Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сказки, представляющие любовь как жертву, имеющие драматический финал
Трагический финал в романтических историях нередок. На этом основаны прекрасные легенды и многие литературные памятники. Развитие взаимоотношений по сценарию Ромео и Джульетты притягивает многих молодых людей. В чем здесь секрет? Ощущение трагизма, мистичности создает вокруг молодого человека некий ореол исключительности, избранности, мученичества. Этим неосознанно и осознанно пользовались поэты, писатели-романтики. Однако глубинный смысл «любви как жертвы» связан с духовным подвигом человека. Великие святые, пророки приносили себя в жертву, ведомые любовью к человеку. По-видимому, модификация этого движения души находит отражение во многих романтических историях, где любовь понимается более конкретно и узко: любовь к человеку противоположного пола. Жертвенная сторона любви прослеживается в известных волшебных сказках. В «Снежной королеве» Герда, жертвуя своим комфортом, не жалея себя, спасает Кая. В «Аленьком цветочке» Настенька, жертвуя собой, своей любовью спасает чудище. Сказочные истории заканчиваются трансформацией героев. Вероятно, в старинных историях жертва во имя любви и любимого позволяет героине отказаться от влияния Эго, сдерживающего личностный рост. Поэтому тема освобождения может быть связана с освобождением от Эго. Собственно, и великие святые, жертвуя собой, преодолевали «оковы Эго». В мифологии актуальна тема одновременной смерти влюбленных в ситуациях, когда предполагается «предательство любви». В жизнь героев вмешиваются роковые обстоятельства, вынуждающие их идти на компромисс со своим чувством, изменяя себе. Сохраняя духовную целостность и верность любви, герои выбирают смерть. Отголоски этих архаических сюжетов можно найти и в современных авторских сказках. Их авторами являются в основном юные девушки. Однако мифологема «любовь как жертва» существенно искажается, часто превращаясь в разрушительный жизненный сценарий либо «безответной любви», либо «трагической любви». В любом случае, такого рода авторские сказки сигнализируют психологу о необходимости специальной работы. Она может идти в двух основных направлениях: 1. Формирование глубинного понимания мифологемы «любовь как жертва» посредством исследования и обсуждения мифологических и литературных сюжетов (в германском эпосе «Песнь о Нибелунгах»; в скандинавской мифологии сказания о Сигурде; «Ромео и Джульетта», «Тристан и Изольда» и др.); 2. Коррекция деструктивного сценария взаимоотношений с противоположным полом, формирование психологической готовности к построению отношений, основанных на доверии и ощущении благоприятной перспективы. Я., 14 лет Давным-давно, когда еще правили короли и королевы, жила одна принцесса. Она была избалованна, но не слишком. Единственный ее недостаток — это капризность. В свои 18 лет она была, как десятилетняя. Она каждый вечер требовала от слуг рассказать ей сказки. И вот одна из них. Жила одна красивая, но очень бедная девушка. Однажды, гуляя по лесу, она увидела милого юношу. Он сразу расположил ее к себе своими манерами и простотой. Она не знала, что перед ней стоит принц, вышедший на прогулку. Юноша заметил ее и подошел. Так они познакомились, а вскоре дружба переросла в любовь. Родители юноши не разрешали им жениться. И они решили обвенчаться тайно. Они решили пожениться у спокойной тихой реки. Но предатели рассказали отцу принца, и тот отправился со всех ног к самой прекрасной реке. Увидев отца, принц понял, что их не оставят в покое и они никогда не будут вместе. Они бросились в реку, и она забурлила и понеслась с огромной скоростью. Девушку и юношу никто не нашел, а река превратилась в очень коварную, опасную лавину воды. Водопад падал прямо в реку с огромной скоростью. Водопад был белоснежным и из-за этого получил в народе название «Фата невесты». Эту сказку я написала для того, чтобы каждый понял, что за свою любовь и свободу надо бороться. Комментарий к сказке Я. В этой истории проявлен интересный сюжет «тайного венчания», довольно распространенный в романтических историях. Мифологема «тайного венчания» связана с представлением о «духовном браке». В современных авторских сказках появление этой мифологемы всегда связано с переживанием автора конфликта с обществом, родителями. «Тайное венчание» является альтернативой социальному браку и придает героям дополнительную силу и уверенность в собственной правоте. Кроме того, в сказке прослеживается и мотив наказания социума, родителей — «река превратилась в очень коварную, опасную лавину воды». К тому же мораль сказки («за свою любовь и свободу надо бороться») также говорит о необходимости психологической поддержки автора. Несмотря на сознательный призыв бороться за свободу и любовь, финал сказки указывает на стремление автора решать сложные вопросы по сценарию «самоустранения». Поэтому главная задача психологической работы — формирование психологической резистентное™, устойчивости к воздействию стрессовых факторов. Дополнительную информацию об особенностях реагирования девушки в острых жизненных ситуациях можно собрать, проведя с ней тест-рисунок «Человек — Человек под дождем — Дождь в сказочной стране»2.
2 Подробнее об этом тесте-рисунке в книге Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Д. Кудзилова «Психодиагностика через рисунок». СПб.: «Речь», 2003.
Сергей, 14 лет Жил Саша, который учился на отлично, не прогуливал школу и был очень доверчив к людям. Учился этот мальчик в простой школе, где не очень любили тех, кто учится лучше, чем все остальные. Дети в этой школе все время унижали и оскорбляли Сашу, но бедный мальчик не мог бросить школу, так как любил девочку Вику. Вика не обращала внимания на Сашу, ибо, как и все, считала его изгоем школы. Но вот кончилась школа, и все, кто учился в ней, разъехались по своим родителям и жили лишь за их счет. Саша же пошел другим путем и стал сам зарабатывать деньги. Вскоре он стал известным предпринимателем и заработал много денег. Потом на сборе выпускников Саша опять встретил Вику, она была такой же красивой, но общалась с людьми, у которых было много денег, с другими она вообще не разговаривала. Глядя на ее поведение, Саша понял, что жизнь в школе он прожил зря и его мечтания были пустыми. Комментарий к сказке Сергея. Конфликтное содержание, сказки проявлено на нескольких уровнях: — ценностное противостояние: конфликт «материального» и «духовного», — противостояние личности и ближайшего окружения, — фрустрация потребности быть любимым, — проявление тенденции к обесцениванию собственного опыта. Подобный состав конфликтного содержания является серьезным показателем для психологической работы. В качестве ресурса можно использовать актуализированное стремление автора к личностному и социальному росту. Такая картина соотношения конфликтного и ресурсного содержаний сказки характерна для юношей 14-18 лет. В контексте психологической работы необходимо прорабатывать темы самореализации и принятия других. Виктория, 16 лет Марс и Венера Это произошло еще до того, как зародился человеческий разум. Это было время образования звезд и планет из Хаоса. Из осколков астероидов с помощью невидимых и непознанных Высших сил образовалось Солнце-Владыко и несколько небольших планет. Из общего количества выделялись две — Марс и Венера. Первая впитала в себя Всепоглощающий Огонь, стремление к уничтожению и ненависть ко всему прекрасному. Вторая стала первоисточником Истинной Гармонии и Высшей Красоты, соединив в себе отблески всех самых ярких звезд. В Венере зародилась и Любовь, чувство, которое никогда не исчезнет. Постепенно оно все больше охватывало ее, она искала своего Спутника и, неожиданно для нее самой, ее взор упал на Марса. Ее стало влечь к нему с необъяснимой силой, ее сердце горело в его огне. Это чувство было настолько сильно, что, несмотря на все физические законы, она, будто комета, на крыльях любви стала приближаться к нему. Она мечтала об их слиянии, о том, как гармонично они будут сосуществовать вместе. Ее не отталкивала его ненависть, она надеялась, что сумеет отвлечь его от стремления к разрушениям. Но вот настал долгожданный момент, и она настолько приблизилась к нему, что могла заговорить с Ним. Пересилив свой страх, она призналась ему в своих чувствах. Но не суждено им было обрести счастье, слишком уж они были разные. Марс взглянул на нее, увидел, как она прекрасна, но сердце его не наполнилось Любовью, наоборот, оно стало разрываться от желания стереть красоту Венеры с лица Космоса. Он подпустил ее поближе и, собрав всю свою разрушительную силу, разорвал ее на миллиард осколков. Он ликовал, но вдруг перед ним встали глаза Венеры, преисполненные любви к нему, и вдруг он почувствовал, что ему непременно нужно ее еще раз увидеть. Но ничего уже нельзя было поделать, чувство зародилось в нем слишком поздно. А Солнце-Владыко, узнав о гибели Венеры, смилостивилось над ней и с помощью своей доброты и тепла собрало все осколки и подарило ей новую жизнь, но, чтобы предостеречь ее от повторной ошибки, определило ей вокруг себя место, с которого она не могла сойти. Та же участь постигла и Марса. Он не мог встретиться с Венерой и был обречен на вечные мучения, сгорая от ненависти к самому себе. Комментарий к сказке Виктории. В сказке использована космогоническая символика. Взаимоотношения в контексте сценария «безответной любви» рассматриваются как миф о возникновении небесных тел — планет Венеры и Марса. Венера является архетипом женского, Марс — мужского. ' В этой сказке отразилась попытка рационализации и сублимации болезненных переживаний, переведения их в разряд «космических».Это прекрасный пример того, как даже деструктивные переживания человека могут быть использованы для создания литературных шедевров. Не нуждается в комментариях тот факт, что психологической проработке должен быть подвергнут сценарий «безответной любви» и наказания «черствого» возлюбленного. Людмила, 16 лет Падший ангел Давным-давно, когда на земле еще не было людей, существовали только небо и земля, добро и зло, Бог и дьявол и их подданные: ангелы и черти. Расстояние между небом и землей соединялось лестницей, одна половина принадлежала небу, а другая — земле. И ни один ангел и бес не мог вступить на чужую территорию, а если все-таки кто-то переступал черту, то он жестоко наказывался и оставался там навсегда. И так получилось, что ангел влюбилась в беса, и чувство это было взаимно. Поскольку они не могли быть вместе, влюбленные каждый вечер спускались к черте, разделяющей лестницу на две половины, и сидели всю ночь,; разговаривая, любуясь друг другом. Остальные жители этих миров видели неудержимую страсть ангела к бесу, но, поскольку черту никто не переступал, они ничего не говорили. А влюбленные продолжали встречаться, и с каждым разом им все труднее было расстаться. Ангел начала думать о том, чтобы навсегда быть с любимым, и вот однажды она решилась. Ангел упала с неба на землю и стала жить в мире зла и любви. На небе ее не смогли простить и изгнали навсегда. Но ангел об этом не жалела, потому что любовь для нее была выше всего. И по сей день этот падший ангел мучается в аду, но мучается любя. Комментарий к сказке Людмилы. Ключевая идея этой сказки — идея неравной, жертвенной любви. Часто такая идея формирует -сценарий взаимоотношений женщины и мужчины, называемый «красавица и чудовище». В этом случае девушка неосознанно привлекает к себе мужчину, обладающего сомнительными качествами, как-то: «общественная порицаемость» и отвержение; или асоциальное поведение,' оправданное «борьбой за справедливость»; или наличие скрытых пороков и пр. Другими словами, «красавица» выбирает себе в спутники «чудовище», причем у женщины возникает иллюзия «спасительницы». Она начинает верить, что ее любовь изменит партнера, сделает из него добродетельного и успешного человека. Подобная ситуация, сценарий свидетельствуют о «поврежденном инстинкте», который блокирует природное чутье женщины. В природном мире животные не выбирают себе партнеров из другого рода, вида, или даже отряда. Собака не выбирает в качестве партнера для продолжения рода кошку, заяц — крысу, и так далее. Поэтому главной задачей психологической работы с автором этой сказки будет восстановление природного чувства избирательности. Во многих сказках героиня должна выполнить задание — перебрать сваленные в одну кучу зерна (пшеница, мак, просо, горох, рис и другие). Зерно — это, прежде всего, семя. Так на бессознательно-символическом уровне до женщины доходит информация о ритуале «перебора семян», выборе семени для продолжения рода. Девушка, умеющая выбирать достойное «семя», то есть достойного мужчину, может продолжать род. Чувство избирательности всегда связано с самоуважением. Обычно женщины, живущие по деструктивному сценарию «красавицы и чудовища», имеют низкий уровень самоуважения. Они в глубине души считают себя недостойными успешных созидательных мужчин, поэтому выбирают тех, кому могут «быть нужными», кого «надо спасать» или «перевоспитывать». Итак, психологическая работа с автором этой сказки будет направлена на восстановление природного чувства избирательности и должна идти по пути формирования самоуважения девушки. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 280. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |