Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ситуационный подход к управлению ИТ




На рис. 1.2.1 показаны различные конкурентные стратегии, которые могут быть использованы предприятиями в результате анализа своего положения в отрасли по сравнению с лидерами в применении ИТ. Некоторые фирмы уже внедрили ИТ, и для них актуально сохранение преимуществ (нижний левый угол рисунка). В таких фирмах руководители высшего эшелона несут прямую ответственность за планирование и использование ИТ. Например, президент Bank One в США возглавляет комитет планирования ИТ и считает себя лично ответственным за руководство эксплуатацией и внедрением ИТ.

Рис. 1.2.1. Конкурентные стратегии фирм

Другие фирмы находятся в ситуации, когда возможности внедрения ИТ в маркетинг минимальны, но существует значительный потенциал для использования ИТ в производстве и логистике. Перед этими фирмами стоит задача улучшения интеграционных качеств (верхний левый квадрант рис. 1.2.1). В таких фирмах ИТ направлены на модернизацию, интеграцию и координацию производства и распределения продукции путем контроля издержек и повышения ее качества. Эти ИТ требуют существенных инвестиций, а также межфункционального подхода к внедрению и управлению. Для межфункциональной интеграции актуальны тесные связи между высшим руководством и руководителями подразделений ИТ.

Для фирм с высоким разрывом в области маркетинга по сравнению с отраслевым лидером (нижний правый квадрант рис. 1.2.1), решение проблемы — в лучшей индивидуализации продуктов и услуг, в удовлетворении потребностей более узкого специализированного рынка. Обычно такие фирмы вынуждены вкладывать средства в разработку ИС маркетинга, которые необходимы для слежения за отраслевыми трендами, для разработки маркетинговых стратегий и их реализации. Залогом успеха является способность собрать подробные данные о предпочтениях отдельных потребителей, ценах конкурентов и усовершенствование продукции. Удовлетворение потребностей клиента, своевременный отклик на их изменения обеспечивается умением использовать ИТ для децентрализации продуктовых и маркетинговых решений при одновременном обеспечении их интеграции и контроля. Для успеха необходимы связи руководителей верхнего звена и руководителей функциональных подразделений.

Наконец, предприятия, которые попадают в верхний правый угол, оказываются в ситуации, когда они сильно отстали от отраслевых лидеров и в производстве, и в мар­кетинге. Для улучшения положения нужны скоординированные действия, как высшего руководства, так и руководителей подразделений ИТ. Длительное время, необходимое для исправления ситуации, и большие капитальные вложения часто ставят под вопрос само существование фирмы. Именно такие проблемы возникли у компаний Frontier Airlines и People Express в середине 80-х годов, когда American Airlines и United Airlines, используя ИТ, изменили представления о конкуренции в отрасли. Высокий уровень инвестиций, необходимый для поддержания своих конкурентных позиций, «вывел из игры» названные компании, которые не сумели вовремя осознать возможности ИТ для интеграции операций, выявления запросов потребителей и дифференциации продуктов/услуг. К концу 80-х годов обе фирмы покинули бизнес.

ИТ могут играть самые различные роли в решении отраслевых проблем, что от­ражено на рис. 1.2.2. В одних отраслях ИТ особенно важны в производстве, в других — в маркетинге. Во многих областях лидеры отрасли настолько агрессивны, что сумели изменить правила конкуренции, навязав свою волю всему окружению.

Руководство предприятия должно отдавать себе отчет в следующих двух аспектах использования ИТ. Во-первых, для одних предприятий даже кратковременные сбои в работе технических средств или в программном обеспечении могут вызвать резко отрицательный эффект. На других же предприятиях существенное влияние оказывают лишь значительные нарушения в течение длительного периода времени.

Второй аспект применения ИТ состоит в том, что внедрение новых информа­ционных технологий для одних предприятий является стратегически важным, в то время как для других предприятий такое внедрение полезно, но не оказывает решающего влияния. Анализ конкретных ситуаций в этих двух аспектах необходим для формирования соответствующих стра­тегий управления ИТ. С этой точки зрения можно говорить о четырех категориях ИТ.

Стратегическая. Для все возрастающего числа предприятий разрабатываемые приложения важны для будущих успехов в конкурентной борьбе. Стратегиям в области ИТ, являющимся основой успеха таких предприятий в будущем, следует уделять значительное внимание. В эту категорию входят банки, страховые компании и основные каналы розничной торговли. Такие фирмы требуют тщательного планирования ИТ, организации тесных отношений между руководителями подразделений ИТ и высшим руководством предприятия. В некоторых фирмах глава ИТ является членом совета директоров.

Рис. 1.2.2. Категории стратегического влияния ИТ на предприятие.

Усиливающая. Некоторые предприятия получают выгоду в своей производственно-хозяйственной деятельности от использования ИТ, но не полностью зависят от них в достижении стратегических целей.

В качестве примера можно рассмотреть фармацевтическую компанию, которая внедрила крупный исследовательский компьютерный центр, имеющий возможность моделировать химические процессы, что позволило открыть несколько новых продуктов. Выход таких продуктов на рынок занимает десять лет. Трехдневное прерывание услуг ИТ вряд ли будет в этом случае особенно болезненным.

Операционная. Некоторые фирмы сильно зависят от надежности работы ИТ, например, простои систем, обслуживающих производство, могут явиться причиной крупных нарушений производственного процесса, что в свою очередь, может вызвать потерю потребителей или существенные издержки. Так, исполнительный директор одного инвестиционного банка пришел к убеждению об операционной зависимости его фирмы от ИТ, когда сбой в базе данных привел к остановке торговли всеми ценными бумагами и, как следствие, к крупным финансовым потерям. После этого в действие был введен новый мощный компьютерный центр.

Любое предприятие должно эффективно использовать ИТ, подобно упомяну­тому инвестиционному банку, чтобы критически важные, непрерывные во времени операции осуществлялись бесперебойно. Для предприятий «операционной» категории даже одночасовое прерывание работы ИС может иметь значительные производствен­ные, конкурентные и финансовые последствия.

Фирмы, относящиеся к рассмотренному типу, нередко обращаются к дорогим системам безопасности, чтобы ограничить риск.

Поддерживающая. Для ряда фирм, даже вкладывающих значительные средства в ИТ, их влияние на производство и перспективы развития все же не является решающим.

В 1995 году был произведен опрос 160 управляющих верхнего эшелона фирм, расположенных в разных частях света, относительно того, к какой группе можно отнести их стратегию использования ИТ. 38% опрошенных считали, что их фирма относится к классу поддерживающих и лишь 7% останутся в ней через 5 лет (см. табл. 1.2.1). В целом этот прогноз подтвердился[8].

Таблица 1.2.1

Соотношение различных категорий ИТ

Категория ИТ 1995 в процентах 2001 в процентах
Поддерживающая 38 7
Операционная 10 10
Усиливающая 14 7
Стратегическая 38 76

Этапы внедрения ИТ

Построение портфеля системных проектов ИТ, который создается в условиях постоянно развивающихся технологий — сложная задача. Раньше считалось, что вовле­чение в этот процесс конечного пользователя является ключевым фактором успеха. В настоящее время развитие ИТ нередко приводит к уничтожению рабочих мест пользователей, которые сами же и работали ранее над этими технологиями. Кроме того, внедрение ИТ часто требует от пользователя освоения новых способов эффективного решения задач и, тем самым, повышаются требования к его квалификации.

Как только ИТ начинают применяться на предприятии, сразу же встает воп­рос об адекватном понимании управленческих проблем, связанных с эволюцией ИТ и предприятия. В ранних работах Томаса Вислера и Гарольда Левита (Thomas Whisler и Harold Leavitt)[9] о замене среднего звена управления информационными технологиями, в работах Ричарда Нолана (Richard Nolan)[10] об эволюции ИТ и о процессе организацион­ного обучения обсуждаются подходы к решению проблем восприятия и использования ИТ отдельными индивидами. В работах других авторов эти проблемы рассматриваются в контексте освоения технологических нововведений. Успешное использование техно­логий часто требует обучения людей радикально новым способам решения интел­лектуальных задач и вызывает изменение информационных потоков.

Рассмотрим этапы внедрения ИТ.

Этап 1. Выявление перспективных технологий
и принятие решения об инвестициях

На первом этапе выявляются перспективные для предприятия информационные технологии, оцениваются их потенциальные преимущества и возможные риски, принимаются решения об инвестициях в новые ИТ, назначаются лидеры, обеспечивающие разработку ИТ, формируются системы управления пилотными проектами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 435.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...