философ, основоположник позитивизма

Конфуций[Кун фу-цзы](551-479 до. н.э.) – великий древнекитайский мудрец, автор учения о «благородном муже».

КоперникНиколай (1473-1543) – польский философ и естествоиспытатель, представитель естественно-научного направления философии эпохи Возрождения.

Кузанский Николай [Николай Кребс] (1401-1464) – немецкий философ, представи­тель  пантеизма  эпохи  Возрождения.

 Кьеркегор Серен (1813-1855) – датский теолог, философ и писатель, представитель фи­лософии  жизни и один из основоположников экзистенциализма.

ЛакатосИмре (1922-1974) – английский философ, представитель постпозитивизма.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) – немецкий философ, представитель рационализма Нового времени, автор монадологии.

ЛенинВладимир Ильич(1870-1924)русский революционер и мыслитель, развивший марксистскую философию.

ЛиотарЖан-Франсуа (1924-1998) – французский философ, сторонник постмодерна.

ЛоккДжон (1632-1704) – английский философ, представитель эмпиризма Нового времени, автор идей о гражданском обществе.

Макиавелли Никколо (1469-1527) – итальянский философ, представи­тель  философии  эпохи Возрождения,  создатель  философии политики.

МамардашвилиМераб Константинович (1930-1990) – российский философ, представитель школы диалогической философии.

Маркс Карл (1818-1883) – немецкий философ,  один из создателей диалектического и исторического материализма.

МоисеевНикита Николаевич (1917-2000) – советский ученый, автор концепции  универсального   эволюционизма, в основе которой лежит коэволюция человека и биосферы.

Монтескье Шарль Луи (1689-1755) – французский философ эпохи Просвещения, автор работы «О духе законов».

Ницше Фридрих (1844-1900) – немецкий философ, представитель философии жизни.

Оккам Уильям (ок.1285-1349) – английский философ, представитель поздней схоластики, создатель принципа «лезвия бритвы» в познании.

Ортега-и-Гассет Хосе (1883-1955) – испанский философ, представи­тель экзистенциализма.

Парменид (ок. 515- после 450 до н.э.) – древнегреческий философ, ос­новоположник школы элеатов.

Печчеи Аурелио (1908–1984) – создатель «Римского клуба», идеолог глобального экологического подхода.

Пифагор Самосский (ок.580-ок.500 до н.э.) – древнегреческий философ и математик, создатель  пифа­горейства.

Платон (427-347 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель идеалистического направления в философии, ученик  Сократа.

Поппер Карл (1902-1994) – английский философ, представитель постпозитивизма, создатель критического рационализма.

ПригожинИлья Романович (1917) – бельгийский физик русского происхождения, теоретик синергетического метода в философии.

Протагор(480-410 до н.э.) – древнегреческий философ, представитель школы софистов.

РостоуУолт Уитмен (1916), американский  социолог, экономист, историк.

Роттердамский Эразм (Дезидерий Эразм) (1466-1536) – голландский теолог и гуманист.

Руссо Жан-Жак (1712-1778) – французский философ, представитель деизма в философии Просвещения, теоретик принципа разделения власти.

СартрЖан-Поль (1905-1980) – французский философ, представитель экзистенциализма.

Сократ(469-399 до н.э.) – древнегреческий философ, один из основоположников идеализма и диалектики («Познай самого себя»).

СоловьевВладимир Сергеевич (1853-1900) – русский религиозный философ, публицист и поэт.

Спиноза Бенедикт [Барух] (1632-1677) – голландский философ, представитель рационализма и пантеизма Нового времени.

ТойнбиАрнольд Джозеф (1889-1975) – английский  философ и историк, создатель концепции круговорота цивилизаций.

Фалес(625-547 до н.э.) – древнегреческий философ, создатель Милетской школы.

ФейерабендПол Карл (1924-1994) – американский философ, представитель  постпозитивизма.

ФейербахЛюдвиг (1804-1872) – немецкий философ-материа- лист, представитель антропологического материализма .

ФихтеИоганн Готлиб (1762-1814) – немецкий философ, представитель немецкой классической философии, субъективный идеалист.

ФомаАквинский (1225-1274) – средневековый философ и теолог, представитель поздней схоластики, автор «Суммы теологии».

ФранкСемен Людвигович (1877-1950) –  русский религиозный философ, представитель «философии всеединства».

Франкл  Виктор (1905-1995) австрийский психолог, философ, антрополог.

ФрейдЗигмунд (1856-1939) – австрийский психолог и психиатр, основоположник психоаналитической философии.

ФроммЭрих (1900-1980) – немецкий философ, один из основоположников неофрейдизма.

Хайдеггер Мартин (1889-1976) – немецкий философ, представитель экзистенциализма, приверженец понимания метафизики как онтологии.

Холодный Николай Григорьевич (1882-1953) – микробиолог, ученый-натуралист, философ-космист.

ЧижевскийАлександр Леонидович(1897-1964) историк,   биофизик, представитель философии космизма.

Шелер Макс (1874-1928) – немецкий философ, представитель фило­софской антропологии

ШеллингФридрих Вильгельм (1775-1854) – немецкий философ, представитель немецкой классической философии, автор учения об абсолютном тождестве.

Шестов Лев [Шварцман Лев Исаакович] (1866-1938) – русский фи­лософ, один из основоположников экзистенциализма.

ШвейцерАльберт (1875-1965) –  немецко-французский философ, теолог,  врач, представитель «философии жизни».

Шлегель Фридрих(1772-1829)– немецкий философ, писатель, литературный критик, теоретик романтизма, предшественник «философии жизни».

ШопенгауэрАртур (1788-1860) – немецкий  философ, представитель иррационализма,  создатель  философии  воли.

ШпенглерОсвальд (1880-1936) – немецкий философ, представитель философии жизни, приверженец циклической теории развития общества.

Энгельс Фридрих (1820-1895) немецкий философ, один из созда­телей диалектического и исторического материализма, автор понимания метафизики как способа мышления.

Эпикур (341-270 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель эпикуреизма.

Юм Дэвид (1711-1776) – английский философ, представитель субъективного  идеализма  и  сенсуализма  Нового  времени, теоретик агностицизма.

ЮнгКарл Густав (1875-1961) – швейцарский   психолог,  психиатр и философ, представитель психоаналитической философии, автор понятия «архетип».

Ясперс Карл (1883-1969) – немецкий философ, представитель экзистенциализма, теоретик «осевого времени» как основы философии истории.  

 

 

 

Таблица 1










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...