Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
АНАЛИЗ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
Литература Учебники и учебные пособия
Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи.– М.: Форум, 2015. 288 с. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.:Айрис Пресс, 2007. – 441с.
Задание 1.
1. Выберите для анализа текст, представляющий для Вас интерес с профессиональной точкизрения 2. Выполните его описание по следующей схеме
Стиль Подстиль Жанр Функциональный тип речи Диалог/Монолог/Полилог Устная/письменная речь Особенности языка по уровням языковой системы Фонетика Лексика Словообразование Морфология Синтаксис Организация текста (дискурс) Особенности этикета Влияние технических средств на выбор языковых единиц Соотношение вербальных/невербальных компонентов общения Тип речевой культуры участников Влияние обратной связи на выбор языковых единиц Справочные ресурсы Практическое использование в профессиональной деятельности
Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды - молнии - сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность. (Энциклопедический словарь) Тема: научное определение атмосферного явления -- грозы. Идея: описать атмосферное явление -- грозу, её особенности. Читательский адрес: от специалистов до широкого круга читателей. Вид: прозаический. Жанр: научно-справочная статья Стиль: научный (научно-популярный подстиль). Стилистический анализ Фонетико-стилистическая характеристика. Нейтральный стиль (повествовательные невосклицательные предложения, лексико-фразеологический состав нейтральный, книжный). Произносительные варианты соответствуют литературной норме произношения. Паузы, средняя длина синтагм (ритмика текста) в целом отвечают научному стилю (тесная связь между отдельными предложениями, логическая композиционная последовательность изложения, законченность смысловая и структурная). Лексико-семантический анализ: Большинство слов в тексте однозначные, преобладают слова и словосочетания терминологического характера. Все слова употреблены в прямом значении, что свойственно научному стилю. В тексте нет синонимических рядов (лаконизм и точность научного стиля). Словарный состав текста Вся лексика текста активного состава. Основной пласт составляют слова общеупотребительные (облака, предметы, осадки, град, ветер, погода), но в тексте значительное количество лексики ограниченного употребления -- атмосферные термины, что характерно для научной статьи. Основной объем текста составляет межстилевая лексика, но включаются и книжные элементы (термины), эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика отсутствует ("сухость" изложения в научном стиле), представлена также нейтральная лексика. Кроме исконных слов, в тексте есть и заимствования: град (церк. слав.), ветер (греч.), пар (церк. слав.), молния (ст. слав.), шквал (англ.), масса (от лат из греч.), облако (церк. слав), теплый (ст.-слав.), что является характерной чертой научного стиля. В тексте употреблены фразеологизмы научно-терминологического характера -- устойчивые словосочетания: водяной пар, воздушные массы, электрические разряды. Это тоже характерно для научного стиля. Изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур в тексте нет. Словообразовательный анализ: В тексте есть производные слова, образованные морфологическим суффиксальным способом с использованием продуктивных суффиксов (-ск-, -ян-, -н-). Субъективных суффиксов и контекстуальных образований нет (научный стиль). Морфологический анализ: В тексте преобладают имена (существительные) над глаголом. Это специфика научного стиля. Употреблены существительные в сочетании с прилагательными в функции определения (в том числе устойчивые сочетания), что объясняется краткостью и большой информативностью научного стиля. Прилагательные в тексте в основном относительные, преобладают прилагательные, образующие устойчивые терминологические сочетания с существительными (воздушные массы, водяной пар и т.д). Составные термины -- признак научной речи. Отсутствует повествование от первого лица и обращение ко второму лицу. Используется стилистически нейтральный монолог от третьего лица, т.к. внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения.
Задание 2.
Напишите сценарий презентации на тему: «Какие знания, умения и навыки, связанные с нормами русского языка и культуройречи, особенно важны в моей профессиональной деятельности и почему?» 1. Тема: «Культура речи в профессиональной деятельности человека» 2. «Высокая культура разговорной и письменной речи являются самой лучшей опорой, самым верным подспорьем и самой надеждой рекомендацией для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности». В.В. Виноградов 3. - обобщить и систематизировать знания и умения, полученные при изучении раздела: «Понятие о культуре речи. Норма литературного языка. Виды норм» и применяющиеся в профессиональной деятельности человека. 4. Термин «культура речи» многозначен. Первое значение «культура речи» - это отрасль языкознания,иное название, «ортология» (от греческого «правильно») - это правильная речь, это наука о языке, которая: А.разрабатывает и дает разнообразную систему правильности речи; Б.занимается речевым мастерством, т.е. умением выбрать стилистически уместный вариант, выразительно, доходчиво изложить мысль. Второе значение «культура речи» - это качество речи, качество использования языка в речи, в общении реализуемая языково - речевая способность. В этом значении термин употребляют, когда говорят: «Он очень хороший специалист, но слабо владеет культурой речи». Культура речи предполагает ряд общих содержательно - речевых критериев: 1)Критерии языковой правильности. 2)Критерии стилистического соответствия. 5. 3) Содержательно-речевые критерии, которые включают в себя такие качества речи, как точность, логичность, ясность, доступность, эстетичность, целостность. Для современного русского языка характерно тесное взаимодействие этих критериев с функционально - стилистическими нормами. Иное название-этические нормы речевой культуры. Этикет по происхождению французское слово. Первоначально оно обозначало товарную бирку- ярлык, или иначе этикетка, а затем так стали называть придворный церемониал. Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Таким образом, под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых форм общения. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека и способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета,их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкость из-за промашек, избежать насмешек со стороны окружающих. 6. Пример резюме Личные данные: ФИО: Светлов Владимир Николаевич Возраст: 48 лет Пол: Мужской Семейное положение: холост Образование: средне специальное Опыт работы: более 10 лет Город: Сургут Условия работы: Зарплата не менее: рублей График работы: полный рабочий день Проф. навыки: Очень профессиональный водитель, имею профессиональные навыки в области транспорта. Опыт работы: СВЕДЕНИЯ О ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНДИДАТА ( 2 последних места работы) Профессиональный опыт: с по место работы: ОАО Телекомпания «Север» должность/ профессия, разряд: водитель автомобиля 3 класса с условием работы на автомобилях всех марок Профессиональный опыт: с по место работы: ОАО «Сургутнефтегаз» СУТТ-1 должность/ профессия, разряд: водитель автомобиля 3 класса с условием работы на автомобилях всех марок Образование, дополнительная информация: Образование: Профессионально-техническое образование Полное наименование учебного заведения: ПУ 6 г. Умань, Черкасской области Специальность (профессия): Тракторист-машинист широкого профиля с квалификацией слесаря по ремонту с/ х техники Квалификация (разряд): Тракторист-машинист второго класса,слесарь второго разряда Дополнительное профессиональное образование (наличие профессиональной переподготовки, повышения квалификации, сертификатов и т. д. ): Наименование курса: ШПК «Сургутнефтегаз» Специальность (профессия): Машинист крана-трубоукладчика Квалификация (разряд): шестой разряд Год учебы: 1988 год Наименование курса: ШПК «Сургутнефтегаз» Специальность (профессия): Машинист автогрейдера Квалификация (разряд): шестой разряд Год учебы: 1990 год Водительское удостоверение: BC Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста): BCDEF, BCDE-тракторы, CD-в т. ч. автогрейдеры, краны-трубоукладчики
Замечания, оценка преподавателя_________________________ Рекомендации преподавателя
________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ________________________________________
Оценка
Приложение 1.Наиболее часто встречающиеся случаи нарушения культуры речи
Приложение 2. Склонение числительных
Владение нормами склонения числительных – один из существенных признаков культуры речи. Здесь можно выделить два компонента: - знание падежных окончаний числительных и их вариантов; - знание синтаксических контекстов, в которых склоняются разные виды числительных.
1. Падежные окончания числительных
1.1. Склонение количественных числительных
Склонение количественных числительных характеризуется многообразием форм и типов. 1.1.1.Числительное один склоняется как указательное местоимение
1.1.2. Числительные два, три, четыре образуют особое склонение
1.1.3. Числительные от пяти до двадцати и числительное тридцать склоняются как существительные третьего склонения
1.1.4. Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы
1.1.5. Числительные от пятидесяти до восьмидесяти при склонении изменяют обе части по образцу существительных третьего склонения.
1.1.6. Числительные от двухсот до девятисот при склонении также изменяют обе части
1.1.7. Числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные соответствующего склонения
1.2.Склонение порядковых числительных
Порядковые числительные имеют падежные окончания относительных прилагательных
1.3.Склонение собирательных числительных
Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных множественного числа
1. 4.Склонение дробных числительных
При склонении дробных числительных изменяются обе части (двух третьих, двум третьим и т.п.)
2. Употребление падежных форм числительных
2.1.При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, входящие в их состав, при склонении составных порядковых числительных – только последнее слово. Например, В окружности озеро составило около тысячи девятисот шестидесяти пяти метров. Это было в тысяча девятьсот шестьдесят пятом году.
2.2. Различаются стилистической окраской формы восьмью (разговорная) и восемью (книжная). Разговорный оттенок имеет также числительное полтораста.
2.3. В сочетании с предлогом по в распределительном значении возможно вариантное употребление форм винительного и дательного падежей количественных числительных пять, десять, двадцать, сорок и т.п.: по пять рублей/по пяти рублей. Современной литературной норме соответствует использование в подобных сочетаниях форм винительного падежа. Традиционное употребление форм дательного падежа более характерно для письменной речи. Слова тысяча, миллион, миллиард употребляются в форме дательного падежа: по тысяче/по миллиону/по миллиарду рублей.
2.4. Параллельные формы творительного падежа тысячей и тысячью по-разному согласуются с существительными: с тысячей рублей/с тысячью рублями. Можно практиковаться в склонении числительных (как, впрочем, и других слов) следующим образом: Что у меня есть? (Им.п.) Чего у меня нет? (Род. п.) Чему я рад? (Дат.п.) Что я отдал? (Вин.п.) Чем я расплатился? (Тв.п.) О чем я подумал? (Предл. п.)
Приложение 2
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ Протокол заседания кафедры Руководитель ОП ВО №_____ от_________________ _____________________ (название) _____________________ (подпись, ф.и.о.)
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ в рабочей программе (модуле) дисциплины_________________________ (название дисциплины) по направлению подготовки (специальности)__________________________________ на 20__/20__ учебный год
1. В ____________________ вносятся следующие изменения: (элемент рабочей программы) 1.1. .…………………………………..; 1.2. …………………………………...; … 1.9. …………………………………… .
2. В ____________________ вносятся следующие изменения: (элемент рабочей программы) 2.1. .…………………………………..; 2.2. …………………………………...; … 2.9. …………………………………… .
3. В ____________________ вносятся следующие изменения: (элемент рабочей программы) 3.1. .…………………………………..; 3.2. …………………………………...; … 3.9. …………………………………… .
Составитель подпись расшифровка подписи дата
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 356. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |