Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологический анализ сказки Яны
1. Энергоинформационное поле сказкипредставляется довольно тяжелым, что является прямым показанием для психологической работы. 2. Сюжет сказки.Сюжет совсем не сказочный, а, напротив, очень реальный. Эта история больше похожа на исповедь, автобиографию. Перед нами девушка, являющаяся духовной и эмоциональной сиротой в полной семье. Начало сказки несколько напоминает «Гадкого утенка» Г.-Х. Андерсена. Кларисса Эстес в своей монографии «Бегущая с волками» описывает подобную ситуацию как «синдром заблудившейся зиготы». Она даже придумала сказку, позволяющую понять источник такого явления: Фея Зигота разносила зиготы по семьям, но подул сильный ветер, корзинка с зиготами перевернулась, и они разлетелись по разным — не своим — семьям. Все, что нужно «заблудившейся зиготе», пишет К. Эстес, это любовь; все, что нужно родителям, — это покой. Девушка, имеющая «синдром заблудившейся зиготы», страдает от непонимания со стороны близких, создает свой собственный мир и тем самым еще больше отдаляется от окружающих. Одиночество становится ее верным спутником. Настолько верным, что ни одно событие, ни одно яркое переживание не должны иметь красочный счастливый финал. Отвергаемая родителями и сверстниками, она компенсируется через фантазии. И даже любовь, подарившая ее душе крылья, не может одолеть это огромное чудовище по имени Одиночество-и-недоверие. Девушке кажется, что источником недоверия и ощущения потерянности является травма из-за измены возлюбленного. Но это не так, ибо одиночество, возможно, и спровоцировало, «притянуло» эту травму, опасаясь потерять власть над внутренним миром девушки. Как видно, размышления сказкотерапевта над сюжетом сказки рождают новые метафоры и сюжеты для ответной истории. Линия главной героини Образ себя, отношение к себе. Яна описывает героиню как маленькую и беззащитную девочку. Она одинока и никому не интересна. Ее творческие способности и воля проявляются только в ее фантазиях. И чем больше она живет, тем больше она теряет чувство реальности и самоуважения. Образ цели. К чему стремится героиня? Как это ни странно, но из финала сказки явствует, что героиня стремится к саморазрушению, одиночеству, замкнутости, «смакованию» чувства отверженности. Эта цель слишком разрушительна, чтобы не нуждаться в коррекции. Более того, сама культура написания сказки предполагает более жизнерадостный конец. Мотивы поступков. Героиня желает быть понятой, желает находиться в безопасности, для этого создает «свою сказку» и населяет ее управляемыми героями. Она желает быть любимой, но, узнав об измене, делает ведущим мотив саморазрушения. Отношения с окружающим миром. Отношения с окружающим миром можно назвать дисгармоничными. Внешний мир воспринимается героиней как агрессивный, провоцирующий на проявление недоверия, пессимизма, пассивности. Символическое поле сказки В этой сказке нет глубинного символизма, это означает, что мы имеем дело с поврежденным Эго автора. Инстинкт и душа — две важнейшие ипостаси женской души — в данной истории не затронуты. Проблемная ситуация складывается только на уровне поврежденного Эго. Вспомним, что базовое стремление Эго — стремление к комфорту и безопасности. Для того чтобы поддерживать «комфорт», поврежденному Эго необходимо контролировать ситуацию: «В своей сказке она могла контролировать сюжет, менять героев, управлять их мыслями, как марионетками». Судя по описанию жизни героини, Эго надежно «запирало» ключом одиночества возможные движения души девушки. Как это ни странно, стремясь сохранить внутренний комфорт, поврежденное Эго может даже продуцировать одиночество. Ведь у одиночества есть и другая сторона — гипертрофированное ощущение собственной уникальности. «Если меня никто не понимает, значит, я особенная» — такой сомнительной логикой может руководствоваться поврежденное Эго. В сказке душе героине дается шанс вырваться из контролирующих оков поврежденного Эго. В 14 лет, в возрасте Джульетты, она влюбляется. «Она взлетала все выше и выше, не думая о том, что может упасть. Она уже перестала контролировать сюжет сказки, настолько ей было хорошо», — читаем мы. Образ полета, использованный Яной, символизирует развитие души, процессы личностного роста. Правда, инициированы они были не внутренней силой, а внешним впечатлением — юным принцем. И в этом — «ахиллесова пята» данного процесса: ушел внешний стимул — и развитие перешло в свою противоположность. Измена позволила поврежденному Эго укрепить свои позиции. Эго, как назидательная мать, как бы говорит своей дочери (в данном случае душе и инстинкту): «Вот видите, нельзя вырываться, ни к чему хорошему это не привело. Нельзя доверять людям, тем более мужчинам. Все они обманщики». И снова душа и инстинкт оказываются порабощенными поврежденным Эго. Но теперь одиночество и ощущение отверженности дополняются плохо скрываемой тоской по чувствам любви и полета. Теперь, когда душа познала любовь, она с еще большим страданием будет переживать оковы поврежденного Эго. 5. Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказкиОсновной конфликт в этой сказке продуцирован поврежденным Эго. Страх боли, отвержения, уязвимость блокируются чувством одиночества, уже ставшим комфортным и привычным. Ощущение бессилия, отчужденности, недостаток самоуважения компенсируются фантазиями о собственной уникальности и способностью создавать внутренние управляемые сказки. На первый взгляд, в этой сказке сложно найти ресурсное содержание. Тем не менее в качестве ресурса можно использовать способность девушки к созданию собственных сказок и однажды пережитое ею ощущение полета и влюбленности. 6. Определение перспективных задач психологической работы с Яной Главная задача работы с Яной — преодолеть оковы поврежденного Эго, освободить ее душу и инстинкт, а затем гармонизировать и Эго. Первый принцип работы с поврежденным Эго — это научить «больного» заботиться о ближнем. Она считает себя непонятой — пусть так, эту ситуацию уже не изменить. Но можно зайти с другой стороны — попробовать быть более внимательной к мыслям, чувствам, настроению других, наблюдать за другими, стараясь понять их внутренние импульсы. Другими словами, чтобы быть понятой, нужно научиться понимать и заботиться о других. В этом смысле терапевтической для Яны может стать сказка Анастасии. Приведем ее здесь. Анастасия, 16 лет Жили-были в одном королевстве две принцессы. Вот настало время выдавать их замуж. Но одна из этих принцесс была некрасивая, а другая — красавица, на женихов не было отбоя. Она постоянно меняла поклонников, не могла остановиться на ком-то одном, ее ветреный характер и несобранность не позволяли ей собраться с мыслями и подумать о своем будущем. Так она и продолжала веселиться, пока не вышла замуж за одного богатого принца. Но они жили несчастливо и скоро развелись. И все из-за того, что принцесса была очень капризная, требовательная к своему мужу и ничего не хотела делать. Ее красоты надолго не хватило, и когда пришло время проявить себя хорошей хозяйкой и королевой, она ничего не смогла сделать. Ее сестра была некрасивой, тихой и скромной, не гналась за поклонниками и все не находила себе жениха, потому что никто не хотел брать в жены такую некрасивую. Но вот однажды, когда принцесса пошла на рынок, кстати, она любила переодеваться в нищенку и ходить на рынок, наблюдая, как живут другие люди, так как ей наскучила жизнь при дворе, так вот она заметила, как один бедный мальчик взял яблоко с прилавка. Она, заметив это, отдала мальчику яблоко, заплатив торговцу. Ее поступок заметил один молодой человек. Подошел к ней и попросил ее руки, несмотря на ее уродство. Он ей тоже понравился, и она согласилась. Молодой человек оказался прекрасным принцем. Он полюбил ее за доброе сердце и душевную красоту. Увез в далекое королевство, и там они жили счастливо. Принцесса оказалась умелой хозяйкой и прекрасно управлялась с большим государством. Вскоре она стала красавицей, но не утратила своей душевной наполненности. Иногда лучше быть не красавицей, а духовно наполненной, и все-таки когда-нибудь найдется тот, кто оценит тебя по достоинству, тогда от счастья можно похорошеть на глазах. А бывает так, что люди бывают красивыми, но это только внешняя оболочка, а внутри — пусто. Обычно такие люди ничего не добиваются в жизни, считая, что одной внешности хватит на всю жизнь. Тем более что красота внешняя увядает, внутренняя — никогда. Развитие способности заботиться о ближнем, быть внимательной к мыслям и чувствам другого поможет разрешить коммуникативные трудности Яны. Другая психологическая задача работы с Яной будет заключаться в обсуждении ситуации измены. Важно понять глубинный смысл этого феномена, то, какой урок он несет для развития Яны; показать ценность испытанных Яной чувств любви и полета, преодолев ее желание обесценить собственные позитивные переживания. Феномен измены связан с проживанием дискретного варианта первого этапа женской самореализации — встречи с хищником. Знакомство и обсуждение сценариев «Красной Шапочки» и «Синей Бороды» позволят Яне заново пережить ситуацию, осмыслить ее и освободиться от напряжения. В контексте решения этих психологических задач сказкотерапевту также важно проработать тему самоуважения. Но главное — научить Эго девушки заботиться о ближнем, подключая ресурсы души, на основании чего в дальнейшем можно будет перейти к формированию навыков эффективного общения. Как видно, сказки о любви отражают немало внутренних противоречий автора и сопутствующих проблем с родителями и социумом. Иногда авторские сказки не требуют скрупулезного анализа, достаточно определить конфликтное и ресурсное содержание сказки и на этом основании сформулировать общие задачи работы с автором. Если же ситуация требует более кропотливого изучения внутреннего мира клиента, целесообразно провести более глубокий анализ его сказки. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 259. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |