Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мероприятия, проводимые юридической службой, для соблюдения основных принципов




С учетом выявленных в результате анализа данных, свидетельствующих о состоянии законности и правовой работы на предприятии, следует определить основные мероприятия, подлежащие включению в план. Помимо этого, в план следует включать и другие мероприятия, способствующие укреплению законности и активизации использования правовых средств для повышения экономических показателей деятельности фирмы.

В плане могут быть предусмотрены, в частности:

- проверки законности актов правового характера, изданных руководителями структурных подразделений;

- анализ состояния работы по исполнению договорных обязательств;

- изучение положения дел с сохранностью собственности;

- изучение полноты возмещения убытков от нарушений;

- правовое обеспечение качества продукции;

- проверка соблюдения порядка приемки продукции и товаров по количеству и качеству;

- изучение практики исполнения трудового законодательства;

- проведение занятий с персоналом фирмы по изучению основных вопросов гражданского и трудового законодательства.

При необходимости могут составляться тематические планы работы юридической службы, дополняющие портальные планы. Отдельные планы целесообразно разрабатывать, как правило, в связи с принятием новых нормативных актов, касающихся организаций.

Следующий организационный принцип деятельности юридической службы — принцип единства работы означает установление общих для всех сотрудников юридической службы целей и унификация технических приемов и методов работы.

Координация требует согласования функций юридического отдела с задачами, стоящими перед организацией в целом.

Функциональная ответственность предполагает разграничение задач и ответственности между сотрудниками за их исполнение.

Реальные результаты деятельности юридического отдела невозможно определить во всех подробностях, так как они поддаются измерению лишь в некоторых аспектах: полнота возмещения причиненных фирме убытков; выполнение представительских функций, где юридическая служба защищает определенный, точно выражаемый цифрами материальный интерес организации; сокращение дебиторской задолженности и др. Во многих других случаях он нелегко поддается учету. Можно судить о ценности соответствующей работы по тому признаку, что при нормальном ее ходе должно значительно уменьшаться число разного рода правовых конфликтов организации с контролирующими органами и договорными контрагентами. Возрастание числа таких конфликтов свидетельствует о неудовлетворительной постановке дела в юридической службе.

Задачи юридической службы

Важное значение имеет точное определение основных задач юридических служб, поскольку это влияет на достижение общественно значимых результатов правовой работы. Эти задачи претерпевали существенные изменения на различных этапах существования нашего государства.

Обязанности, предусмотренные для юристов хозяйственной сферы Положением о юрисконсультах предприятий, подведомственных ВСНХ СССР, утвержденным приказом ВСНХ СССР от 26 июня 1925г. №955, сводились к оказанию квалифицированной помощи при составлении проектов договоров и различного рода актов правового характера, разъяснению действующих законоположений и административных распоряжений по запросам руководящего органа предприятия и его отделов, даче словесных и письменных заключений по правовым вопросам, поставленным руководящим органом предприятия или отделами предприятия, и ведению дел предприятия в судебных, административных и общественных учреждениях.

По мере развития юридических служб предприятий, организаций, органов хозяйственного управления выполняемые ими задачи были существенно изменены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 декабря 1970г. №1025 «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве».

Однако наиболее полно и значимо задачи юристов определило Общее положение 1972г. В качестве основных задач были названы: укрепление социалистической законности; активное использование правовых средств для улучшения экономических показателей работы предприятия; обеспечение правовыми средствами сохранности социалистической собственности, повышения качества выпускаемой продукции, выполнения обязательств по договорам и защита нрав и законных интересов предприятий и граждан. Такой подход обеспечил последовательное повышение роли юридической службы, усиление ее влияния на экономику, | укрепление законности в хозяйственной сфере.

Ряд требований к хозяйствующим субъектам и органам управления в данных вопросах были выдвинуты в постановлении Севера Министров РСФСР от 21 августа 1985г. №365 «О мерах по дальнейшему усилению роли правовой работы в укреплении государственной дисциплины и повышения эффективности общественного производства»[50]. В постановлении к содержанию правовой работы относились не только укрепление законности, но также совершенствование хозяйственного механизма и более активное использование правовых средств для защиты собственности и повышения качества продукции.

Т. Е. Абова отмечала, что в совершенствовании правового механизма существенная роль принадлежит юридической службе, по самой сути призванной укреплять законность в хозяйственных отношениях, договорную дисциплину, использовать весь арсенал правовых средств для претворения в повседневную практику принципов полного хозрасчета и самофинансирования в деятельности предприятий и объединений, а также организаций непроизводственной сферы.

К сожалению, на рубеже 90-х гг. многие министерства и ведомства утратили внимание к юридической службе, ее роль часто не только не повышалась, но принижалась. Плохо было организовано юридическое обслуживание мелких и средних предприятий.

С началом рыночных реформ работа многих юридических служб резко ослабла. Вместе с остановкой деятельности значительного числа предприятий распались успешно работавшие юридические отделы. С переходом в частную собственность основных средств производства создалась неопределенность в характере задач, стоящих перед юристами предпринимательских организаций в нынешних условиях.

Отмечаются факты, когда сами юридические работники стремятся свести свои обязанности к формальному консультированию руководителей фирмы, составлению или визированию отдельных видов документов. По справедливому высказыванию К. К. Лебедева, «юрист, обслуживающий предпринимателей, не может ограничивать свои функции только консультационной кабинетной работой, он должен быть в эпицентре, а не на обочине бизнеса»[51].

Одно из современных определений задач юридических служб в сфере предпринимательства звучит как обеспечение соблюдения законности в деятельности коммерческой организации при реализации ее целей, в том числе цели извлечения наибольшей прибыли; защита ее прав и интересов при взаимодействии с органами государственной власти и управления, муниципальными образованиями, контрагентами по договорам, с собственником имущества (в том числе для хозяйственного общества — с акционерами или участниками), персоналом и другими субъектами, вступающими во взаимодействие с этой организацией[52].

По нашему мнению, основные задачи юридических служб на общегосударственном уровне в настоящее .время могут быть представлены в следующем виде:

- укрепление законности и договорной дисциплины в деятельности организаций;

- использование правовых средств для повышения прибыльности деятельности организаций, сохранности собственности и улучшения качества продукции;

- содействие правовыми средствами внедрению рыночных методов хозяйствования;

- защита прав и законных интересов организаций.

Общее положение 1972 г. предусматривало в числе задач юридической службы пропаганду законодательства. В настоящее время едва ли следует выделять ее отдельным пунктом, поскольку добиваться укрепления законности в организации невозможно без регулярной работы юриста по разъяснению руководителям и сотрудникам организации положений нормативных правовых актов, относящихся к их деятельности. Однако такая разъяснительная работа не может определяться как пропаганда, она входит в число мер по укреплению законности.

Названные задачи представляется необходимым закрепить в федеральном законе. Четкое ориентирование и обязывание юридических работников к их выполнению не только способствовало бы более полному раскрытию возможностей и использованию потенциала юридических служб в интересах каждой отдельной фирмы и общества в целом. Оно позволило бы развить позитивные процессы в обществе, преодолеть многие отрицательные явления в экономике.

В последнее время принято несколько нормативных актов, касающихся юридической службы. По своему уровню они оказались на несколько порядков ниже, чем изданные в советский период. Поставленные в них задачи совершенно неадекватны общественным потребностям, что резко принижает возможности, а соответственно и роль юристов в решении актуальных проблем жизни общества. К примеру, в Типовом положении о юридической службе федерального органа исполнительной власти основные задачи юридической службы федеральных органов определены (п. 2) следующим образом:

1) правовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти;

2) осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства РФ;

3) улучшение качества проектов нормативных правовых актов.

Очевидно, что названный акт свидетельствует о непонимании основных задач, стоящих перед органами исполнительной власти, и возможностей юристов в их решении. Одна из общераспространенных и болезненных проблем госаппарата — тотальный бюрократизм, беззаконие и коррупция в чиновничьей среде. Поэтому в качестве первоочередной задачи юристов федеральных органов исполнительной власти должно признаваться укрепление законности в работе соответствующего органа, содействие искоренению коррупции и бюрократизма. Другой важной задачей юристов госаппарата следует считать содействие внедрению экономических методов управления, направленных на ускоренное развитие рыночных отношений. Лишь с решением этих задач может улучшаться качество проектов законов и иных нормативных актов.

Более точное определение задач юристов органов исполнительной власти является актуальной проблемой. Государство обязано использовать многочисленный контингент юридических работников как социальную базу осуществления необходимых мер по нормализации деятельности органов исполнительной власти, приведения ее в соответствие с принятыми стандартами. Активное включение контингента юридических работников в деятельность по оздоровлению и совершенствованию работы управленческого аппарата способно принести положительные результаты.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 421.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...