Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возрастные особенности авторских сказок




Когда психодиагностическое исследование с использованием проек­тивного материала авторских сказок проводится не только с «группой риска», но и с обычными детьми, подростками, взрослыми, мы получаем бесценную информацию о том, что волнует людей и как с возрастом со­вершенствуется их способность к сочинению сказок.

Исследование, проведенное на базе обычной средней школы, позво­лило нам выявить возрастные особенности авторских сказок.

Примеры сказок семилетних детей

Тима

Золотая лисичка

Жила собачка и у нее была лисичка, не простая, а золотая. Собачка лиз­нула и превратилась в кошку. Вот и сказке конец.

 

Руслан

Петух и курица

Жили-были петух и курица. Как-то раз петух нашел яйцо и говорит кури­це: «Я нашел яйцо». А курица говорит петуху: «Где ты нашел такое большое яйцо?» А петух ей: «Я его нашел в гнезде у другой курицы». А курица сказала ему, что яйцо трескается. А петух говорит: «Давай его вернем». И вернули.

Вот и сказке конец.

 

Арсман

Золотое яичко

Жили-были дед да баба. У них была Курочка Ряба. Как-то раз снесла Ку­рочка Ряба яичко, не простое, а золотое. Дед и баба обрадовались. Мышка бежала, бежала, хвостиком махнула, и яичко упало на пол и разбилось. Дед с бабой плакали. Курочка сказала: «Не плачьте, дед с бабой, я вам новое яичко снесу. Не золотое, а простое».

 

Даниил

Жил-был Дед Мороз. Однажды ему позвонила одна мама и сказала, что ее сын хочет маленького игрушечного зайку. Дед Мороз кивнул головой. Тем более что уже скоро Новый год. Это было 28 декабря. Ну, а когда наступило 29 декабря, он поехал в путь. Он проехал много стран и доехал до Санкт-Петербурга в лес. Потом он обежал лес, и приехал в тот дом, и отдал игру­шечного зайку.

 

Сережа

Зайчик

Жил-был мальчик. Как-то раз он пошел в лес и увидел зайчика. Зайчик был пушистым, и мальчик взял его домой. Он накормил его и положил спать. На другой день мальчик повел его в лес, и зайчик увидел свою маму, и маль­чик отпустил его.

 

Саша

О зайце

Жил-был заяц. Он жил в лесах. Как-то раз волк захотел съесть зайца. Он чуть его не съел. А заяц убежал под ель. Волк не нашел. Потом зайка убежал домой.

 

Артур

Ежик

Жил-был ежик. Он собирал грибы. Однажды он, как всегда, пошел в лес и удивился, потому что все кругом было белым-бело. И еж задумался, пото­му что перед ним встал Дедушка Мороз и сказал: «Чего тебе надо?» А ежик сказал: «Я хочу, чтобы у меня была полная корзинка грибов и еще лукошко».

 

Стефания

Сказка о друзьях

Друзья очень хотели подарки, но Новый год был еще через неделю. По­этому они стали делать подарки сами.

 

Вера

Однажды я проснулась утром и вижу, что у меня появились крылья. И я как закричу: «Крылья! Крылья!» Ко мне приходит мама и говорит: «Что ты кричишь?» — «Атак просто, захотелось».

А ночью я оказалась в чудесном доме, оказывается, я была на веревоч­ной лестнице. А поместилась я так, потому что стала волшебницей, и я могла исполнить все желания. И по веревочной лестнице я лазила каждую ночь.

 

Валентин

В одном селе жили три колдуна. А еще крылатые драконы. В той стране был заколдованный город, там постоянно были вулканы. В соседнем городе жили люди, и они каждый год ходили к замку, и нельзя было подойти к окну, где лежали мечи.

Данные примеры нам показывают, что для семилетних детей харак­терно:

1. Пересказывать, часто модифицируя, сюжеты известных им сказок и басен («Колобок», «Курочка Ряба», «Чиж и Голубь»), которые им чита­ют дома или они проходят в школе.

2. Описывать простые случаи из жизни, отражая в них жизненные ценности и модели поведения, взаимодействия участников.

3. Выражать через сказку свое желание быть самостоятельным, что-то делать своими руками, стремление проявить или приобрести волшеб­ные качества.

4. Придумывать ситуации, когда желание героя исполняют взрослые (родители, сказочные персонажи).

Истории семилетних детей короткие, в них воображаемый образ только начинает формироваться.

Примеры сказок восьмилетних детей

Максим

Сидели мальчики на скамейке и фантазировали. Один сказал: «Вот я шел купаться, а там была акула. Она мне голову откусила, я приплыл на берег без головы». А другой мальчик спросил: «А как ты на берег приплыл?» — «Очень просто. Когда я шел, у меня новая выросла».

 

Маша

Колобок

Жили-были дед да баба. Дедушка захотел есть и сказал бабке: «Приго­товь блины». Нашла бабка теста, положила его в печь, и вместо блинов ока­зался колобок. Он ожил и убежал от бабки с дедкою. Он катился по дорожке, катился, катился. И докатился до леса. Навстречу ему зайчик. Сказал: «Я тебя съем». А колобок спел ему песню, и он уснул. Катился, катился. А навстречу ему волк. Волк не поддался ему и песенке и съел колобка.

 

Дмитрий

Жили-были дед да баба. Однажды у них родилась дочка. Сказала баба деду, чтобы он сводил дочку в лес. Вот и пошли они в лес. Погуляли, побро­дили и пришли с полной корзиной грибов и ягод. А дочку назвали Лесну-шечкой.

 

Женя

Снегурочка

Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Увидели дед и баба, как дети лепили снежную бабу, и начали лепить Снегурочку. На следующий день Снегурочка ожила. Она увидела, что девочки прыгают через костер. Девочки взяли ее за руку прыгать через костер. Прыгнула она и испарилась, улетела за леса, за горы.

Как в сказке говорится, кто слушал — молодец.

 

Аня

Моя волшебная сказка

Аня со своими подругами ушла за грибами в лес и отстала от подружек. И когда очнулась, то она была под землей у Бабы Яги. Баба Яга была добрая и отпустила ее. И она побежала домой.

 

Кирилл

Лебедь, гусь и рак

Жили-были лебедь, гусь и рак. Однажды захотели они телегу перета­щить. Дотащили до моря. И началось. Лебедь рвется в небеса, гусь рвется в море, а рак пятится назад, а тележка стоит, где стояла!

 

Валя

История летучей божьей коровки

Жила-была божья коровка. Она мечтала летать. Она мечтала два года. И на Новый год она Дедушке Морозу заказала крылья. Конечно, у ней мечты сбылись, и утром у нее выросли крылья. Она так обрадовалась и полетела над городом. Все так удивились и захотели летать.

И однажды она попала в пустыню. Она хотела пить. Она нашла реку и там попила воду. И в пустыне она умерла.

 

Саша

Лиса и голубь

Жил-был голубь. К нему пришла лиса. Говорит: «Здравствуй, голубь, как поживаешь?» А голубь отвечает: «Хорошо». А лиса пригласила его поужи­нать. Голубь к ней пришел. А лиса нажарила хлеба. Голубь к ней пришел, все клю да клю, ничего в клюв не попадает. А лиса в это время над ним смеялась. Разозлился голубь. Клюнул ее. Лиса упала. Очнулась — в зоопарке.

 

Маша

О собаке Данке

Светило яркое солнышко, шелестел ветерок. Мы с мамой прогуливались по лугу. Тут мама сказала: «Посмотри, какие там красивые цветы». Я говорю: «Пошли соберем букет». И мы пошли собирать букет.

Вдруг нам захотелось есть, мы достали бутерброды. Луг был около леса.

Из леса выбежал олень. Мне захотелось посмотреть оленя, а бутерброды положила в корзинку и побежала смотреть оленя.

Когда вернулась, обнаружила, что бутерброды куда-то исчезли! Я поду­мала: «Интересно, исчезли бутерброды?» Я оглянулась и увидела, что из-за куста вышла собака Данка. Она держала во рту бутерброд. Она увидела меня, подошла и положила бутерброды обратно в корзинку.

 

Сева

Тролль и Балда

Жил Балда. У него было очень много кур. И вот однажды он задумал кур вывести на лужок. А тот лужок был очень далеко. Чтобы на него пройти, надо было пройти через дремучий лес, переплыть речку на плоту, перепрыгнуть через ущелье, построить мост, чтобы перейти через водопад и прийти к лугу.

И вот они пошли. И они зашли в заросли елей. И вдруг послышался стран­ный шорох. И они увидели человека с хвостом!

Человек сказал:

— Зачем идешь на тот луг?

— Я хочу накормить кур.

— Я дам тебе еще больше травы, чем на том лугу! И он стал жить у тролля.

 

Маша

О колокольчиках

На дворе солнышко. Дети рады. У одной девочки были колокольчики. Девочку звали Люба. Очень любила она цветы. И однажды купила мама Любе гвоздики. Девочка их очень-очень полюбила. Но, к несчастью, нечаян­но их подвинула, и колокольчик упал в окно. Люба очень-очень огорчилась и начала учить таблицу умножения. Но когда она сказала: «Дважды два — четыре», дяденька принес колокольчик.

 

Евгений

Алиса в стране чудес

Алиса отправилась в отличное приключение. Она увидела кролика и все­гда за ним шла. Она встретилась с двумя сказочниками, и они начали гово­рить ей сказки: «Жили-были устрицы. Они жили да поживали. Пришел к ним морж и с ними жил». Вот закончилась моя сказка.

Итак, для восьмилетних детей характерно:

1. Давать вольный пересказ, часто с модификациями сказок и басен, которые проходят в школе. По сравнению с семилетними детьми, репертуар дополняется, а повествование обогащается; проявляется желание присоединить к известной сказке неожиданный конец.

2. Сочинять дидактические сказки, в которых обыгрывается выпол­нение учебных заданий.

3. Сочинять сказки, в которых актуализирована тема детско-родительских взаимоотношений; при этом события сказки отражают идею правоты родителей.

4. Рассказывать сказки-впечатления, повествующие о реальных или воображаемых событиях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...