Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сюжеты второго этапа женской самореализации — осознание родовой идентичности




Второй этап проявляется в сказках через отношения между женщи­нами: сестрами, сводными сестрами, мачехой, свекровью. Примеры: «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка», «Морозко» и пр.

Освободившись от иллюзий и наивности во взаимоотношениях с мужчиной, женщина продолжает путь роста своей души и ищет опору в себе самой. Для нее важно ощутить родовую принадлежность и связь.

На втором этапе можно выделить шесть стадий, которые перечисле­ны в табл. 7.

Таблица 7. Стадии второго этапа женской самореализации

Стадия Проявления Подвохи Уроки
1. Расставание с доброй матерью В сказке умирает добрая мать, героиня покидает родной дом Ощущение сиротства, одиночества Первый шаг к самостоятельности
2. Взаимоотно­шения с мачехой Героиня оказывается на грани жизни и смерти, так как мачеха посылает ее на верную смерть Уступчивость, отсутствие свободы выбора, соблазн свернуть с пути Испытания совершенствуются, чтобы не было привыкания и застоя. Урок резистентности и терпимости
3. Расставание с домом Отрыв от привычного неприятного, отказ от привычного без четкого ощущения перспективы Страх перед будущим, сопротивление божественному наитию Доверие — в пустоту с пустыми руками, использование ритуалов или помощ­ников
4. Испытание трудом Перебирание зерна, стирка одежды, высаживание роз, собирание золотого руна и пр. Привычка к труду может фрустрировать способность испытывать радость Повседневная работа как духовный труд; важно поставить разрушитель­ные ипостаси своей души (гнев, оби­да, месть) себе на службу, на нудную домашнюю работу
5. Посещение «нижнего мира» Спуск под землю в сказках, ведовство, женская магия, познание тайны жиз­ни и смерти, рождения и провожания (рожать детей, провожать стариков) Попадание в оковы «нижнего мира», ми­ра мистицизма, ведовства. Увлечение воздействующим аспектом женской магии Познание низшего, архаической силы, чтобы впоследствии соединить ее с высшим
6. Соединение «высшего» и «низшего» Психея, побывав в подземном мире, получает божественное бессмертие; это возвращение из леса, из-под зем­ли. Свадьба с суженым Отказ от заслуженного Осознание связи с родом, силами приро­ды и женского бессознательного, осознание высших сил и включение этого знания в реальную жизнь

Третий этап самореализации — взаимоотношения с «большим» социумом

Героиня сказок проходит путь от социального отвержения к успеху. Правда, в некоторых сказках (например, «Красные башмачки») не все­гда счастливый конец, но всегда есть урок.

Примеры: «Гадкий утенок», «Красные башмачки».

Задачи этапа:

1. Найти свою социальную нишу и реализовать предназначение (сказ­ки, в которых действует героиня-мастерица: «Варвара-краса, длинная коса», «Марья-искусница», «Хозяйка Медной горы» и пр.);

2. Научиться избегать социальных ловушек (искушение богатством, компромисс с общественной моралью, заискивание, восприятие ненор­мального как нормы, одержимость, зависимость, одичание и пр.).

Четвертый этап — жизнь в соответствии с природными циклами и принципами женской энергии

На этом этапе можно говорить о зрелости женщины и синхрониза­ции ее жизни с природными циклами (времена года, лунный цикл, зако­номерности архаических природных праздников и пр.). Она научается жить в соответствии с природными ритмами, используя знания «низше­го» и «высшего» миров. Все ее действия становятся осмысленными и несколько мистичными. Она осознает подлинный смысл заботы и стара­ется ему следовать. Она умеет собирать: знания, энергию, друзей, де­тей, близких, материальное. Она умеет накапливать, постоянно обра­щаясь к жизненному и архаическому опыту. Она умеет трансформиро­вать: проявлять «женскую магию» (искусство наделения различных объектов окружающего мира определенными свойствами и силой и на основании этого конструктивное воздействие на реальный мир) и пере­рождаться внутренне. Она умеет удерживать: не расходует собствен­ную энергию на излишние эмоции и переживания, рачительно ведет хозяйство, проявляет подлинное благоразумие и мудрость.

Итак, 14-20-летние девушки проходят первый этап женской саморе­ализации, когда актуализируется стремление к обретению возлюблен­ного, с которым можно построить духовное и физическое партнерство, «священный брак». Собственно, даже знание основной темы сказки уже подскажет психологу главную задачу работы: познакомить девушек с этапами женской самореализации и рассказать о вариациях, сце­нариях прохождения первого этапа (поиск «священного брака»). Это можно делать на групповых занятиях.

Более подробный анализ сказок девушек даст нам возможность по­нять индивидуальные особенности прохождения первого этапа, интуи­тивное предвосхищение (или самопрограммирование) трудностей и не­удач. Также авторские сказки укажут на ресурсы символического про­хождения первого этапа женской самореализации.

Авторские сказки о любви

Тема любви обширна. Индивидуальное переживание любви, предвос­хищение сценария развития взаимоотношений с партнером создают внутри этой темы множество вариаций. Мы условно разделили их на пять групп:

1. Сказки, где есть разлука с любимым человеком и воссоединение с ним;

2. Сказки, в которых проявляется мотив поиска и обретения «род­ственной души» с непременным преодолением сиротства и отвержен­ности;

3. Сказки, представляющие любовь как жертву и имеющие драмати­ческий финал;

4. Сказки, представляющие любовь как личностный рост;

5. Сказки, представляющие любовь как подарок судьбы.

Мы рассмотрим каждую группу отдельно и проиллюстрируем ее при­мерами и комментариями к авторским сказкам.

Сказки, где есть разлука с любимым человеком и воссоединение с ним

Сказки о любви, в которых проявляется мотив разлуки и воссоедине­ния, многочисленны. Глубинный смысл разлуки связан с автономным ростом героев. Мы говорили об этом выше, когда описывали первый этап самореализации женщины (непрерывный путь). Бессознательное де­вушки готовит ее к расставанию, актуализируя этот мотив в сказке.

Причины разлуки с любимым могут быть разными:

1. Обстоятельства (срочный отъезд, гибель и др.);

2. Недобрая воля родителей или других персонажей;

3. Проявление теневых качеств партнеров (злой характер, измена и пр.).

Воссоединение с возлюбленным, как правило, приносит счастье, но иногда разлука оставляет тяжелый след.

Ольга, 14 лет

Жила одинокая Баба Яга. Ей захотелось познакомиться с кем-нибудь. Но все боялись ее внешности. И она решила превратиться в прекрасную де­вушку Василису.

Неподалеку жил одинокий Змей Горыныч. Ему тоже не хватало общения, и он решил превратиться в Ивана-царевича. Прыгнул в озеро желаний Змеем Горынычем, а вышел Иваном-царевичем.

Василиса прекрасная увидела как-то Ивана-царевича и влюбилась в не­го, и он в нее тоже.

Стали они жить вместе и любить друг друга.

Как-то Василиса решила превратиться в Бабу Ягу и слетать на шабаш ведьм. Она втайне от Ивана-царевича стала Бабой Ягой. И Ивану захотелось побыть еще немного Змеем Горынычем. Он прыгнул в это озеро и стал тем, кем был раньше.

Оба они возвратились к себе домой в том виде, в котором уходили, за­быв о том, что они те, кто были раньше. Они разругались и разошлись. По­том тосковали друг о друге. И, не выдержав, превратились обратно в Васи­лису и Ивана и жили долго и счастливо.

Любовь может встречать много препятствий, но она должна выдержи­вать их.

Комментарий к сказке Ольги. Здесь актуализированы идеи:

— трансформации героев,

— любви с первого взгляда,

— «теневой природы».

Основной конфликт в сказке — конфликт с другими и собственной «теневой природой». Основной ресурс в сказке — любовь героев и спо­собность к трансформации. У автора есть тенденция испытывать любовь на прочность. Основной психологической задачей работы с автором мо­жет быть проработка теневых структур личности, а также содействие формированию взаимоотношений доверия с партнером.

Маша К., 15лет

Когда-то давным-давно на Земле жил человек. Он был ученым и жил спо­койной, размеренной жизнью. Так бы он и прожил, если бы у него не случи­лось огромное несчастье.

Это произошло в один солнечный день. Джордж должен был встретиться со своей любимой девушкой Лизой. Он очень торопился, но все равно опоз­дал, потому что именно в этот день он хотел сделать Лизе предложение и искал кольцо.

Когда он пришел в парк, Лиза каталась на коньках, и Джордж пригласил ее погулять по парку. Он очень волновался, боялся получить отказ, но Лиза согласилась стать его женой. И все бы хорошо, но в это время к ним подошел человек — он был грабителем. У человека был пистолет, и он потребовал, чтобы Джордж отдал ему часы и деньги. Лиза спрятала кольцо, но беда была в том, что грабитель видел, как Джордж подарил его Лизе. Человек потребо­вал, чтобы девушка отдала кольцо, и схватил ее за руку. Джордж попытался вырвать пистолет у человека, и тот нажал на курок. Лиза упала на снег, и он стал красным от крови. Человек убежал.

Прошло два года. Джордж перестал общаться с людьми, он бросил всех своих друзей. Целыми днями он сидел в своей лаборатории и что-то изоб­ретал.

И вот в один прекрасный день Джордж пропал. Он изобрел машину вре­мени и отправился в прошлое. Он очень хотел вернуть Лизу. Но он не знал, что Лиза все равно умрет именно в этот день, может быть другим способом, но умрет. Прошлое нельзя изменить.

Так и получилось. Джордж попал в прошлое. Лиза, как и в прошлый раз, каталась на коньках. Джордж поспешил увести ее из парка. Лиза попросила у Джорджа цветы. И он пошел в магазин, а девушка осталась ждать на ули­це. Джордж услышал вскрик, звон разбитого стекла и сирену. Он выбежал на улицу, и ужасу его не было предела. Лизу сбила машина.

После этого Джордж отправился в далекое будущее. Там он спас людей от чудовищ, которые поедали их, и встретил девушку Лену с братом. Они очень подружились, и Джордж решил остаться в будущем.

Джордж стал счастливым. Конечно, он скучал по Лизе, но понял, что не сможет ее вернуть и что надо жить настоящим и будущим, но не прошлым.

Комментарий к сказке Маши. В сказке Маши актуализиро­ваны идеи:

— фатальных обстоятельств: внедрение в жизнь и «ритм» влюблен­ных трагических событий,

— потери любимой (трагическая гибель),

— непринятие смерти, невозможность начать новую жизнь,

— профессионального роста как возможности вернуть возлюблен­ную,

— обретения новой возлюбленной и принятия судьбы.

Основной конфликт — конфликт с внешним миром, фатальность со­бытий, непринятие смерти. Основной ресурс — профессиональное са­мосовершенствование, стремление жить и развиваться. Так как в сказ­ке актуализирована тема смерти, не исключено, что она беспокоит авто­ра. Возможно, ранее был потерян близкий человек и его смерть до сих пор не принята. В любом случае, проработка темы смерти является од­ной из важных задач психологической работы.

Евгения, 15 лет

Девушка, которая жила одна

Жила-была девушка, она жила в замке совсем одна. Родители ее умерли. И вот жила она совсем одна, и однажды она вышла погулять в сад. Мимо проходил прекрасный молодой человек, и их взгляды пересеклись. Они влю­бились друг в друга, это была любовь с первого взгляда, в которую многие не верят.

Они стали встречаться все чаще и чаще. Молодой человек — Степан — дарил Фекле цветы-ромашки.

У Феклы чувства любви становились все больше и больше. И однажды Степан пропал, очень долго не появлялся. Фекла выплакала все глаза. И за­жила прежней жизнью одна.

Но Степан через несколько лет опять явился к ней, она была очень рада этому.

И вот они в маленькой заброшенной церквушке обвенчались. И жили они долго и счастливо.

Комментарий к сказке Евгении. Это «классическая сказ­ка» с мотивом «разлука—воссоединение». Автор бессознательно стро­ит сценарий разлуки. Этот момент нуждается в психологической кор­рекции. Необходимо раскрыть девушке глубинный смысл разлуки и вос­соединения, перестроить ее сценарий.

Анна, 16 лет

Жила на свете маленькая девочка. Жила, и никто из родителей не уделял ей внимания, так как были поглощены работой.

Шли годы, и из девочки выросла девушка. Девушка была трудолюбива и отзывчива, так что родителям не на что было жаловаться. Но они жалова­лись, потому что им не нравилось, что она ищет человека, с которым могла быть такой, какой является в душе, и могла не искать компромисса, чтобы угодить другим.

И однажды она встретила, как ей казалось, такого человека, но, узнав его, родители оградили девушку от общения с ним. Девушка долго грустила, и этот разрыв оставил большую рану в ее сердце.

Прошло время, и девушка встретила другого человека, который показал­ся ей той второй половиной, с которой можно чувствовать себя свободно. Может, это и так, но девушка все еще вспоминала по ночам того, первого, который боготворил ее.

И все обдумав, девушка решила получше узнать, какой он, второй, ведь даже если она захочет остаться с первым, общество, которое окружает их, не даст им продолжать так же, как и раньше, общаться, радоваться вместе окру­жающему миру.

Комментарий к сказке Анны. Здесь актуализированы идеи:

— отверженности родителями,

— одиночества,

— родительских запретов,

— противодействия,

— поиска «родственной души»,

— выбора возлюбленного между двумя претендентами,

— агрессивности, непринятия со стороны общества.

Основной конфликт — конфликт с родителями и социумом. Основ­ной ресурс — достойные личностные качества, стремление к росту. Любовь воспринимается автором как процесс поиска «родственной ду­ши» и сопротивление давлению социума. Главная задача психологиче­ской работы — проработка взаимоотношений с родителями.

Анастасия, 17 лет

Жила-была девушка. Она была очень красива и добра. У нее не было дет­ства, так как она рано лишилась матери и жила с отцом. С малых лет она начала взрослеть, на ее плечи ложились те домашние дела, которые должны были быть на взрослых людях. По мере взросления она сталкивалась с труд­ностями, но она их преодолевала, где-то подсказывали подруги, где-то чи­тала, но в основном догадывалась сама. Ее отец работал очень много, и она очень много времени была одна. Эта девушка мечтала о большой и светлой любви, в то время как ее подруги еще играли в куклы. Уже к 15 годам у нее был опыт, которого многие женщины достигали к 30-35 годам.

Она находила «мужчину своей мечты», как ей казалось, но через какое-то время она видела, что это совсем не тот, кто ей нужен. Несмотря на все неудачи, девушка верила, что где-нибудь ей встретится ее любимый. И вот однажды, отдыхая на пляже, она увидела его. Он был очень красив, элеган­тен, он вызывал восхищенные взгляды со стороны девушек. В какой-то мо­мент она вычеркнула мысль из головы, что он будет с ней. Но! Он подошел и познакомился. С первого же взгляда у них возникла любовь, как ей каза­лось. Они встречались не так часто, но даже за эти редкие встречи она полю­била его, но он, к сожалению, был женат. Ей многие говорили, что это не тот, кто ей нужен, но она верила, что это Он. Через какое-то время он признался ей в любви, но его жена, узнав об этом, упорно строила ему козни. От этого его любовь к этой девушке только усиливалась. Влюбленные жили от встре­чи до встречи. В редкие минуты любви они были бесконечно счастливы. У девушки появилась какая-то сила, которая помогала ей справляться со все­ми трудностями. Жена возлюбленного, поняв, что бороться с этой любовью бессмысленно, ушла, найдя себе другого.

И наконец после долгих лет мучений они воссоединились. Несмотря на разницу в возрасте, они жили душа в душу. Они дополняли друг друга. У них было много детей, они жили долго и счастливо!

Комментарий к сказке Анастасии. В сказке отражен кон­кретный сценарий взаимоотношений с мужчиной. Автор бессознатель­но ищет в партнере фигуру отца. Для коррекции деструктивных элемен­тов сценария необходимо проработать с автором материал о женской самореализации.

Елизавета, 17лет

Семейное счастье

В одном известном городе жила девочка по имени Соня. Она с самого детства невзлюбила родную мать, поэтому не получила любви со стороны матери. Так они жили до того, пока не вышла Соня замуж.

Соня вышла замуж, как считала мать, очень рано, в 19 лет. У Сони дей­ствительно не было серьезных мыслей к этому времени, она посчитала, что, выйдя замуж, освободится от матери и станет жить своей жизнью. Муж Сони был богатым бизнесменом, очень красивым и рассудительным. Для Сони он был идеалом, она рада была видеть его, готова была не отпускать на работу, оставшись с ним наедине.

Так прошло два года. Со стороны мужа не было видно измены. Но од­нажды... От своих друзей Соня узнала, что муж, ее самый любимый человек,' ведет двойную жизнь, изменяя ей с другой. Соня была тем человеком, кото­рый живет на эмоциях, поэтому втихаря от мужа ревела, била посуду, очень психовала. Она не сказала мужу, что знает об измене.

Вот она вспомнила о матери, о том, что она может помочь хоть как-то.

Поехала Соня за советом. Мать, выслушав ее, дала ей флакончик с вол­шебной жидкостью, которая заставит мужа забыть о той, которая разрывает семейные узы.

Соня вечером встречает мужа с распростертыми объятиями, предлагая ужин с волшебной жидкостью. Он съел ужин и увидел, что жена его самая лучшая на свете, забыл совсем о другой. После чего зажили они счастливо. А мать для Сони стала самым родным, что у нее есть.

Вот и сказке конец — в ней вся жизнь моя.

Комментарий к сказке Елизаветы. В сказке Елизаветы ак­туализированы идеи:

— конфликта с матерью,

— замужества как возможность отделиться от матери,

— идеализации партнера,

— воссоединения с матерью в ситуации горя,

— использования магии для нормализации взаимоотношений с парт­нером.

Основной конфликт автора — конфликт с любимым человеком: сна­чала мать, после — супруг. Основной ресурс автора — стремление быть самостоятельной. В сказке Елизаветы идея «разлуки—воссоединения» накладывается на отношения героини и с матерью, и с супругом. Это свидетельствует о недостаточной сформированности способности к по­строению и переживанию эмоционально близких отношений. С другой стороны, сюжет сказки отражает существенные внутренние противоре­чия автора. Главной задачей психологической работы с автором являет­ся проработка взаимоотношений с матерью, преодоление деструктив­ного сценария отношений с партнером.

Светлана, 16 лет

Саша и Юля

Жила-была на свете одна девочка, она была некрасивая, и ее никто не любил, она была сирота, было ей 18 лет. Жила она в домике, который ей оставили ее покойные родители. Она выращивала фрукты и овощи в огоро­де, и была у нее одна корова, которую она выводила на пастбище и доила. Она собирала травы летом, сушила их, а потом продавала, зарабатывала она мало денег и потихоньку их откладывала.

Однажды в деревню, в которой жила Юля, приехал кочевник, с виду он был очень страшным и весь в лохмотьях, стучался он в каждую избу, но его впустила Юля.

Этот странник раньше был солдатом, и, по прошествии четырех лет служ­бы, его выгнали за единственную оплошность. У него была маленькая соба­ка по имени Белочка. Она была очень игривая и всегда его радовала.

Этого странника звали Саша. Он странствовал по свету год, и никто его так тепло еще не принимал. Юля была одинока и Саша тоже. Они были инте­ресными людьми и понравились друг другу. Начались счастливые дни для них обоих. Они вместе собирали лечебные травы и потом продавали, зара­боток их увеличивался. Всегда они ходили вместе и никогда не расставались, им было хорошо, вместе они делали все.

Но однажды он сказал, что ему надо уехать на пять лет и ему будет очень не хватать ее. Он уехал, она плакала и ничего не делала неделю, она очень хотела с ним остаться. Незаметно для нее кончились у нее все запасы, и надо было приступать к работе. Неохотно она ходила по лугам и собирала траву, корова ее отощала и стала давать меньше молока. За это время казалось, что прошло сто лет, а не пять.

Однажды утром она почувствовала, что солнце встало и светит ей в лицо, она выбежала на улицу, мелкий дождь промочил ее платье, она бежала по дороге, куда уехал Саша, но ни в этот день, ни в другие дни этой недели он не приехал.

Она опять целыми днями плакала и ждала его, и ее мечта сбылась, он приехал. И стали они жить, как жили пять лет назад, за пять лет не исстарились их чувства, но расставание оставило незаживающую рану в ее сердце.

Комментарий к сказке Светланы. В сказке Светланы отра­зились идеи:

— сиротства и обретения «родственной души»,

— союза двух «изгоев» общества,

— принятия партнера на фоне всеобщего его отвержения,

— травматической разлуки.

Основной конфликт автора — конфликт с окружением. Основной ресурс — стремление быть любимой и любить. Изначальное ощущение сиротства, одиночества как бы «притягивает» в жизнь героини разлуку с любимым. Имеет место ситуация «недоверия собственному счастью», ожидание «подвоха», предвосхищение травматических событий. Все это не дает автору возможности жить полноценной жизнью. Главной зада­чей психологического консультирования с автором является формиро­вание глубинного понимания смысла разлуки с любимым как фактора личностного роста. Возможно, в процессе консультирования придется проработать проблему эмоциональной зависимости от партнера.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...