Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая интерпретация сказок о человеческих ценностях, пороках и добродетелях, несущих определенную мораль




Сказки такого рода свидетельствуют о процессах приобщения и чув­ственно-смыслового проживания автором основных общечеловеческих ценностей, существа пороков и добродетелей, и сублимации этих пере­живаний в некую формулу, полезную в жизненной практике. Данная тема сказок становится актуальной в среднем с 10-11 лет.

Написание человеком сказки такого рода является указанием на то, что у автора активно происходит формирование или реконструкция его «нравственного иммунитета». В каком направлении происходит этот процесс, расскажет нам сюжет сказки.

Рассматривая сказки такого рода, мы условно разделили их на пять групп:

1. Сказки о приобретении жизненного опыта, «уроков жизни»;

2. Притчи о заботе о ближнем, с актуализированными альтруисти­ческими чувствами;

3. Поучительные истории о наказании порока;

4. Сказки про лень;

5. Сказки о средствах борьбы с пороком.

Сказки о приобретении жизненного опыта, «уроков жизни»

Илья, 10 лет

Кто умнее?

Однажды два друга Ваня и Петя шли мимо магазина и зашли. Мальчики переговаривались между собой, а продавец это слышал. Ваня сказал:

— Ой, Петь, а пошли через двор, там короче. Продавец сказал:

— Вы что, мальчики, там ведь пчелиный рой?!

— Да что мне пчелиный рой, — сказал Ваня. — Они меня ни разу не ку­сали.

Пошли они через двор, первым пошел Ваня, и его, конечно, искусали пчелы. Вот так Петя прошел через наставление, а Ваня через боль.

Комментарий к сказке Ильи. Сюжет этой истории имеет множество вариантов в притчах и баснях. Идея предупреждения об опасности и пренебрежения им лежит в основе разнообразных челове­ческих испытаний. У автора этой сказки активно идет процесс формиро­вания отношения к предупредительным словам старших. Вероятно, вну­три него есть противоречие между стремлением быть самостоятельным, приобретать опыт «на своих ошибках», с одной стороны, и здравым смыс­лом, который инициирует осторожность и гибкость, с другой. Важной психологической задачей в этом случае является формирование гибко­сти в принятии решений: есть ситуации, в которых необходима осторож­ность, но есть ситуации, в которых необходим риск. Обсуждение раз­личных ситуаций может стать предметом беседы с автором.

Гюляр, 14 лет

Жила-была одна лягушка. Решила она сходить к своей подружке. А под­ружка жила на другой стороне рельсов.

Идет как-то лягушка по рельсам. Вдруг проезжает поезд и отрывает ей задние лапки. Отползла лягушка немножко вперед. Посмотрев назад, она увидела свои красивые лапки и говорит: «Да, красивые были лапки, пойду-ка я за ними!»

Поползла она опять на рельсы. Вдруг опять проезжает поезд и отрывает ей голову.

Суть: так давайте помнить, чтобы мы не теряли голову из-за красивых ног.

Комментарий к сказке Гюляр. Эта история напоминает хо­роший тост. Форма тостов, застольных речей с жизненной моралью так­же эффективна в сказкотерапии. В действительности, идея соотно­шения в женщине красоты и ума представляет собой существенную жизненную ценность. В 14 лет у девушки идет активный процесс само­осознания женской индивидуальности, вероятно, он может проявлять­ся и в интересе к такого рода проблематике.

Вадим, 14 лет

Жил-был дед, который умел колдовать. Он знал много того, чего другие не знали.

Как-то ранним утром пришел к нему странник, который шел с далекого севера. Он хотел узнать, как стать таким же умным, как дед. На что мудрец ему сказал: «Иди назад, к себе домой, там найдешь ответ».

Придя к себе, он увидел на месте дома АЭС. Так как больше некуда ему было идти, ему предложили учиться на ученого.

В будущем он стал великим человеком, получившим Нобелевскую премию.

Не нужно никуда ходить.

Комментарий к сказке Вадима. Мораль этой сказки «Не нужно никуда ходить», является модификацией важнейшей жизненной ценности: «Человеку все дано изначально, все, что ему необходимо, на­ходится рядом с ним». В этой истории также есть указание на ресурсы автора: способность реагировать сообразно ситуации и достигать соци­ального успеха.

Марина, 15 лет

Жил-был дракон, его все боялись. Один раз мальчик по имени Ваня по­шел гулять по лесу и заблудился. Настал вечер, и он набрел на пещеру. Маль­чик решил там переночевать. Зайдя в пещеру, он увидел страшного дракона метрах в пяти от себя. Ваня испугался, но дракон его не стал трогать, даже улыбнулся и пригласил съесть пирожки с капустой, которые он недавно при­готовил.

С тех пор Ваня каждый день приходил в гости к дракону.

Вот и сказки конец, а кто слушал — молодец.

Смысл: суди не по внешности, а по поступкам.

Комментарий к сказке Марины. В этой истории также от­ражена важнейшая жизненная ценность, связанная с умением увидеть в другом его скрытую созидательную природу, под какие личины она бы ни была спрятана. Данная способность является условием гармоничной коммуникации.

Интересно, что в сказке девушки содержится архаический мужской сюжет: встреча героя с драконом. Возможно, таким образом проявилась созидательная ипостась Анимуса автора.

Анна, 15 лет

В одном далеком месте, где росли красивые и большие деревья, текли ручьи и бурные реки, пели птицы и жили прекрасные звери, было две дерев­ни. Деревня дураков и деревня умных. В деревне дураков всегда светило солнце и была хорошая погода, потому что все жители любили друг друга и помогали. Они жили одной семьей, занимались одним делом, и у них всегда были общие темы для разговоров. Но в деревне умных, хоть и светило солн­це, но также шли дожди и было холодно, потому что все жили по отдельно­сти и думали о разном.

Но как-то раз пришло в эти две деревни чудище и сказало: «Решите мне задачу, и я вас не съем, а кто не решит, будет гореть в моем желудке».

Тогда сидели деревни днями и ночами и думали, как же решить эту зада­чу. Но в конце концов решили эту задачу жители деревни дураков, потому что они решали эту задачу вместе и помогали друг другу. А жители деревни умных были съедены, но не все. Чудище не съело только тех, кто был вместе и помогал кому-то. Поэтому большая часть деревни умных была спасена.

Вот видите, все-таки наше сплочение помогает нам!

Комментарий к сказке Анны. Эта история иллюстрирует ценность сотрудничества и может оказаться «рабочей» для сказкотерапевта. В сказке также отражена идея приоритета способности к совме­стным действиям по отношению к интеллектуальному статусу.

Притчи о заботе о ближнем с актуализированными альтруистическими чувствами

Эти сказки всегда очень трогательны и немного сентиментальны. В них проявлены лучшие качества души авторов. Они не нуждаются в комментариях, ибо отражают процесс чувственно-смыслового прожива­ния важнейших жизненных ценностей.

Александр, 12 лет

Был Новый год. Я решил выйти на улицу погулять. Мне было тогда только пять лет. Я шел по Мастерской, и что я увидел: несколько скудно одетых людей, лежавших на асфальте, тихо прижавшихся друг к другу. Среди них были и дети лет семи, мне стало сразу жалко их. Но я прошел дальше, зашел в наш подъезд и увидел там шикарную елку, и рядом с ней стоял пожилой человек в красном костюме, я сразу же подумал: «Дед Мороз наряжает елку». Я по­дошел к нему и спросил: «Вы Дед Мороз?» Он замялся и сказал: «Да». Я по­нял, что он волшебник, и сказал: «Можно я загадаю желание». Он спросил: «Какое у тебя желание?» Я сказал: «Чтобы у каждого бедного, бездомного человека была крыша над головой». Но он ответил: «Каждый из нас должен воплощать свои мечты в правду».

С каждым годом я понимаю — это мудрейший человек.

 

Леня, 14 лет

Жил - был мальчик по имени Вова, он очень любил свою собаку.

Однажды, гуляя в лесу, собака забежала в глубь леса и потерялась. Вова бегал, звал пса, а он не прибегал. И так прошел весь день.

На следующий день Вова пошел на то же место и увидел: на большом пне сидит его собака и воет. Вова подбежал к ней с радостной улыбкой на лице.

Когда они вернулись домой, Вова весь день играл со своим псом и боль­ше никогда не отпускал его так далеко от себя.

«Ухаживайте за своими питомцами и не обижайте их», — так думал Вова после того дня.

 

Аня, 15 лет

В одном старом городе, где каждый житель знал друг друга, цвел огром­ный куст белых роз. В целом городе ни в одном саду не было таких прелест­ных цветов. Все съезжались посмотреть, понюхать, а может, даже взять себе цветок. Сад, в котором росли розы, принадлежал умершей старой женщине. При жизни она никогда не выходила из дому, не приглашала гостей, а когда кто-нибудь приближался к ее саду, она кричала на людей.

Никто не знал ни ее имени, ни ее истории, только знали, что именно в ее саду росли такие чудные цветы.

Даже после ее смерти никто не смел унести или выкопать этот куст. Все боялись чего-то, как будто что-то от этой старухи осталось в нем. Это было не ее зло, а что-то теплое и доброе излучалось от него.

В один день мимо дома проходил мужчина, он остановился около дома и долго стоял там, пока к нему не подошел сосед. Он спросил у незнакомца, кто он и что его заинтересовало в этом доме. Незнакомец сказал: «Цветет ли здесь еще розовый куст?» «Вы о самых красивых розах в городе? Да, он не завял». Тогда незнакомец вместе с соседом прошли к нему и опустились на землю. «Я посадил его, чтобы с моей мамой всегда оставалась часть меня, чтобы она всегда вспоминала меня и знала, что у меня все будет хорошо. Я просил, чтобы она заботилась о нем. Я вижу, что она сдержала свое слово».

На следующий день весь город знал об этой истории. И может, именно она помогла людям найти в старушке лучшие черты.

 

Лейла, 13 лет

На Новый год в маленькой деревне, как обычно, все готовились к такому празднику. И даже в такой глухой деревне тоже к нему собирались. Все жи­тели суетились, выезжали в город за продуктами и подарками, они тратили все свои сбережения! Но это было приятно делать!!!

И вот в Новый год в одном из домов деревни бабушка рассказывала внучке о Деде Морозе: «...и тем детям, которые верят в Деда Мороза, он ис­полняет желания!!! А Снегурочка, его помощница, помогает ему во всем!!! И если ты что-нибудь у Деда Мороза попросишь в Новогоднюю ночь, эта мечта обязательно сбудется!!!» «Бабушка, — спросила Милана, - а у взрос­лых мечты исполняются?» «Обязательно исполняются!» — ответила бабушка.

Скоро в доме у Миланы стояла большая, пушистая, лохматая елка. Ми­лана и бабушка с большой любовью украшали елку. А в Новогоднюю ночь у Миланы дома был большой праздник. И у всех было радостное настроение.

Ночью Милана вышла во двор. Она вспоминала слова бабушки: «Кто ве­рит в Деда Мороза, у того мечты обязательно сбудутся!» И вдруг в небе Ми­лана увидела шесть оленей (она видела их впервые) и санки, в которых си­дел Дед Мороз и Снегурочка, а рядом большой красный мешок."

И Милана стала кричать:

— Дед Мороз, стой, возьми меня с собой! Дед Мороз увидел Милану и спустился к ней...

О, сколько в эту ночь Милана узнала и увидела!!! Они с Дедом Морозом объездили весь свет и дарили подарки. В ее жизни это был самый счастли­вый день!

И вот когда под утро Дед Мороз довез Милану до дому, спросил:

— А что же хочешь ты на Новый год, малютка?

— Моя бабушка очень больна. Я хочу, чтобы она была всегда счастлива и здорова!

— Пусть так и будет! - ответил Дед Мороз.

Александра, 16 лет

У меня есть небольшая комната, она очень уютная — это моя вторая жизнь. Заходя в нее, я расслабляюсь и забываю обо всех трудностях сегод­няшнего дня. В моей комнате у меня есть друг. Это маленькая тумбочка. Мы друг с другом всегда делимся всем происходящим с нами. Она мне жалует­ся, как ее обижает большой шкаф, что он говорит: «Ты маленькая, никому не нужная тумба, стоишь пустая, а я держу одежду, и я знаю, что хозяйка меня никогда не выбросит, а тебя...» При этих словах тумбочка расплакалась.

Я ее стала успокаивать.

Я считаю, что у всех есть вторая жизнь - это наш дом.

 

Дима, 17 лет

Семья

Жила семья. Она состояла из четырех человек: мамы, папы, сына и ба­бушки. И был в этой семье один человек, которого всегда игнорировали, ему не хватало внимания. Это была бабушка. Она всегда старалась угодить всем. Понести завтрак или подогреть пищу. В общем, сделать все, чтобы хоть как-нибудь быть полезной. Но семья игнорировала ее. Даже больше, они вини­ли ее во всем: в потере какой-нибудь вещи, в любом ее поступке. Но семья понимала всю полезность ее действий.

И в один дождливый день бабушка скончалась от сердечного приступа.

Несколько дней семья не могла поверить в это. Не хватало тех поступков, которые делала бабушка, этих простейших деталей. И глубоко в душе каж­дый понял, что нужно было ценить человека, пока он был жив. И много лет семья чувствовала себя виноватой в этом, и они так сожалели об этом.

 

Анна, 16 лет

Дед да Баба

Жили-были Дед да Баба и была у них внучка Наташа. Наташа была доб­рой, хозяйственной. Во всем помогала Деду и Бабе. А они радовались и хва­лили ее. Прошло много лет, Дед с Бабой умерли. Наташа выросла, вышла замуж за красивого светловолосого офицера. Позже у них родилось пятеро детей. Жили они счастливо. Наташа была прекрасной матерью, воспитывала в детях трудолюбие.

Когда Наташа состарилась, у нее было много внуков. Дети не забыли маминой заботы в те годы, когда они были маленькими. И каждый чем-то помогал.

Так что любите, уважайте и помогайте состарившимся. И вы в старости не останетесь одинокими.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...