Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сюжеты второго этапа женской самореализации — осознание родовой идентичности
Второй этап проявляется в сказках через отношения между женщинами: сестрами, сводными сестрами, мачехой, свекровью. Примеры: «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка», «Морозко» и пр. Освободившись от иллюзий и наивности во взаимоотношениях с мужчиной, женщина продолжает путь роста своей души и ищет опору в себе самой. Для нее важно ощутить родовую принадлежность и связь. На втором этапе можно выделить шесть стадий, которые перечислены в табл. 7. Таблица 7. Стадии второго этапа женской самореализации
Третий этап самореализации — взаимоотношения с «большим» социумом Героиня сказок проходит путь от социального отвержения к успеху. Правда, в некоторых сказках (например, «Красные башмачки») не всегда счастливый конец, но всегда есть урок. Примеры: «Гадкий утенок», «Красные башмачки». Задачи этапа: 1. Найти свою социальную нишу и реализовать предназначение (сказки, в которых действует героиня-мастерица: «Варвара-краса, длинная коса», «Марья-искусница», «Хозяйка Медной горы» и пр.); 2. Научиться избегать социальных ловушек (искушение богатством, компромисс с общественной моралью, заискивание, восприятие ненормального как нормы, одержимость, зависимость, одичание и пр.). Четвертый этап — жизнь в соответствии с природными циклами и принципами женской энергии На этом этапе можно говорить о зрелости женщины и синхронизации ее жизни с природными циклами (времена года, лунный цикл, закономерности архаических природных праздников и пр.). Она научается жить в соответствии с природными ритмами, используя знания «низшего» и «высшего» миров. Все ее действия становятся осмысленными и несколько мистичными. Она осознает подлинный смысл заботы и старается ему следовать. Она умеет собирать: знания, энергию, друзей, детей, близких, материальное. Она умеет накапливать, постоянно обращаясь к жизненному и архаическому опыту. Она умеет трансформировать: проявлять «женскую магию» (искусство наделения различных объектов окружающего мира определенными свойствами и силой и на основании этого конструктивное воздействие на реальный мир) и перерождаться внутренне. Она умеет удерживать: не расходует собственную энергию на излишние эмоции и переживания, рачительно ведет хозяйство, проявляет подлинное благоразумие и мудрость. Итак, 14-20-летние девушки проходят первый этап женской самореализации, когда актуализируется стремление к обретению возлюбленного, с которым можно построить духовное и физическое партнерство, «священный брак». Собственно, даже знание основной темы сказки уже подскажет психологу главную задачу работы: познакомить девушек с этапами женской самореализации и рассказать о вариациях, сценариях прохождения первого этапа (поиск «священного брака»). Это можно делать на групповых занятиях. Более подробный анализ сказок девушек даст нам возможность понять индивидуальные особенности прохождения первого этапа, интуитивное предвосхищение (или самопрограммирование) трудностей и неудач. Также авторские сказки укажут на ресурсы символического прохождения первого этапа женской самореализации. Авторские сказки о любви Тема любви обширна. Индивидуальное переживание любви, предвосхищение сценария развития взаимоотношений с партнером создают внутри этой темы множество вариаций. Мы условно разделили их на пять групп: 1. Сказки, где есть разлука с любимым человеком и воссоединение с ним; 2. Сказки, в которых проявляется мотив поиска и обретения «родственной души» с непременным преодолением сиротства и отверженности; 3. Сказки, представляющие любовь как жертву и имеющие драматический финал; 4. Сказки, представляющие любовь как личностный рост; 5. Сказки, представляющие любовь как подарок судьбы. Мы рассмотрим каждую группу отдельно и проиллюстрируем ее примерами и комментариями к авторским сказкам. Сказки, где есть разлука с любимым человеком и воссоединение с ним Сказки о любви, в которых проявляется мотив разлуки и воссоединения, многочисленны. Глубинный смысл разлуки связан с автономным ростом героев. Мы говорили об этом выше, когда описывали первый этап самореализации женщины (непрерывный путь). Бессознательное девушки готовит ее к расставанию, актуализируя этот мотив в сказке. Причины разлуки с любимым могут быть разными: 1. Обстоятельства (срочный отъезд, гибель и др.); 2. Недобрая воля родителей или других персонажей; 3. Проявление теневых качеств партнеров (злой характер, измена и пр.). Воссоединение с возлюбленным, как правило, приносит счастье, но иногда разлука оставляет тяжелый след. Ольга, 14 лет Жила одинокая Баба Яга. Ей захотелось познакомиться с кем-нибудь. Но все боялись ее внешности. И она решила превратиться в прекрасную девушку Василису. Неподалеку жил одинокий Змей Горыныч. Ему тоже не хватало общения, и он решил превратиться в Ивана-царевича. Прыгнул в озеро желаний Змеем Горынычем, а вышел Иваном-царевичем. Василиса прекрасная увидела как-то Ивана-царевича и влюбилась в него, и он в нее тоже. Стали они жить вместе и любить друг друга. Как-то Василиса решила превратиться в Бабу Ягу и слетать на шабаш ведьм. Она втайне от Ивана-царевича стала Бабой Ягой. И Ивану захотелось побыть еще немного Змеем Горынычем. Он прыгнул в это озеро и стал тем, кем был раньше. Оба они возвратились к себе домой в том виде, в котором уходили, забыв о том, что они те, кто были раньше. Они разругались и разошлись. Потом тосковали друг о друге. И, не выдержав, превратились обратно в Василису и Ивана и жили долго и счастливо. Любовь может встречать много препятствий, но она должна выдерживать их. Комментарий к сказке Ольги. Здесь актуализированы идеи: — трансформации героев, — любви с первого взгляда, — «теневой природы». Основной конфликт в сказке — конфликт с другими и собственной «теневой природой». Основной ресурс в сказке — любовь героев и способность к трансформации. У автора есть тенденция испытывать любовь на прочность. Основной психологической задачей работы с автором может быть проработка теневых структур личности, а также содействие формированию взаимоотношений доверия с партнером. Маша К., 15лет Когда-то давным-давно на Земле жил человек. Он был ученым и жил спокойной, размеренной жизнью. Так бы он и прожил, если бы у него не случилось огромное несчастье. Это произошло в один солнечный день. Джордж должен был встретиться со своей любимой девушкой Лизой. Он очень торопился, но все равно опоздал, потому что именно в этот день он хотел сделать Лизе предложение и искал кольцо. Когда он пришел в парк, Лиза каталась на коньках, и Джордж пригласил ее погулять по парку. Он очень волновался, боялся получить отказ, но Лиза согласилась стать его женой. И все бы хорошо, но в это время к ним подошел человек — он был грабителем. У человека был пистолет, и он потребовал, чтобы Джордж отдал ему часы и деньги. Лиза спрятала кольцо, но беда была в том, что грабитель видел, как Джордж подарил его Лизе. Человек потребовал, чтобы девушка отдала кольцо, и схватил ее за руку. Джордж попытался вырвать пистолет у человека, и тот нажал на курок. Лиза упала на снег, и он стал красным от крови. Человек убежал. Прошло два года. Джордж перестал общаться с людьми, он бросил всех своих друзей. Целыми днями он сидел в своей лаборатории и что-то изобретал. И вот в один прекрасный день Джордж пропал. Он изобрел машину времени и отправился в прошлое. Он очень хотел вернуть Лизу. Но он не знал, что Лиза все равно умрет именно в этот день, может быть другим способом, но умрет. Прошлое нельзя изменить. Так и получилось. Джордж попал в прошлое. Лиза, как и в прошлый раз, каталась на коньках. Джордж поспешил увести ее из парка. Лиза попросила у Джорджа цветы. И он пошел в магазин, а девушка осталась ждать на улице. Джордж услышал вскрик, звон разбитого стекла и сирену. Он выбежал на улицу, и ужасу его не было предела. Лизу сбила машина. После этого Джордж отправился в далекое будущее. Там он спас людей от чудовищ, которые поедали их, и встретил девушку Лену с братом. Они очень подружились, и Джордж решил остаться в будущем. Джордж стал счастливым. Конечно, он скучал по Лизе, но понял, что не сможет ее вернуть и что надо жить настоящим и будущим, но не прошлым. Комментарий к сказке Маши. В сказке Маши актуализированы идеи: — фатальных обстоятельств: внедрение в жизнь и «ритм» влюбленных трагических событий, — потери любимой (трагическая гибель), — непринятие смерти, невозможность начать новую жизнь, — профессионального роста как возможности вернуть возлюбленную, — обретения новой возлюбленной и принятия судьбы. Основной конфликт — конфликт с внешним миром, фатальность событий, непринятие смерти. Основной ресурс — профессиональное самосовершенствование, стремление жить и развиваться. Так как в сказке актуализирована тема смерти, не исключено, что она беспокоит автора. Возможно, ранее был потерян близкий человек и его смерть до сих пор не принята. В любом случае, проработка темы смерти является одной из важных задач психологической работы. Евгения, 15 лет Девушка, которая жила одна Жила-была девушка, она жила в замке совсем одна. Родители ее умерли. И вот жила она совсем одна, и однажды она вышла погулять в сад. Мимо проходил прекрасный молодой человек, и их взгляды пересеклись. Они влюбились друг в друга, это была любовь с первого взгляда, в которую многие не верят. Они стали встречаться все чаще и чаще. Молодой человек — Степан — дарил Фекле цветы-ромашки. У Феклы чувства любви становились все больше и больше. И однажды Степан пропал, очень долго не появлялся. Фекла выплакала все глаза. И зажила прежней жизнью одна. Но Степан через несколько лет опять явился к ней, она была очень рада этому. И вот они в маленькой заброшенной церквушке обвенчались. И жили они долго и счастливо. Комментарий к сказке Евгении. Это «классическая сказка» с мотивом «разлука—воссоединение». Автор бессознательно строит сценарий разлуки. Этот момент нуждается в психологической коррекции. Необходимо раскрыть девушке глубинный смысл разлуки и воссоединения, перестроить ее сценарий. Анна, 16 лет Жила на свете маленькая девочка. Жила, и никто из родителей не уделял ей внимания, так как были поглощены работой. Шли годы, и из девочки выросла девушка. Девушка была трудолюбива и отзывчива, так что родителям не на что было жаловаться. Но они жаловались, потому что им не нравилось, что она ищет человека, с которым могла быть такой, какой является в душе, и могла не искать компромисса, чтобы угодить другим. И однажды она встретила, как ей казалось, такого человека, но, узнав его, родители оградили девушку от общения с ним. Девушка долго грустила, и этот разрыв оставил большую рану в ее сердце. Прошло время, и девушка встретила другого человека, который показался ей той второй половиной, с которой можно чувствовать себя свободно. Может, это и так, но девушка все еще вспоминала по ночам того, первого, который боготворил ее. И все обдумав, девушка решила получше узнать, какой он, второй, ведь даже если она захочет остаться с первым, общество, которое окружает их, не даст им продолжать так же, как и раньше, общаться, радоваться вместе окружающему миру. Комментарий к сказке Анны. Здесь актуализированы идеи: — отверженности родителями, — одиночества, — родительских запретов, — противодействия, — поиска «родственной души», — выбора возлюбленного между двумя претендентами, — агрессивности, непринятия со стороны общества. Основной конфликт — конфликт с родителями и социумом. Основной ресурс — достойные личностные качества, стремление к росту. Любовь воспринимается автором как процесс поиска «родственной души» и сопротивление давлению социума. Главная задача психологической работы — проработка взаимоотношений с родителями. Анастасия, 17 лет Жила-была девушка. Она была очень красива и добра. У нее не было детства, так как она рано лишилась матери и жила с отцом. С малых лет она начала взрослеть, на ее плечи ложились те домашние дела, которые должны были быть на взрослых людях. По мере взросления она сталкивалась с трудностями, но она их преодолевала, где-то подсказывали подруги, где-то читала, но в основном догадывалась сама. Ее отец работал очень много, и она очень много времени была одна. Эта девушка мечтала о большой и светлой любви, в то время как ее подруги еще играли в куклы. Уже к 15 годам у нее был опыт, которого многие женщины достигали к 30-35 годам. Она находила «мужчину своей мечты», как ей казалось, но через какое-то время она видела, что это совсем не тот, кто ей нужен. Несмотря на все неудачи, девушка верила, что где-нибудь ей встретится ее любимый. И вот однажды, отдыхая на пляже, она увидела его. Он был очень красив, элегантен, он вызывал восхищенные взгляды со стороны девушек. В какой-то момент она вычеркнула мысль из головы, что он будет с ней. Но! Он подошел и познакомился. С первого же взгляда у них возникла любовь, как ей казалось. Они встречались не так часто, но даже за эти редкие встречи она полюбила его, но он, к сожалению, был женат. Ей многие говорили, что это не тот, кто ей нужен, но она верила, что это Он. Через какое-то время он признался ей в любви, но его жена, узнав об этом, упорно строила ему козни. От этого его любовь к этой девушке только усиливалась. Влюбленные жили от встречи до встречи. В редкие минуты любви они были бесконечно счастливы. У девушки появилась какая-то сила, которая помогала ей справляться со всеми трудностями. Жена возлюбленного, поняв, что бороться с этой любовью бессмысленно, ушла, найдя себе другого. И наконец после долгих лет мучений они воссоединились. Несмотря на разницу в возрасте, они жили душа в душу. Они дополняли друг друга. У них было много детей, они жили долго и счастливо! Комментарий к сказке Анастасии. В сказке отражен конкретный сценарий взаимоотношений с мужчиной. Автор бессознательно ищет в партнере фигуру отца. Для коррекции деструктивных элементов сценария необходимо проработать с автором материал о женской самореализации. Елизавета, 17лет Семейное счастье В одном известном городе жила девочка по имени Соня. Она с самого детства невзлюбила родную мать, поэтому не получила любви со стороны матери. Так они жили до того, пока не вышла Соня замуж. Соня вышла замуж, как считала мать, очень рано, в 19 лет. У Сони действительно не было серьезных мыслей к этому времени, она посчитала, что, выйдя замуж, освободится от матери и станет жить своей жизнью. Муж Сони был богатым бизнесменом, очень красивым и рассудительным. Для Сони он был идеалом, она рада была видеть его, готова была не отпускать на работу, оставшись с ним наедине. Так прошло два года. Со стороны мужа не было видно измены. Но однажды... От своих друзей Соня узнала, что муж, ее самый любимый человек,' ведет двойную жизнь, изменяя ей с другой. Соня была тем человеком, который живет на эмоциях, поэтому втихаря от мужа ревела, била посуду, очень психовала. Она не сказала мужу, что знает об измене. Вот она вспомнила о матери, о том, что она может помочь хоть как-то. Поехала Соня за советом. Мать, выслушав ее, дала ей флакончик с волшебной жидкостью, которая заставит мужа забыть о той, которая разрывает семейные узы. Соня вечером встречает мужа с распростертыми объятиями, предлагая ужин с волшебной жидкостью. Он съел ужин и увидел, что жена его самая лучшая на свете, забыл совсем о другой. После чего зажили они счастливо. А мать для Сони стала самым родным, что у нее есть. Вот и сказке конец — в ней вся жизнь моя. Комментарий к сказке Елизаветы. В сказке Елизаветы актуализированы идеи: — конфликта с матерью, — замужества как возможность отделиться от матери, — идеализации партнера, — воссоединения с матерью в ситуации горя, — использования магии для нормализации взаимоотношений с партнером. Основной конфликт автора — конфликт с любимым человеком: сначала мать, после — супруг. Основной ресурс автора — стремление быть самостоятельной. В сказке Елизаветы идея «разлуки—воссоединения» накладывается на отношения героини и с матерью, и с супругом. Это свидетельствует о недостаточной сформированности способности к построению и переживанию эмоционально близких отношений. С другой стороны, сюжет сказки отражает существенные внутренние противоречия автора. Главной задачей психологической работы с автором является проработка взаимоотношений с матерью, преодоление деструктивного сценария отношений с партнером. Светлана, 16 лет Саша и Юля Жила-была на свете одна девочка, она была некрасивая, и ее никто не любил, она была сирота, было ей 18 лет. Жила она в домике, который ей оставили ее покойные родители. Она выращивала фрукты и овощи в огороде, и была у нее одна корова, которую она выводила на пастбище и доила. Она собирала травы летом, сушила их, а потом продавала, зарабатывала она мало денег и потихоньку их откладывала. Однажды в деревню, в которой жила Юля, приехал кочевник, с виду он был очень страшным и весь в лохмотьях, стучался он в каждую избу, но его впустила Юля. Этот странник раньше был солдатом, и, по прошествии четырех лет службы, его выгнали за единственную оплошность. У него была маленькая собака по имени Белочка. Она была очень игривая и всегда его радовала. Этого странника звали Саша. Он странствовал по свету год, и никто его так тепло еще не принимал. Юля была одинока и Саша тоже. Они были интересными людьми и понравились друг другу. Начались счастливые дни для них обоих. Они вместе собирали лечебные травы и потом продавали, заработок их увеличивался. Всегда они ходили вместе и никогда не расставались, им было хорошо, вместе они делали все. Но однажды он сказал, что ему надо уехать на пять лет и ему будет очень не хватать ее. Он уехал, она плакала и ничего не делала неделю, она очень хотела с ним остаться. Незаметно для нее кончились у нее все запасы, и надо было приступать к работе. Неохотно она ходила по лугам и собирала траву, корова ее отощала и стала давать меньше молока. За это время казалось, что прошло сто лет, а не пять. Однажды утром она почувствовала, что солнце встало и светит ей в лицо, она выбежала на улицу, мелкий дождь промочил ее платье, она бежала по дороге, куда уехал Саша, но ни в этот день, ни в другие дни этой недели он не приехал. Она опять целыми днями плакала и ждала его, и ее мечта сбылась, он приехал. И стали они жить, как жили пять лет назад, за пять лет не исстарились их чувства, но расставание оставило незаживающую рану в ее сердце. Комментарий к сказке Светланы. В сказке Светланы отразились идеи: — сиротства и обретения «родственной души», — союза двух «изгоев» общества, — принятия партнера на фоне всеобщего его отвержения, — травматической разлуки. Основной конфликт автора — конфликт с окружением. Основной ресурс — стремление быть любимой и любить. Изначальное ощущение сиротства, одиночества как бы «притягивает» в жизнь героини разлуку с любимым. Имеет место ситуация «недоверия собственному счастью», ожидание «подвоха», предвосхищение травматических событий. Все это не дает автору возможности жить полноценной жизнью. Главной задачей психологического консультирования с автором является формирование глубинного понимания смысла разлуки с любимым как фактора личностного роста. Возможно, в процессе консультирования придется проработать проблему эмоциональной зависимости от партнера. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |