Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сказки, представляющие любовь как жертву, имеющие драматический финал




Трагический финал в романтических историях нередок. На этом ос­нованы прекрасные легенды и многие литературные памятники. Разви­тие взаимоотношений по сценарию Ромео и Джульетты притягивает многих молодых людей. В чем здесь секрет?

Ощущение трагизма, мистичности создает вокруг молодого челове­ка некий ореол исключительности, избранности, мученичества. Этим неосознанно и осознанно пользовались поэты, писатели-романтики. Од­нако глубинный смысл «любви как жертвы» связан с духовным подви­гом человека.

Великие святые, пророки приносили себя в жертву, ведомые любо­вью к человеку. По-видимому, модификация этого движения души нахо­дит отражение во многих романтических историях, где любовь понима­ется более конкретно и узко: любовь к человеку противоположного пола.

Жертвенная сторона любви прослеживается в известных волшебных сказках. В «Снежной королеве» Герда, жертвуя своим комфортом, не жалея себя, спасает Кая. В «Аленьком цветочке» Настенька, жертвуя собой, своей любовью спасает чудище. Сказочные истории заканчива­ются трансформацией героев. Вероятно, в старинных историях жертва во имя любви и любимого позволяет героине отказаться от влияния Эго, сдерживающего личностный рост. Поэтому тема освобождения может быть связана с освобождением от Эго. Собственно, и великие святые, жертвуя собой, преодолевали «оковы Эго».

В мифологии актуальна тема одновременной смерти влюбленных в ситуациях, когда предполагается «предательство любви». В жизнь геро­ев вмешиваются роковые обстоятельства, вынуждающие их идти на ком­промисс со своим чувством, изменяя себе. Сохраняя духовную целост­ность и верность любви, герои выбирают смерть.

Отголоски этих архаических сюжетов можно найти и в современных авторских сказках. Их авторами являются в основном юные девушки. Однако мифологема «любовь как жертва» существенно искажается, ча­сто превращаясь в разрушительный жизненный сценарий либо «безот­ветной любви», либо «трагической любви». В любом случае, такого рода авторские сказки сигнализируют психологу о необходимости специаль­ной работы. Она может идти в двух основных направлениях:

1. Формирование глубинного понимания мифологемы «любовь как жертва» посредством исследования и обсуждения мифологических и литературных сюжетов (в германском эпосе «Песнь о Нибелунгах»; в скандинавской мифологии сказания о Сигурде; «Ромео и Джульетта», «Тристан и Изольда» и др.);

2. Коррекция деструктивного сценария взаимоотношений с противо­положным полом, формирование психологической готовности к постро­ению отношений, основанных на доверии и ощущении благоприятной перспективы.

Я., 14 лет

Давным-давно, когда еще правили короли и королевы, жила одна прин­цесса. Она была избалованна, но не слишком. Единственный ее недоста­ток — это капризность. В свои 18 лет она была, как десятилетняя. Она каж­дый вечер требовала от слуг рассказать ей сказки. И вот одна из них.

Жила одна красивая, но очень бедная девушка. Однажды, гуляя по лесу, она увидела милого юношу. Он сразу расположил ее к себе своими манера­ми и простотой. Она не знала, что перед ней стоит принц, вышедший на про­гулку. Юноша заметил ее и подошел. Так они познакомились, а вскоре друж­ба переросла в любовь.

Родители юноши не разрешали им жениться. И они решили обвенчаться тайно. Они решили пожениться у спокойной тихой реки.

Но предатели рассказали отцу принца, и тот отправился со всех ног к са­мой прекрасной реке.

Увидев отца, принц понял, что их не оставят в покое и они никогда не будут вместе.

Они бросились в реку, и она забурлила и понеслась с огромной скорос­тью. Девушку и юношу никто не нашел, а река превратилась в очень ковар­ную, опасную лавину воды. Водопад падал прямо в реку с огромной скорос­тью. Водопад был белоснежным и из-за этого получил в народе название «Фата невесты».

Эту сказку я написала для того, чтобы каждый понял, что за свою любовь и свободу надо бороться.

Комментарий к сказке Я. В этой истории проявлен интерес­ный сюжет «тайного венчания», довольно распространенный в романти­ческих историях. Мифологема «тайного венчания» связана с представ­лением о «духовном браке». В современных авторских сказках появле­ние этой мифологемы всегда связано с переживанием автора конфликта с обществом, родителями. «Тайное венчание» является альтернативой социальному браку и придает героям дополнительную силу и уверен­ность в собственной правоте.

Кроме того, в сказке прослеживается и мотив наказания социума, родителей — «река превратилась в очень коварную, опасную лавину воды». К тому же мораль сказки («за свою любовь и свободу надо бо­роться») также говорит о необходимости психологической поддержки автора.

Несмотря на сознательный призыв бороться за свободу и любовь, финал сказки указывает на стремление автора решать сложные вопро­сы по сценарию «самоустранения». Поэтому главная задача психологи­ческой работы — формирование психологической резистентное™, устойчивости к воздействию стрессовых факторов. Дополнительную ин­формацию об особенностях реагирования девушки в острых жизненных ситуациях можно собрать, проведя с ней тест-рисунок «Человек — Че­ловек под дождем — Дождь в сказочной стране»2.

 

2 Подробнее об этом тесте-рисунке в книге Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Д. Кудзилова «Психодиагностика через рисунок». СПб.: «Речь», 2003.

 

Сергей, 14 лет

Жил Саша, который учился на отлично, не прогуливал школу и был очень доверчив к людям. Учился этот мальчик в простой школе, где не очень люби­ли тех, кто учится лучше, чем все остальные. Дети в этой школе все время унижали и оскорбляли Сашу, но бедный мальчик не мог бросить школу, так как любил девочку Вику.

Вика не обращала внимания на Сашу, ибо, как и все, считала его изгоем школы.

Но вот кончилась школа, и все, кто учился в ней, разъехались по своим родителям и жили лишь за их счет. Саша же пошел другим путем и стал сам зарабатывать деньги. Вскоре он стал известным предпринимателем и зара­ботал много денег.

Потом на сборе выпускников Саша опять встретил Вику, она была такой же красивой, но общалась с людьми, у которых было много денег, с другими она вообще не разговаривала. Глядя на ее поведение, Саша понял, что жизнь в школе он прожил зря и его мечтания были пустыми.

Комментарий к сказке Сергея. Конфликтное содержание, сказки проявлено на нескольких уровнях:

— ценностное противостояние: конфликт «материального» и «ду­ховного»,

— противостояние личности и ближайшего окружения,

— фрустрация потребности быть любимым,

— проявление тенденции к обесцениванию собственного опыта.

Подобный состав конфликтного содержания является серьезным по­казателем для психологической работы. В качестве ресурса можно использовать актуализированное стремление автора к личностному и социальному росту.

Такая картина соотношения конфликтного и ресурсного содержаний сказки характерна для юношей 14-18 лет. В контексте психологической работы необходимо прорабатывать темы самореализации и принятия других.

Виктория, 16 лет

Марс и Венера

Это произошло еще до того, как зародился человеческий разум. Это было время образования звезд и планет из Хаоса. Из осколков астероидов с помо­щью невидимых и непознанных Высших сил образовалось Солнце-Владыко и несколько небольших планет. Из общего количества выделялись две — Марс и Венера. Первая впитала в себя Всепоглощающий Огонь, стремление к уничтожению и ненависть ко всему прекрасному. Вторая стала первоис­точником Истинной Гармонии и Высшей Красоты, соединив в себе отблески всех самых ярких звезд. В Венере зародилась и Любовь, чувство, которое никогда не исчезнет.

Постепенно оно все больше охватывало ее, она искала своего Спутника и, неожиданно для нее самой, ее взор упал на Марса. Ее стало влечь к нему с необъяснимой силой, ее сердце горело в его огне. Это чувство было настоль­ко сильно, что, несмотря на все физические законы, она, будто комета, на крыльях любви стала приближаться к нему. Она мечтала об их слиянии, о том, как гармонично они будут сосуществовать вместе. Ее не отталкивала его ненависть, она надеялась, что сумеет отвлечь его от стремления к разру­шениям.

Но вот настал долгожданный момент, и она настолько приблизилась к нему, что могла заговорить с Ним. Пересилив свой страх, она призналась ему в своих чувствах. Но не суждено им было обрести счастье, слишком уж они были разные. Марс взглянул на нее, увидел, как она прекрасна, но серд­це его не наполнилось Любовью, наоборот, оно стало разрываться от жела­ния стереть красоту Венеры с лица Космоса. Он подпустил ее поближе и, со­брав всю свою разрушительную силу, разорвал ее на миллиард осколков. Он ликовал, но вдруг перед ним встали глаза Венеры, преисполненные люб­ви к нему, и вдруг он почувствовал, что ему непременно нужно ее еще раз увидеть. Но ничего уже нельзя было поделать, чувство зародилось в нем слишком поздно.

А Солнце-Владыко, узнав о гибели Венеры, смилостивилось над ней и с помощью своей доброты и тепла собрало все осколки и подарило ей новую жизнь, но, чтобы предостеречь ее от повторной ошибки, определило ей во­круг себя место, с которого она не могла сойти. Та же участь постигла и Мар­са. Он не мог встретиться с Венерой и был обречен на вечные мучения, сго­рая от ненависти к самому себе.

Комментарий к сказке Виктории. В сказке использована космогоническая символика. Взаимоотношения в контексте сценария «безответной любви» рассматриваются как миф о возникновении небесных тел — планет Венеры и Марса. Венера является архетипом женского, Марс — мужского. '

В этой сказке отразилась попытка рационализации и сублимации болезненных переживаний, переведения их в разряд «космических».Это прекрасный пример того, как даже деструктивные переживания человека могут быть использованы для создания литературных шедевров.

Не нуждается в комментариях тот факт, что психологической проработке должен быть подвергнут сценарий «безответной любви» и наказания «черствого» возлюбленного.

Людмила, 16 лет

Падший ангел

Давным-давно, когда на земле еще не было людей, существовали только небо и земля, добро и зло, Бог и дьявол и их подданные: ангелы и черти. Расстояние между небом и землей соединялось лестницей, одна половина принадлежала небу, а другая — земле. И ни один ангел и бес не мог вступить на чужую территорию, а если все-таки кто-то переступал черту, то он жестоко наказывался и оставался там навсегда.

И так получилось, что ангел влюбилась в беса, и чувство это было взаимно. Поскольку они не могли быть вместе, влюбленные каждый вечер спуска­лись к черте, разделяющей лестницу на две половины, и сидели всю ночь,; разговаривая, любуясь друг другом. Остальные жители этих миров видели неудержимую страсть ангела к бесу, но, поскольку черту никто не пересту­пал, они ничего не говорили. А влюбленные продолжали встречаться, и с каждым разом им все труднее было расстаться. Ангел начала думать о том, чтобы навсегда быть с любимым, и вот однажды она решилась. Ангел упала с неба на землю и стала жить в мире зла и любви. На небе ее не смогли про­стить и изгнали навсегда. Но ангел об этом не жалела, потому что любовь для нее была выше всего.

И по сей день этот падший ангел мучается в аду, но мучается любя.

Комментарий к сказке Людмилы. Ключевая идея этой сказки — идея неравной, жертвенной любви. Часто такая идея формирует -сценарий взаимоотношений женщины и мужчины, называемый «краса­вица и чудовище». В этом случае девушка неосознанно привлекает к себе мужчину, обладающего сомнительными качествами, как-то: «обще­ственная порицаемость» и отвержение; или асоциальное поведение,' оправданное «борьбой за справедливость»; или наличие скрытых поро­ков и пр.

Другими словами, «красавица» выбирает себе в спутники «чудови­ще», причем у женщины возникает иллюзия «спасительницы». Она на­чинает верить, что ее любовь изменит партнера, сделает из него добро­детельного и успешного человека.

Подобная ситуация, сценарий свидетельствуют о «поврежденном инстинкте», который блокирует природное чутье женщины. В природ­ном мире животные не выбирают себе партнеров из другого рода, вида, или даже отряда. Собака не выбирает в качестве партнера для продол­жения рода кошку, заяц — крысу, и так далее.

Поэтому главной задачей психологической работы с автором этой сказки будет восстановление природного чувства избирательности.

Во многих сказках героиня должна выполнить задание — перебрать сваленные в одну кучу зерна (пшеница, мак, просо, горох, рис и другие). Зерно — это, прежде всего, семя. Так на бессознательно-символическом уровне до женщины доходит информация о ритуале «перебора семян», выборе семени для продолжения рода. Девушка, умеющая выбирать достойное «семя», то есть достойного мужчину, может продолжать род.

Чувство избирательности всегда связано с самоуважением. Обычно женщины, живущие по деструктивному сценарию «красавицы и чудови­ща», имеют низкий уровень самоуважения. Они в глубине души счита­ют себя недостойными успешных созидательных мужчин, поэтому вы­бирают тех, кому могут «быть нужными», кого «надо спасать» или «перевоспитывать».

Итак, психологическая работа с автором этой сказки будет направ­лена на восстановление природного чувства избирательности и должна идти по пути формирования самоуважения девушки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...