Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объект предмет исследования




Объектисследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения (Кузин Ф.А.,1998).

Предмет исследования находится в границах объекта, это часть объекта; это то, на что направлено исследование (предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой познается целостный объект) (Кузин Ф.А.,1998). Предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное.

Объект исследования – процесс развития самосознания дошкольников. Предмет исследования –влияние личности воспитателя на формирование самосознания дошкольников.

В курсовой работе объект исследования по своему содержанию не отличается от формулировок, принятых в диссертационных исследованиях. Что же касается предмета, то он может значительно сужаться, иногда достигая уровня конкретных условий организации процесса, изучения того или иного явления (т.е. объекта).

Одной из основных ошибок студентов при определении объекта является следующее:

А) Студент пишет, что «Объектом исследования являются дети дошкольного/или учащиеся младшего школьного возраста». В равной степени дети дошкольного возраста, школьники, студенты не могут быть объектом исследования, поскольку объектом являются процессы и явления психологического, педагогического, психолого-педагогического характера. Учащиеся или дети того или иного возраста, студенты – это субъекты исследования.

Б) При выделении из объекта исследования его предмета ошибкой является переход предмета за рамки объекта. Нужно помнить, что объект и предмет соотносятся между собой как общее (объект) и частное (предмет).

Таким образом, правильное описание объекта и предмета исследования задает содержательные рамки дипломной работы и не позволяет уйти в плоскость изучения других явлений.

Гипотезаисследования

Гипотеза исследования – это предположение о том, каким образом можно разрешить проблему научного изыскания и реализовать цель дипломной работы, это положение которое требует доказательства и установления закономерной (причинной) связи исследуемых явлений. Гипотеза формулируется на основе теоретического анализа степени разработанности проблемы. Формулировка гипотезы вызывает особые трудности у студентов. Гипотеза – это конкретный способ решения поставленной проблемы исследования.

Одной из распространенных ошибок при формулировке гипотезы исследования является то, что на проверку выносятся обобщенные и общеизвестные моменты, не требующие доказательства, представляющие собой аксиому, например:

Теоретический анализ проблемы исследования позволяет сформулировать следующую гипотезу: у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, наблюдаются искажения в формировании коммуникативной функции речи, обусловленные социальной депривацией, дефицитом и нарушением общения детей-сирот со взрослыми и сверстниками.

Гипотеза содержит предположение о причинно-следственной обусловленности явлений на уровне их констатации, т.е. студентка на основе теоретического анализа проблемы исследования сформулировала идею о том, какими могут быть нарушения коммуникативной функции речи (КФР) и чем они могут быть обусловлены (в курсовой работе эта мысль подтверждается данными констатирующего эксперимента).

Таким образом, защита курсовой работы, ход и логика исследования зависят от четкой формулировки гипотезы.

 

Задачи исследования

Задачи исследования определяются проблемой и гипотезой курсовой работы. Следует стремиться к тому, чтобы формулировка задач научного изыскания раскрывала поставленную цель, т.е. цель конкретизируется в задачах. Разрешение каждой задачи способствует реализации цели курсового проекта.

Задачи можно формулировать как в предикативной (определить …, изучить …, обосновать …, дать интерпретацию …, проанализировать …), так и в номинативной форме (определение …, обоснование …, анализ …, проведение …). Например:

1. Дать анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. На основе теоретического анализа проблемы исследования определить параметры и методику исследования страхов в младшем школьном возрасте.

3. Экспериментально выявить особенности и критерии проявления страхов у младших школьников и дать количественно-качественную интерпретацию полученных результатов.

4. разработать рекомендации по преодолению стахов у младших школьников.

Или задачи могут быть сформулированы в номинативной форме:

1. Теоретический анализ проблемы развития коммуникативной функции (КФР) детей-сирот дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.

2. Определение параметров и методов экспериментального изучения КФР у воспитанников.

3. Опытно-экспериментальное исследование особенностей и формирование коммуникативной функции речи у детей-сирот дошкольного возраста.

Теоретико-методологические предпосылки (или основы) исследования – концепции, теории, положения конкретнонаучного характера, которые легли в основу дипломной работы. Возможно использование следующих выражений: «исследования опиралось на концепцию о…», «методологической базой исследования послужили работы А. И. Захарова о …». Необходимо указать конкретные теории и концепции или основные положения научных трудов тех или иных ученых. Например, «теоретико-методологическими основами исследования являются:

- идея Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей;

- теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина;

- теория учебной деятельности Д. Б. Эльконина».

Студент должен иметь полное представление о теоретико-методологических основах своего исследования. На защите курсовой работы могут задать вопрос, направленный на выявление понимания сути и сущности теорий, концепций, принципов, положенных в основу изыскания и нормирующих исследовательскую деятельность.

Методы исследования

Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, гипотезы, цели и задач исследования. Например, возможен следующий вариант формулировки - «в исследовании реализовывались два уровня взаимосвязанных методов:

1. Теоретические методы: анализ психологической, педагогической, методической, философской, социальной литературы по теме исследования; обобщение, синтез теоретического и эмпирического, абстрагирование;

2. Эмпирические методы:

ü эксперимент, в ходе которого использовались качественные нестандартизированные методики исследования речевой деятельности, вербальные субтесты теста Векслера;

ü  наблюдение и беседа;

ü методы статистической обработки данных (среднее арифметическое значение, среднеквадратическое отклонение, t-критерий, корреляционный анализ)».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...