Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование общественных наблюдательных комиссий




42. В соответствии с законом, формирование общественных наблюдательных комиссий осуществляется Общественной палатой Российской Федерации.

С процессом формирования общественных наблюдательных комиссий в последние годы связано 2 громких скандала, получивших серьезный общественный резонанс.

 

43. В конце 2016 г. происходило формирование новых составов ОНК в 43 регионах России. По результатам формирования в составы ОНК не прошли многие правозащитники и активисты, в том числе имеющие опыт работы в ОНК, выдвигавшие свои кандидатуры. Зато ОНК пополнились бывшими сотрудниками различных силовых ведомств, в том числе ФСИН. При этом такую ситуацию нельзя объяснить тем, что кандидатов на члены ОНК было больше, чем количество мест в этих ОНК, и Общественной палате приходилось делать выбор между кандидатами. При этом Общественная палата России, воспользовавшись своим правом, снизила численность ряда ОНК[1].

 

Например, численность ОНК Нижегородской области была снижена с 38 до 21 человека. Численность ОНК устанавливает Совет Общественной палаты РФ с учетом количества мест принудительного содержания в регионе. Численность ОНК Нижегородской области в количестве 38 человек вполне, на наш взгляд, соответствовала нагрузке и количеству мест принудительного содержания и являлась адекватной. На каком основании, по каким причинам численность была снижена почти в 2 раза – остается неизвестным. Процедура определения численности ОНК в конкретных регионах является непрозрачной.

ОНК Нижегородской области, для которой была определена численность 21 человек, в итоге была сформирована в количестве 15 членов. При этом некоторые кандидатуры ОНК были отклонены по неизвестным причинам. У Общественной палаты РФ не было претензий по пакету необходимых документов этих кандидатов, однако в состав ОНК они не вошли. В частности, не вошли в состав трое членов МРОО «Комитет против пыток».

В то же время, следует отметить, что в состав ОНК Нижегородской области все же вошли опытные члены предыдущих созывов ОНК, в том числе члены МРОО «Комитет против пыток».

Ситуация с формированием составов ОНК приобрела очень широкий общественный резонанс[2].

 

44. Результатом сложившейся ситуации, к решению которой активно подключились Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, стало введение процедуры донабора в состав ОНК. Соответствующие изменения были внесены в федеральный закон, регулирующий деятельность ОНК[3].

 

45. В конце лета 2017 г. был объявлен прием документов для реализации новой процедуры донабора в общественные наблюдательные комиссии.

В декабре 2017 г. Общественная палата объявила результаты донабора, и это вызвало новый скандал[4] [5].

 

46. По результатам донабора в состав ОНК не вошли кандидаты, которые были рекомендованы Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека как имеющие опыт правозащитной деятельности. Зато состав пополнился большим числом бывших сотрудников правоохранительных органов (МВД, прокуратуры, ФСИН).

 

Так, состав ОНК Нижегородской области пополнили 11 человек. Из них трое – бывшие сотрудники Министерства внутренних дел, один – бывший сотрудник прокуратуры. При этом в состав ОНК не прошел ни один из четырех кандидатов, имеющих правозащитный опыт (а один из них – опыт работы в ОНК).

 

47. Впоследствии секретарь Общественный палаты РФ публично пояснил, что список кандидатов, рекомендуемых Советом по правам человека, поступил в Общественную палату уже после того, как были сформированы списки для голосования.

В связи с произошедшими событиями было озвучено предложение изменить нынешний порядок формирования ОНК[6]. Основная идея заключается в ограничении монополии Общественной палаты РФ на формирование наблюдательных комиссий.

Детали же озвученных предложений различаются: одни предлагают передать формирование ОНК в ведение Уполномоченного по правам человека в РФ, другие настаивают на разделении полномочий по формированию комиссий между Общественной палатой, Уполномоченным по правам человека и Советом при Президенте РФ по правам человека.

 

48. Полагаем, что механизм формирования общественных наблюдательных комиссий, как показывает практика, действительно нуждается в совершенствовании. В противном случае, данный институт общественного контроля находится под угрозой.

 

 

Национальный превентивный механизм

49. На сегодняшний день Россия не ратифицировала вступивший в силу в 2006 г. Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток (далее — Факультативный протокол), предусматривающий создание национального превентивного механизма (далее - НПМ).

Между тем, мы считаем крайне важным создание в Российской Федерации НПМ как институционального средства, обеспечивающего исполнение обязанностей в соответствии с Конвенцией против пыток ООН.

 

50. В этой связи, полагаем необходимым принятие Российской Федерацией следующих мер:

- Подписание и ратификация Факультативного протокола к Конвенции против пыток ООН.

- Определение типа и формы будущего национального превентивного механизма.

- Законодательное закрепление мандата НПМ.

 

51. При выборе типа и формы НПМ считаем необходимым проведение консультаций и обсуждения с участием всех возможных заинтересованных сторон, привлечение экспертов. Крайне важно обеспечить участие в обсуждении широких слоев гражданского общества, особенно НКО, занимающихся защитой прав человека, а также представителей соответствующих государственных структур.

Сотрудники учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, представители прокуратуры как надзорного органа, Уполномоченные по правам человека (федеральный и региональные), члены ОНК, представители Совета при Президенте РФ по правам человека должны быть задействованы в обсуждении механизмов реализации Факультативного протокола на национальном уровне.

При создании НПМ властям РФ следует принять во внимание рекомендации представителей гражданского общества: неправительственных организаций по правам человека, различных ассоциаций или групп, представляющих права осужденных, академических учреждений, юристов, врачей, психиатров, социальных работников.

При определении формы НПМ необходимо проанализировать и учесть опыт других стран, а также опыт работы общественных наблюдательных комиссий в России.

 

52. Полагаем также, что ратификация Факультативного протокола позволит международным и национальным экспертам, на основании результатов посещений членами Подкомитета по предупреждению пыток, представлять властям рекомендации по созданию и улучшению НПМ.

 

 

Вопрос 19










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...