Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Описание экспериментальной базы исследования
В курсовых работах практического характера указывается база исследования и количество человек, охваченных экспериментом: «… Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ № 145 «Улыбка». В эксперименте участвовали дети группы № 7 в количестве 10 человек (экспериментальная выборка), группы № 10 – 10 человек (контрольная группа)». Научно - практической значимости исследования Описание научно - практической значимости исследования является необходимым условием грамотного формулирования понятийно-категориального аппарата курсовой работы.К результатам диссертационного научного исследования предъявляются требования теоретической и практической новизны, т.е. исследователь должен представить объективно новое знание в области педагогики и психологии и этот факт подвергнуть всестороннему научному обоснованию и проверке. Перед курсовым проектом такие задачи не ставятся. При раскрытии научно-практической значимости достаточен субъективно – преобразовательный подход (значимость для данного исследования и для данных условий): описывается чего конкретно достиг студент, каким образом и где могут быть использованы результаты исследования.
Рекомендации по оформлению и технологии и подготовки основной части, заключения и списка литературы курсовой работы Основная часть курсовой работы должна быть представлена отдельными главами, состоящими из параграфов. Количество глав - две и более. Глава 1 посвящена теоретическому анализу проблемы, в ней определяются степень разработанности, изученности вопроса в науке и основные понятия, раскрываются подходы в решении проблемы, обосновываются параметры и критерии, а также методы и методики исследования. В главе 2 приводятся результаты собственных изысканий: в опытно-экспериментальных дипломных работах представляются данные констатирующего и формирующего эксперимента, дается их количественно-качественная интерпретация; в теоретических дипломных работах излагаются собственные выводы и рассуждения по проблеме, раскрывается их аргументация и дается им обоснование. Еще одна глава вводится в том случае, когда требуется дополнительное и более глубокое теоретическое обоснование параметров и методов исследования.
Рекомендации по оформлению и технологии Выполнения главы первой При изложении теоретического анализа проблемы исследования(главы 1) следует избегать реферативности и описательности. Например, в курсовой работе, посвященной разработке психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей в процессе выполнения различных творческих работ, в первом параграфе главы 1 студент расписывает понятие воображения, его виды, способы создания образов воображения. Все это не требует особого анализа, так как представляет собой давно известные истины, раскрытые в учебниках по общей и возрастной психологии. Глава должна быть написана аналитично, выявлять определенные тенденции, направления в понимании сущности воображения и основных подходов его развития, содержать самостоятельные выводы. Ход рассуждений может быть как индуктивным, так и дедуктивным. При первом варианте на основе анализа отдельных научных исследований и трудов различных ученых формулируются те или иные подходы, которые затем подвергаются критике с точки зрения их продуктивности и адекватности. При дедуктивных рассуждениях вначале обозначаются все основные подходы и только затем можно приступать к их анализу. Для этого возможно использование следующих выражений: «при изучении данной проблемы выделяются следующие подходы», «суть … подхода заключается в …», «при этом положительным является то, что …, а недостаточным …». Мало выделить основные подходы или направления в изучении проблемы, надо определиться, поддержать ту или иную точку зрения, обосновать ее, выразить свое отношение к ней. Теоретический анализ проблемы исследования можно дать в историческом ракурсе. Для этого необходимо проследить исторические изменения в понимании сущности, содержания и смысла изучаемого явления. В конце каждого параграфа (главы) должен быть содержательный вывод, краткое резюме. Особую трудность при изложении основного содержания исследования у студентов вызывает его письменное оформление, перевод мысли и собственных рассуждений в графемы. Письменная речь, в отличие от устной, предъявляет большие требования к тексту. В связи, с чем необходимо придерживаться следующих рекомендаций по оформлению текста курсовой работы: 1. Необходимо пользоваться только языковым контекстом, следует избегать ситуативных элементов, для этого нужно уметь встать на позицию человека, который будет читать ваш письменный текст (то, что понятно именно вам, может быть абсолютно не усваиваемо им). 2. Одно и тоже слово не должно встречаться в каждом предложении абзаца, что свидетельствует об ограниченности общего объема слов. Письменная речь требует большого количественного и качественного разнообразия словарного запаса. Для предупреждения этой наиболее распространенной ошибки на отдельном листочке следует выписывать различные варианты наиболее часто встречающихся слов и выражений. Например, при описании результатов эксперимента вместо лексемы «дети» можно использовать такие синонимы, как «испытуемые, контрольная (экспериментальная) группа, участники эксперимента, учащиеся, ученики, младшие школьники (и/или дошкольники), экспериментальная выборка». При раскрытии содержания первой главы слово «изучать» заменяется такими вариантами, как «исследовать, анализировать, раскрывать, представлять, определять, обосновывать, выделять». 3. Письменный текст должен быть связным. Для этого желательно использовать связки между предложениями, роль которых играют такие выражения, как «при этом, исходя из этого, во-первых, выше перечисленное, все это, таким образом, поэтому, такие». Ими не стоит злоупотреблять, так как это затрудняет понимание и при чтении возникает впечатление вязкости и перегруженности текста. Одновременно следует избегать лексических повторов, когда одна и та же мысль выражается несколько раз, автор периодично ее повторяет и тем самым искажает логику. Это говорит о том, что при написании параграфа студент не определил последовательность основных пунктов или набранный материал недостаточен по объему, плохо проанализирован (одна и та же идея может встречаться в разных первоисточниках и, как следствие, эклектично переноситься в текст исследования). В таких выпускных работах обычно встречается бездумное переписывание учебников и научных трудов в сочетании с логической нестыковкой отдельных частей. 4. В тексте курсовой работы не должны встречаться выражения в первом лице («я считаю, я думаю, я обосновываю). Желательно использование таких сочетаний, как «мы считаем, мы обосновали, мы вывели, по мнению автора, на наш взгляд, можно предположить». Данные обороты также следует употреблять и на защите курсовой работы. В тексте курсовой работы нужно вносить указания на библиографию в виде сносок, количество которых должно быть достаточным. Сноска – это способ связи основного текста исследования с описанием источника. Иногда на один параграф приходится всего 2-3 сноски, чего явно недостаточно. Или же сноски без указания инициалов и фамилии автора могут встречаться в конце отдельных предложений или целого абзаца, что можно интерпретировать как механическое включение отдельных содержательных частей из первоисточника в текст дипломной работы. Любая упоминаемая фамилия в тексте (имя и отчество должны предшествовать фамилии) должна подкрепляться сноской. Сноски должны быть единообразными. Например, варианты оформления сносок могут быть следующими: · Номер источника, указанный в библиографическом списке, в основном тексте берется в квадратные скобки. Например, Г.Н. Андреева [5]; · Указывается год издания источника – [Андреева, 1980]. Данную сноску можно использовать, если в библиографическом списке имеется несколько работ Г.Н. Андреевой разных годов издания. · При указании в основном тексте на страницу первоисточника последняя также заключается в скобки. Например, [5, с. 45]. Из всех предложенных вариантов студенту следует выбрать один и придерживаться его на протяжении всего текста дипломной работы. Если для большей убедительности или же в качестве примера, подтверждающего мысли автора выпускной работы, используются отдельные выдержки и изречения, цитаты из первоисточника (ссылки), то они берутся в кавычки, и только затем идет сноска с указанием номера научного труда в библиографическом списке и страницы. В данном случае речь идет о внутритекстовой ссылке, являющейся неразрывной частью основного текста. Например: О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, анализируя основные характеристики дошкольников, пишут, что в данном возрасте «…ядром умственного развития в узком смысле слова является развитие умственных способностей ... В развитии же ребенка-дошкольника особую роль играют образные средства познания и саморегуляция» [7, с. 68-69]. Где: 7 – номер первоисточника в библиографическом списке, 68-69 – номера страниц. Или: Причины, обуславливающие школьную дезадаптацию учащихся начальных классов, характеризуются в книге Л. А. Ясюковой «Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников» [СПб., 2003] следующим образом: «Наша многолетняя практическая работа в школе показывает, что осложнения при обучении являются следствием интеллектуальной дисгармоничности в целом нормально развитого ребенка, при которой в процессе обучения в школе может происходить торможение формирования высших форм мышления. Эмоционально-личностные отклонения в его развитии обычно бывают вторичны, представляют собой реакцию ребенка на удачи и трудности в учебе, на критику со стороны родителей и педагогов» [С.9]. В данном случае основное заглавие первоисточника пишется в кавычках, знак точка и тире можно заменять точкой, место издания может не указываться (в этом случае после указания места издания после запятой следует год издания), в конце цитаты указывается страница. Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному документу, то ссылку следует начинать словами: «Цит. по:» или «Цит. по кн.:», или «Цит. по ст.:». Например: Цит. по кн.: Медведева Е.А. и др. Основы артпедагогики и артерапии. - М., 2002. - С. 127. В курсовой работе могут используются подстрочные ссылки, вынесенные из текста в низ страницы, отделенные строкой в 20 печатных ударов и пробелом в 1,5 интервала. Они позволяют по ходу чтения текста уточнять содержание основной мысли. При этом используются квадратные скобки. Например: 1Мы вправе говорить о разработке С.Л. Рубинштейном проблем целостной индивидуальности на том основании, что он всегда считал индивидуальное неотъемлемой характеристикой сущности личности, что представляет особое значение для историко-педагогических исследований. В частности С. Л. Рубинштейн писал, «что личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее» [14,с. 119].
Рекомендации по оформлению и технологии подготовки второй главы В курсовых работах по психологии вторая глава посвящается изложению результатов эксперимента. Для этого необходимо уставить причинно-следственную связь между независимой и зависимой переменной. Экспериментэто эмпирический метод исследования, который предназначен для выявления причинно-следственных связей. В ходе эксперимента исследователь варьирует условия существования объекта и фиксирует изменения в его поведении. В терминах общей теории эксперимента варьируемые условия называются независимой переменной, а фиксируемое g этих условиях поведение изучаемого объекта зависимой переменной. Независимая переменная рассматривается как предполагаемая причина, а зависимая переменная - как возможное следствие. Например, в эксперименте, направленном на исследование особенностей-развития творческого мышления в младшем школьном возрасте в учебной деятельности, независимой переменной учебная деятельность, а зависимой переменной - творческое мышление учащихся начальных классов. Таким образом, эксперимент противостоит умозрительному изучению явлений и объектов и позволяет опытным путем доказать эффективность предложенного способа решения поставленной научной проблемы. Вторая глава может состоять из двух параграфов: ü в первый параграф 2.1. желательно включить анализ и обоснование параметров и методов экспериментального исследования и количественно-качественную интерпретацию полученных результатов; ü второй параграф может быть представлен рекомендациями, которые студент должен разработать с учетом полученных результатов эксперимента, а также теоретического анализа проблемы исследования
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 308. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |