Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Духовные основы общества. //М., 1992. С. 17




 

Владимир Иванович Вернадский

Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может-должен-мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте только в области жизни – в биосфере, в опреде­ленной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду, И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет.

Философские мысли натуралиста // М., 1988. С. 35.

 

Карл Маркс

Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганиче­ское тела, поскольку она служит, во-первых, непосредственным жиз­ненным средством для человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое тело человека, а именно – природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет природой, Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе посто­янного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы.

Экономическо-философские рукописи 1844 года

 //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 92.

Аурелио Печчеи

Я полностью отдаю себе отчет в том, как трудно нам, при всем различии наших культур, воспринимать концепцию глобальности – концепцию, связывающую воедино личность, человечество и все взаимодейст­вующие элементы и факторы мировой системы, объединяющую настоящее и будущее, сцепляющую действия и их конечные результаты. Эта в корне новая концепция соответствует нашему новому сложному и переменчивому миру – миру, в котором в век глобальной империи человека мы оказались полновластными хозяевами. И чтобы быть людьми в ис­тинном значении этого слова, мы должны развить в себе понимание гло­бальности событий и явлений, которое бы отражало суть и основу всей Вселенной. <...>        

Человеческие качества // М., 1985. С. 215.

Никита Николаевич Моисеев

Обеспечение коэволюции, совместного гармоничного развития Природы и Общества, и есть центральная проблема теории развития ноосферы. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей своей целью ее обеспечение, как я убежден, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара, Именно коллективных, и каждому придется чем-то поступиться ради общих целей...

Адаптация общества к новым условиям жизни всегда требует и организационных перестроек, то есть изменения характера общественных организаций, моральных и нравственных основ общества. А это самые консервативные составляющие человеческого бытия, их пе­рестройка, понуждаемая внешней необходимостью, носит, как прави­ло, стихийный и болезненный характер.

Но теперь рассчитывать на действенность таких стихийных меха­низмов не приходится. Внешние условия изменяются чересчур быстро. А рассогласование, противоречия между условиями бытия и сознани­ем, несоответствие форм общественной жизни, ее организационных структур, ее моральной основы изменяющимся условиям жизни могут оказаться гибельными. Преодоление этого противоречия, этого рассог­ласования, как мне кажется, должно идти по двум путям.

Первое - целенаправленное воспитание общества и перестройка его нравственно-этического фундамента.

Второе - ограничение характера развития производительных сил. И не просто система запретов на темпы развития и объемы производ­ства товаров, энергии и т.д. Речь идет о согласовании того, как это производство будет менять экологическую обстановку на планете, с тем, насколько общество будет готово приспособиться к этим измене­ниям. А это означает не только широкое распространение безотходных и энергосберегающих технологий. Их будет недостаточно. Понадобят­ся изменения характера потребностей людей, изменения их потреби­тельских идеалов, переход от общества потребления к какому-то ново­му отношению к вещам.

Человек и ноосфера // М., 1990. С. 307-308.

Социальная антропология

В контексте социальной философии человек рассматривается как существо, имеющее биологическую природу и социальную сущность. Человек – существо биосоциальное, поэтому для его описания используется ряд понятий, которые характеризуют его в этом качестве: 

1. Человек – понятие, характеризующее человека в качестве представителя вида Homo Sapiens. Человек есть единство биологического и социального (понятие «человек» отражает это единство).

2. Индивидпонятие, характеризующее человека как организм, выделяя в нем преимущественно биологическое начало.

3. Личность – понятие, характеризующее в человеке его социальные свойства и качества; личность есть то, что в человеке привнесено обществом, поэтому личностью не рождаются, а становятся в результате социализации, которая осуществляется двумя путями:

1) аккультурацией – путем навязывания культурных ценностей извне;

2) инкультурацией – посредством вхождения в другую культуру, присвоения культурных ценностей, приобщаясь к ним изнутри.

Личность есть совокупность

(ансамбль) общественных отношений.

4. Индивидуальность– понятие, характеризующее в человеке уникальность, неповторимость, непохожесть, оригинальность. Индивидуальность – выражение того, чем один человек отличается от другого человека. В отдельном человеке все индивидуально, начиная с организма, кончая личностными свойствами. Индивидуальность – источник и основа творчества. Именно благодаря ярко выраженной индивидуальности человек в состоянии творить.

Каждый человек стремится стать индивидуальностью, так как человек есть существо деятельностное.

Закономерность становления и развития человека как субъекта культуры такова: «От стихийного влияния среды через целенаправленное воспитание к осознанному самовоспитанию».

Следовательно, организм человека преимущественно запрограммирован генетически. Личностное начало – результат воспитания, а индивидуальность от начала до конца – результат самовоспитания. Поэтому в современных условиях больше внимания уделяется технике и технологии самосовершенствования. На первый план выдвигаются все формы жизнедеятельности, которые выражаются словами с приставкой «само-».

В социальной антропологии, касаясь смысла человеческого бытия рассматривают проблему ценностей.

В широком смысле слова ценность– это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей» и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.п. Это - предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и природные явления.

Первой (и основной) ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от его возраста, пола, расы и нации, происхождения другого, возникало и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Богом, Духом), либо в силу действия общих закономерностей жизни общества.

Понятие ценности человека универсально и его нельзя сводить к «полезности» человека для общества.

Вторым феноменом мира ценностей являются вещи,производимые человеком на протяжении все­го исторического пути. Этот мир материальной куль­туры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, представляет как бы «неорганическое тело» человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая его способности и таланты.

Духовные ценности– это своеобразный духов­ный капитал человечества, накопленный за тысячеле­тия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей (аксиологии), кото­рая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни.

Речь идет прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, так как во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

Что касается моральных ценностей, то здесь основными являются вопросы соотношения Добра и Зла, природы счастья и справедливости, любви и ненависти, смысла жизни.

Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда незави­симо от внешнего практического интереса человек переживает духовное наслаждение от наблюдения гармонии и совершенства. Выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов вкусов и стилей.

Как уже отмечалось, высшей ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни понимается по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел    (Ф. Энгельс) до кос­мического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон). Но аксиологический аспект осмыс­ления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чем смысл жиз­ни?», «зачем человек живет?».

В отличие от животного человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Таким образом, именно осознание своей смертности придает жизни человекам определенный смысл. По большому счету, смысл жизни заключается в самой жизни. Но человек пытается всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.

Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях. Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человекавыражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное бытие. (Таблица 14).

 

 

Задание на усвоение

1. В чем состоит специфика социально-философского осмысления проблемы человека?

2. Сравните понятия «природа человека» и «сущность человека». В чем их различие?

3. Как соотносятся понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?

4. Что такое ценность?

5. Назовите понятия, которые помогают осмыслить ценности жизни. Какой ряд слов противостоит им?

6. Подчеркивает ли смерть ценность жизни?

7. В чем смысл жизни?

8. Что такое «благоговение перед жизнью»?

9. Каким образом человек преодолевает страх перед смертью?

10. Ваше мнение о суициде и эвтаназии?

 

Фрагменты философского текста

Людвиг Фейербах

Человек - существо природы, поэтому имеет столь же мало особое, то есть сверхземное, сверхчеловеческое назначение, как животное имеет назначение сверхживотное, а растение - сверх-растительное. Любое существо предназначено только для того, для чего оно есть: животное назначено быть животным, расте­ние - быть растением, человек - быть человеком. Каждое суще­ство имеет целью своего существования непосредственное свое существование; каждое существо достигло своего назначения тем, что оно достигло существования. Существование, бытие есть со­вершенство, есть исполненное назначение. Жизнь есть самодея­тельное бытие. Поэтому растительное существо достигло своего назначения тем, что оно действует в качестве того, что оно есть, а именно как растительное существо; ощущающее существо - тем, что оно действует в качестве ощущающего существа; созна­тельное существо - тем, что действует как существо сознательное.

Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии

//Цит. по книге: Мир философии. Ч. 2. М., 1991. С. 37.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...