Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сказки, представляющие любовь как личностный рост
К сожалению, мы обнаружили не так много сказок о любви, где взаимоотношения с партнером рассматриваются как возможность личностного роста. Влюбленность, любовь высвобождают в человеке мощные ресурсы, которые могут быть направлены на развитие, приобретение новых способностей, навыков, качеств. Мифологема «любви как роста» популярна в фольклоре и литературе и всегда является указанием на актуализацию ресурсов личности. Каким бы конфликтным содержанием ни была наполнена сказка, если в ней есть мотив «любви как роста», она всегда может быть использована психологом в качестве «отправной точки» психологической работы. Мы приведем несколько примеров таких сказок, не «разбавляя» восприятие читателя собственными комментариями. Евгений, 14 лет Жила бедная красивая девушка, и она не могла никак никого полюбить. Пошла она к мудрецу. Мудрец сказал ей: «Иди по миру, пока ты не найдешь того единственного, которого полюбишь». И она пошла. Она пошла через бурю, вьюгу, ураган. Потом она увидела доброго принца, который все понимал, и полюбила его. Они поженились и жили долго и счастливо. Ищите, и вы найдете свою любовь.
Марина, 14 лет Смелый поступок Когда-то давно в одном небольшом городе жила девушка по имени Касандра. Она была тихая и спокойная, ни с кем не дружила. Ее родители умерли несколько лет назад, поэтому она жила одна в маленьком, но уютном доме, который находился на краю города, поэтому ей приходилось далеко ходить на базар. Однажды она пошла купить масло. День был прекрасным, светило солнце. Когда она пришла, на базаре было много народу, все толкались, кричали, но вдруг замолчали и остановились. Касандра посмотрела наверх и увидела перед собой мужчину на коне. Но из-за яркого солнца она сначала не увидела его лица, а все зашептались: «Это же Джек, тот Джек!» Касандра поняла, что это был известный разбойник, вор. Разглядев его лицо, она удивилась: он показался ей довольно привлекательным. У него были широкие загорелые плечи, темные короткие волосы. «Да, — заметила она, — он довольно симпатичный». Но он не оставил ей много времени на раздумья и спросил: «Как тебя зовут, милая?» Она растерялась, но потом подумала, что хотя бы раз в жизни нужно сделать что-нибудь такое, такое... смелое! Может, это изменит всю ее жизнь. Она отвернулась и сказала: «Вообще-то неприлично разговаривать с девушкой, сидя на лошади!» Джек удивился ее смелости, так как никто не смел поворачиваться к нему спиной да еще дерзить, поэтому он даже не рассердился на нее, а наоборот, она ему понравилась. Он сделал очень многое, чтобы добиться ее любви, и она влюбилась. Он увез ее из этого города, где ее все обижали, в свой дворец, и они жили очень счастливо. О чем эта сказка? Эта сказка учит тому, что иногда стоит рискнуть и сделать что-то, что тебе не свойственно, и может, это изменит твою жизнь.
Вера, 16 лет Давным-давно в маленький лагерь «Маджигатан» приехала девочка Лиза. Она была слегка больная и страшненькая. Волосы у нее были короткие (или вообще не было, не помню). Ходила она в маленьких грязненьких очечечках, руки были ниже колена. (Короче, выродок.) Но она очень хорошо танцевала. Сравниться с ней никто не мог. Но тут в лагерь пришла записка на соревнования по танцам. Одна баба сказала: «Давайте Лизу отправим». Все, конечно, были согласны, кроме Наташи. Наташа начала заявлять свое мнение, что Лиза, хоть и хорошо танцует, на сцене она не смотрится. И все над этим подумали. Что же делать? Соревнования начнутся через две недели. В лагерь приехал один парень. Он был симпатичным. За ним все бабы лагеря бегали. А он всем: «Отвалите, отвалите!» И вдруг он увидел Лизу, сидящую посередине сцены и медитирующую. И говорит себе: «Что с нею? Может, ей надо чем-нибудь помогать?» Он подошел к ней и говорит: «Привет». «Ну, привет». «Что делаешь?» «А тебе какая разница?» И он понял, что этой девушке он не нравится. «Как же так? Я ей не нравлюсь? — подумал парень. — Давненько у меня такого не было». А он даже не заметил в ней ничего особенного. И решил за ней приударить. Когда девчонки об этом узнали, они чуть сознание не потеряли. Но когда начались соревнования, Лиза танцевала одна: ей подстригли волосы и сделали пирсинг, сделали татуировку и укоротили руки. Отвели в поликлинику «Меди-Эстетик». Она станцевала, заняла первое место и вышла замуж за Ваню. Сказки, представляющие любовь как подарок судьбы Сказки, представляющие любовь как подарок судьбы, являются конструктивными сценариями развития взаимоотношений с партнером. Однако не всегда такой сценарий формируется девушкой осознанно. Чаще всего он являет собой некую мечту, иллюзию счастливой любви. Поэтому профилактическая работа психолога будет заключаться в том, чтобы дополнить, обогатить представление о любви. В основу работы может быть положена идея любви как совместного развития, личностного роста партнеров. 1 Таня, 15 лет Жила-была девушка Женя в очень красивом городе Санкт-Петербурге. Она была молода годами, красива и умна. В этом городе как-то летом, в середине июля, гуляла она в Летнем саду со своей любимой собачкой Туффи. Погода была очень жаркая, около 30°С. Рядом с Летним садом дорога с оживленным движением транспорта. Женя решила перейти эту дорогу в неположенном месте. Ее слегка задела машина, и она упал на асфальт. Из машины вышел очень красивый молодой человек и подбежал к ней. У нее был вывих ноги. Ее собачка лаяла на молодого человека. Он спросил: «Что с тобой?» Женя, не поднимая глаз, ответила: «Все в порядке». Но когда она подняла глаза, увидела перед собой того, кто ей очень нравился, и давно. Это был Стас из соседнего подъезда. Он взял ее на руки и отнес в машину. Так и влюбились они друг в друга и не расставались. Через год они поженились. Через два у них был уже маленький богатырь Сережа. И жили они очень долго и счастливо. Комментарий к сказке Тани. В этой истории актуализирован образ мужчины-спасителя. Правда, романтической ситуации знакомства и последующего счастливого брака предшествует травма героини. Это часто встречающаяся «женская уловка»: чтобы привлечь внимание мужчины, женщины сознательно или неосознанно наносят себе ущерб. Это может быть и невинной хитростью, и досадной неосторожностью; но бывает, что эта «уловка» превращается в инструмент манипуляции и управления партнером. С другой стороны, таким образом в сказке сложилась «интрига знакомства», трогательная и овеянная романтизмом. Александра, 16 лет Давным-давно, далеко-далеко в одном прекрасном королевстве жил король. Его королева умерла при родах. Она пожертвовала своей жизнью ради прекрасной дочки. Девочку назвали Елизаветой, Лизой. Она росла в изобилии. У нее были всевозможные платья, диковинные и удивительные игрушки. Но все это ей не было нужно. Лиза любила подолгу гулять вместе с ветром. Она очень любила своего отца. Лиза очень страдала, когда видела, как ее отец плачет над портретом матери, и всегда старалась его приласкать. У нее было множество подруг в замке, которые рассказывали ей обо всем, что происходило вне замка. (Лизе было запрещено покидать замок.) Большая часть рассказов была о разных мальчиках. Девчонки рассказывали, какие мальчишки плохие: если они красивые, то глупые, если умные — то слабые, если сильные — то бедные. Они говорили, что мальчишки готовы лишь наслаждаться красотой тела девушки, а до чувств им дела нет. Принцесса, не знавшая другой любви, кроме отцовской к себе и к умершей матери, не могла с ними спорить. И однажды она решила своими глазами посмотреть на мальчишек. Прогуливаясь по лесу, она дошла до деревни. Деревня была маленькая, но светлая и веселая. Она увидела много молодых людей. Одни были красивы лицом, другие — телом, третьи — умом, четвертые — кошельком. Все нравились ей лишь чем-то одним. Через несколько месяцев ей исполнилось 18 лет. Отец позвал Лизу к себе. Он сказал ей, что пришло время ей выйти замуж, что он знает о ее прогулке в деревню. Король сказал ей выбрать любого юношу. Но Лиза ответила ему: «Мне сложно сделать выбор. Я боюсь причинить тебе или ему, или себе боль. Я боюсь сделать неправильный выбор. Давай все оставим на выбор судьбы. Пусть первый юноша, который придет в замок и будет моим мужем». Король согласился. Первый юноша, который пришел в замок, был уже не юношей, взрослым мужчиной. Он пришел из далекой Скандинавии. Он путешествовал в поисках лучшей жены. Лиза очень понравилась ему еще со слов деревенских жителей, а так как он уже устал скитаться, то решил, что только ее руки будет просить. (Его звали Галиаф.) Через пару недель они сыграли свадьбу. Лиза ничего не знала о нем. А он оказался королем, богатым, добрым и любящим. Не сразу она полюбила его, так как было лицо его строго, но за добрые руки и любящий взгляд она уважала его, а потом и полюбила. Комментарий к сказке Александры. В сказке актуализирован интересный мотив — перенос ответственности за выбор партнера на судьбу. Доверие судьбе, с одной стороны, является мощным ресурсом, с другой стороны, может оправдывать пассивность самого автора. Ассоциация образа избранника с фигурой отца также может насторожить психолога. Однако ресурсное содержание сказки объемно: это и личностные добродетели героини, и доверие судьбе, и благоприятные условия развития и воспитания. Эта сказка отражает необычную для данного возраста историю любви: любовь к мужчине рождается не с первого взгляда, а проистекает из уважения к личностным качествам партнера. Подобная динамика характерна для более зрелых женщин. В сказке Александры, в противовес сказке «Падший ангел», проявлено чувство избирательности. Поэтому данная история может служить терапевтической для работы с автором сказки «Падший ангел». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |