Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Статус и структура юридической службы




3.1 Статус юридической службы.

3.2 Особое место юридического отдела на предприятии.

3.3 Определение статуса юридической службы на разных этапах

развития.

3.4 Принцип специализации юридического отдела на предприятии.

3.5 Статус правовой службы в современных условиях.

3.6 Функции юридического отдела.

3.7 Планирование деятельности юридической службы: понятие, стадии.

3.8 Практика планирования.

3.9 Мероприятия, проводимые юридической службой, для соблюдения основных принципов.

3.10 Задачи юридической службы.

 

Статус юридической службы

Крайне важным моментом для правовой работы является правильное определение статуса, т. е. правового положения, юридических служб. Несмотря на многочисленные исследования, по этим вопросам до настоящего времени нет единой точки зрения.

В законодательстве в разные периоды статус юристов определялся весьма различно. Уже в первых публикациях, посвященных деятельности юридической службы в годы нэпа, отмечались некоторые особенности ее положения на предприятии. Поскольку юридическая служба непосредственно не участвует в основной деятельности предприятия, она наиболее необходима для его руководителей и сотрудников, выполняющих управленческие функции. Для последних роль юридического отдела весьма велика, поскольку от него они получают помощь при выработке управленческих решений, определении порядка исполнения нормативных актов, относящихся к деятельности организации.

Особое положение юридической службы объяснялось еще и тем, что ее сотрудники имеют возможность с правовой точки зрения видеть общий ход работы организации, а в связи с этим — получать полное представление о направлении этой деятельности и обладать точными материалами, необходимыми для своевременного проявления инициативы, выступая перед законодательными органами с предложениями о дополнении или изменении действующих норм права в целях наибольшего упорядочения и облегчения соответствующей работы[42].

 

Особое место юридического отдела на предприятии

Особое место юридического отдела в структуре управления организации обусловливается характером, содержанием и методами его работы, которые значительно отличаются от содержания и характера работы других структурных подразделений организации.

Обоснованным представляется мнение К. М. Гавриленко и С. Н. Голубова о том, что подчиненное положение юридического отдела при одной из самостоятельных частей учреждения отдаляет этот отдел от ответственных руководителей рядом служебных инстанций. Это препятствует наиболее близкому и тесному общению руководителей организации с юридическим отделом и вместе с тем ставит последний в неприемлемое положение зависимости и подчиненности той структурной части, при которой он состоит, подчиненности, о которой не может быть речи по характеру выполняемых юридическим отделом функций[43].

Определение статуса юридической службы на разных этапах

Развития

Организация работы юридических служб советского периода часто критиковалась исследователями. Признавалось необходимым усовершенствовать постановку их работы путем осуществления следующих мероприятий:

- проведение в жизнь приемов наиболее усовершенствованной техники документирования рабочих процессов, совершающихся в аппарате: системы регистрации судебных дел, дающей точный учет работы и постоянное наблюдение за ее движением, а равным образом быстроту и легкость составления всевозможных отчетных сведений по делам;

- установление твердых штатных норм отдела в полном соответствии с объемом и характером выполняемых отделом заданий и на основе данных документального учета работы;

- тщательное и внимательное оборудование отдела соответствующей библиотекой и систематическим справочником-картотекой по действующему законодательству («кодификации»);

- точный учет всех выполняемых сотрудниками отдела видов и форм работы (первоначальная стадия работы в области планирования деятельности юридического отдела);

- изучение учетных материалов для определения рода, вида и характера работы юридического отдела (вторая стадия в области планирования работы юридического отдела);

- определение на основании полученных учетных материалов ближайшей программы работы юридического отдела (третья стадия в области планирования работы юридического отдела);

- целесообразное распределение работы между сотрудниками: равномерность нагрузки; установление ответственных за каждое отдельное задание лиц в отношении быстроты исполнения и качества работы и пр.;

- «увязка» работы юридического отдела с работой других подразделений организации: совещания по общим вопросам юридического характера, возникающим в практике отдельных структурных подразделений; собеседования по таким вопросам и пр.;

- «увязка работы отдельных сотрудников внутри юридического отдела (принцип единства работы) и осуществление систематических мер по поднятию их квалификации: совещания сотрудников, доклады по разным вопросам права; поощрение инициативы в усовершенствовании методов и техники работы и т. д.;

- «увязка» с работой судебных учреждений: соглашение о специально назначенных днях разбора судебных дел по искам организации и по искам к организации.

В 70-80-х гг. юридической службе отводилось особое место в системе органов управления предприятием[44]. Она признавалась важной составной частью аппарата управления.

Юридический отдел по законодательству тех лет представлял собой самостоятельное структурное подразделение и подчинялся непосредственно руководителю организации. Если данная служба осуществлялась одним работником-юрисконсультом, то он признавался самостоятельной структурной единицей аппарата управления и также непосредственно подчинялся руководителю организации.

Как и другие службы организации, наделенные контрольной функцией, юридическая служба обладала известной самостоятельностью, гарантии которой предусматривались Общим положением 1972г. К их числу относилось правило о том, что на юридическую службу не могли возлагаться обязанности, не предусмотренные названным Положением, и не допускалось возложение на юрисконсульта несвойственных функций в ущерб исполнению его прямых обязанностей.

В соответствии со ст.6 Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» руководитель юридической службы назначался на должность и освобождался от должности руководителем предприятия в установленном порядке. Обоснованность такого подхода отмечалась и ранее[45].

В СССР для юридической службы было предусмотрено еще одно специальное правило. Положение о ней как структурном подразделении в изъятие из п.93 Положения о социалистическом государственном производственном предприятии утверждалось не руководителем предприятия, а соответствующим министерством. Это приводило к тому, что индивидуальные положения о юридической службе на местах принимать не рекомендовалось, а отраслевое положение, принятое министерством, предлагалось считать актом прямого действия, определяющим статус юридической службы.

На практике такая модель правового регулирования оказалась весьма противоречивой, что повлекло за собой разнобой при ее применении. Так, отдельные министерства, полагая, что на уровне отрасли в целом определять статус юридической службы каждого предприятия нереально, дали подведомственным организациям предписания принять соответствующие индивидуальные положения. Для этих организаций регулирующим актом служило положение о юридической службе, утвержденное руководителем предприятия. Однако большинство министерств и ведомств пошли по иному нуги, и принятые ими отраслевые положения определяли статус юридической службы всех предприятий данной отрасли.

Отраслевые положения обычно повторяли дословно текст Общего положения либо содержали малозначительные изменения, которые ничего не добавляли по существу и носили скорее редакционный характер. Вместе с тем имелись и такие положения, которые предусматривали существенные дополнения и изменения функций юридической службы по сравнению с Общим положением. Многие из таких функций возлагались на юридическую службу в нарушение п.15 Общего положения 1972г.

Противоречия между Общим положение и рядом отраслевых положений были вызваны, в частности, тем, что в законодательстве не было закреплено понятие правовой работы, и хозяйственные руководители разных рангов ошибочно считали ее прерогативой юридической службы. Поэтому многие функции, исполнение которых тесно связано с реализацией правовых норм, вменялись в обязанность юридической службы без достаточных на то оснований.

Таким образом, обоснованным представляется вывод о том, что структурная самостоятельность, строгая специализация и непосредственное подчинение руководящему органу должны признаваться основополагающими организационными принципами деятельности юридических служб.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 437.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...