Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая интерпретация авторских сказок о любви




Тема любви, взаимоотношений мужчины и женщины актуализиру­ется в авторских сказках с 14 лет. Это довольно странно, ведь интерес к противоположному полу проявляется значительно раньше. Возможно, в более раннем возрасте чувственно-смысловое переживание влюблен­ности и любви еще не оформлено или любовь еще является «табуиро-ванной» темой. Так или иначе, «возраст Джульетты» вполне оправдыва­ет свое название.

О любви пишут в основном девушки. Среди юношей 14-16 лет лишь 15 % создают сказки на эту тему. Для девушек тема любви и вариации этой темы становятся наиболее актуальными в 16-17 лет. Почему юно­ши, их ровесники, практически не касаются этой темы? Вероятно, для молодых людей в этом возрасте, несмотря на интерес к противополож­ному полу, более важными являются темы личностного роста и соци­альной самореализации.

Сказки девушек очень романтичны и отражают общий эмоциональ­ный фон, характерный для этого возраста. В одних сказках мы находим ощущение ожидания своего счастья с любимым человеком, тревогу по поводу возможных испытаний, в других — боль разочарования.

Действительно, именно в этом возрасте усиливается потребность в партнерстве. Юная душа начинает активно искать себе спутника, вооб­ражая его образ, а также трудности, с которыми ей придется столкнуться. Истории о счастливой и безоблачной любви встречаются крайне ред­ко, как правило только после полноценной психологической работы. В подавляющем большинстве случаев, поиск партнера или взаимоотно­шения с ним обременены драматическими событиями.

Большая часть известных волшебных сказок, главной героиней ко­торых является девушка, связана с мечтами о суженом. Таким образом, в женское бессознательное закладывается мифологема, архетип свя­щенного брака, духовного и физического партнерства. Если мужской персонаж в сказке обычно отправляется из родного дома на подвиги, то женский чаще всего — на поиск потенциального возлюбленного. Герда ищет Кая; Настенька оказывается у Чудовища; Психея — в чертогах Амура; Золушка едет на бал и встречает Принца; Красная Шапочка идет через лес и встречает Волка. Похоже, обретение возлюбленного явля­ется первым этапом, который должна пройти женщина в своем станов­лении.

Чтобы лучше понять «женские» сказки, мы проанализировали боль­шое количество сказочных и мифологических сюжетов и построили сим­волическую схему женской самореализации. И прежде чем перейти к анализу авторских сказок, мы хотим, дорогие читатели, вас с ней позна­комить.

Пути женской самореализации в контексте сказкотерапии

В чем предназначение женщины? На этот вопрос отвечают по-разно­му. Одни считают, что в материнстве, другие — в карьере и социальной пользе, третьи — в любви... Анализируя сказки и обсуждая их с девуш­ками и женщинами, обращающимися за психологической помощью, мы пришли к такому ответу: предназначение женщины в том, чтобы быть счастливой.

«Ах, как это непросто», — вздохнут прекрасные дамы. Действитель­но, путь героини сказок, мифов и легенд тернист. Однако терпимость, принятие и понимание «неслучайности» событий дают героине возмож­ность превратить испытания в необходимый жизненный опыт и в конце концов достичь счастья. Но это в сказке. А в жизни?

В жизни наша современница нередко демонстрирует актуальность русского женского архетипа «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». В какой-то момент она оказывается удовлетворенной, но в даль­нейшем начинает страдать от собственной силы. Собственно, какой мужчина осмелится идти рядом?

Базовая проблема современной женщины заключается в том, что она реализуется по «мужскому типу», то есть стремится быть активной, под­чинять себе ситуации, события и людей, расходовать свою энергию. Однако нельзя сказать, чтобы от такого «перекоса» женщина стала сча­стливее. Часто совсем наоборот: ей приходится выбирать между соци­альной самореализацией и семейным счастьем, переживать одиночество и мириться с ним.

В чем секрет подобных проблем? На наш взгляд, главная проблема кроется в том, что современная женщина забыла основные принципы женской энергии

— собирание,

— накопление,

— удержание/сбережение,

— трансформация,

отказалась от того, чтобы использовать их в своей жизни. А нам, для того чтобы понять, как действуют эти принципы, необходимо рассмот­реть гипотезу о структуре личности женщины.

Структура личности женщины

Мы рассмотрим структуру личности женщины, «раскладывая» ин­формацию по трем основным блокам (табл. 4):

— ипостаси личности женщины (мы выделяем три: Эго, инстинкт,; душа);

— базовое стремление каждой ипостаси личности женщины;

— феноменология (проявление в реальности базового стремления; данной ипостаси личности женщины).

Главная задача женской самореализации — сбалансировать, гармонизировать все три ипостаси, отслеживать их проявление, научиться] управлять ими и пользоваться в соответствии с актуальной жизненной-ситуацией.

Таблица 4. Структура личности женщины










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...