Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ, ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ 8 страница




Умение поставить вопрос и проанализировать ответ – важное условие ясности речи, выяснения индивидуальных контекстов собеседника. Сделать общение подлинным диалогом, уметь выслушать собеседника и ответить в соответствии с его зоной актуального и ближайшего развития – мастерство оратора, делающее его речь ясной, а общение – желанным для слушателей.

Ясность речи может импульсироваться психолого-риторическими средствами. Их необходимо грамотно использовать.

1. Конструирование «общей памяти», или «общего подлежащего». Это достигается обращением к личному опыту слушателя, позволяющему вызвать наиболее точный образ слова.

2. Максимальная наглядность в изложении материала, ибо это включает несколько систем восприятия одновременно и локализует ассоциативный разброс, затрудняющий понимание.

3. Возможность управлять ассоциативным мышлением собеседника, сознательно подготавливая для этого смысловые ориентиры, на которых впоследствии может быть основано интуитивное понимание предмета.

4. Ориентация сообщения на предметный и языковой опыт воспринимающего, регулирование его установки на усвоение. Необходимо формировать эту установку и поддерживать ее в течение всей лекции (урока).

 

5. Постоянное взаимодействие с интуитивным началом, подсказывающим оптимальные формы воздействия на аудиторию, ситуацию, формирующим апперцептивные факторы. Нельзя подчиняться безразличным к слушателям текстовым универсалиям (за это в свое время осуждали Демосфена, произносившего речи лишь по заготовкам и отшлифованным письменным текстам). Текст нам всегда необходим, но мы не имеем права всецело ему вверяться, забыв о слушателях.

6. Возможность из всех существующих способов организации речи отдать предпочтение тем, которые наиболее органичны для аудитории, наиболее соответствуют ее ожиданиям.

Понимание изначально создается вниманием, т. е. говорящий и пишущий должны использовать все средства его развития: нетривиальность подачи материала, диалогический характер (риторические вопросы, учет реакций аудитории, стимулирование сомышления и сотворчества), ритмичность как сочетание различных элементов воздействия: факта и комментария, прозы и поэзии, вариантов темпа, тона. Эта ритмичность необходима и самому педагогу для отдыха мысли.

 

Механизмы порождения и понимания речи

Восприятие речи является осмысленным, т.е. реципиент стремится приписать смысл языковым структурам. Даже фраза из псевдослов, придуманная Л.В. Щербой («Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка»), может быть истолкована как имеющая смысл на основании знаний о закономерностях сочетаний языковых элементов в речи и минимальных представлений о мире. Все эти псевдослова имеют морфологические и синтаксические признаки русских слов. Это позволяет понять фразу как сообщение о том, что неким субъектом (куздра) совершались какие-то действия (будланула и кудрячит), причем одно из них один раз (на что указывает суффикс –

ну-), а другое в течение некоторого времени. Объектами этого действия являются некоторые существа, одно из которых мужского рода (бокр), а другое является его детенышем (бокренок). Поэтому фразу можно перевести как: «Дикая корова сильно боднула быка и ласкает теленка»; «Ловкая кошка быстро поймала мышь и выманивает мышонка».

Одним из феноменов восприятии речи является сатиация – потеря значения слова при многократном повторении его или внеситуативном употреблении.

Восприятие букв и слов. Физиологически восприятие письменной речи осуществляется саккадическими (скачкообразными) движениями глаз с одного фрагмента на другой, при этом смысл осознается во время остановки движения глаз. Даже если слова содержат ошибки, но напоминают слова, знакомые реципиенту, они и воспринимаются как знакомые. Знакомые слова опознаются как целостные элементы, а не побуквенно. Если испытуемому предъявлялось на 10 миллисекунд несколько не связанных между собой букв, то он мог опознать 3 или 4 буквы, если эти буквы составляли слово, тогда он мог опознать до двух слов (каждое из 3- 4 букв); ес­ли же эти слова были синтаксически связанными, то он мог уловить до четырех слов.

Если значение слова конкурирует с его графической формой, возникает затруднение при чтении. Эффект Струпа - если слово ЧЕРНЫЙ было написано красным цветом или слово ЗЕЛЕНЫЙ - синим, то они воспринимались значительно медленнее и с большим количеством ошибок, чем написанные привычно. Связано это с тем, что в сознании реципиента активизируются сразу два «логогена», один из которых свя­зан со значением слова, другой - с графикой. Это также подтверждает постоянное стремление человека к осмысленному восприятию.

Восприятие предложений. Н. Хомский характеризует языковую компетентность человека как способность понимать многозначные фразы. Задача читателя – опознать, какая из двух глубинных структур («Когда нас посещают родственники, это утомительно» или «Когда мы посещаем родственников, это утомительно») имеется в виду говорящим («Посещение родственников утомительно»). Ю.Д. Апресян сконструировал предложение, имеющее 32 различных значения: «Приглашение рабочих бригад вызвало осуждение товарища Иванова». Составляющие его компоненты могут пониматься по-разному: «рабочие бригады» может быть понято либо как «бригады, состоящие из рабочих», либо как «рабочие, составляющие бригаду»; выражение «товарища Иванова» - либо как «т. Иванова, либо как «товарищи некоего Иванова»; «приглашение бригад» - либо как «приглашение бригад кем-либо куда-либо», либо как «приглашение, исходящее от бригад».

Воспринимая речь, человек соотносит сказанное с действительностью и со своими знаниями о ней. Так, встречая синтаксически многозначную фразу («Карандаш уронили на стол, и он сломался»), реципиент понимает ее правильно за счет знания физических законов реального мира (Не «Карандаш сломал стол», а «Карандаш сломался от падения на стол»). Фраза «Мальчик преследует собаку в автомобиле» в соответствии со знанием действительности скорее будет понята как «Мальчик в автомобиле», чем как «Собака в автомобиле».

При восприятии речи реципиент проявляет активность: он опирается на свой прошлый опыт (как речевой, так и неречевой), осуществляет вероятностное прогнозирование, а также производит эквивалентные замены. Механизм эквивалентных замен заключается в том, что в процессе восприятия речи реципиент заменяет слова и словосочетания (сложные знаки) более простыми сигналами или наглядными образами. Человек переводит с «языка слов» на «язык образов». В самом же сознании образу могут соответствовать различные слова, отличные от тех, что даны в восприятии, а лишь сопряженные с ними по смыслу. Например, человек, вошедший в лифт, прочитав инструкцию «При загорании сигнала «Лифт перегружен, необходимо частично разгрузить кабину», поймет его гораздо легче, если сможет его упростить: «Если загорелась красная лампочка, кому-то надо выйти из лифта».

Воспринимая речь, реципиент соотносит предъявляемые ему знаки с имеющимися у него образами сознания. «После семейного обеда в Версале, после переезда в дождливую ночь через площадь Согласия и бульвар Со, Луи и Рене с чувством удовлетворения сели в пустой вагон на левобережной станции». Если образы не представлены в сознании, то реципиент будет заменять их схожими (допустим, представит себе русский железнодорожный вагон, а не французский, какой-то бульвар, а не бульвар Со и т.д.).

Механизмом понимания речи также является механизм вероятностного прогнозирования: предвосхищение будущего, осно­ванное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации об имеющейся ситуации. Реципиент ждет информацию, готовится к ней и выдвигает «встречную» гипотезу о той информации, которую он может получить в следующий момент. Именно прошлый опыт окажет влияние на то, как реципиент поймет фразу «Расскажите мне [абаварии]». После увиденного недавно уличного происше­ствия это может быть: «Расскажите мне об аварии», а после посещения Германии: «Расскажите мне о Баварии». Кроме того, реципиент сам прогнозирует, что он может услышать или прочитать на следующей странице или строчке. Выдвигаются наиболее вероятные гипотезы, которые либо подтверждаются, либо отвергаются в процессе сличения гипотезы и входящего сигнала. При нарушении механизма вероятностного прогнозирования (при шизофрении) человек не будет успешно угадывать каждый следующий элемент фразы. Например, нормальным завершением фразы «Из леса вышла старушка с…на плечах» являются словосочетания «с вязанкой хвороста», «с корзиной» и т.п. (результат понимания сущности явлений). Нарушением нормы является завершение фразы с помощью словосочетания «с погонами» (результат вербальной актуализации латентных связей).

Велика при восприятии речи роль знания общеязыковых законов и закономерностей функционирования единиц языка в речи. Так, если фраза начинается как «Шел дождь», то естественным будет ожидание продолжения «и было холодно». Во фразе же «Шел дождь и два студента – один в пальто, другой в аптеку» нарушены законы сочетания языковых знаков, что вызывает эффект обманутого ожидания и, соответственно, смех реципиента.

Смысл фразы может быть разным в зависимости от того, в каком неречевом контексте она высказана. Если фразу «Холодно!» сказала мать ребенку, то он может понять ее слова как совет одеться теплее. Если это говорится в комнате и сопровождается жестом в сторону открытой форточки, фраза может быть понята как просьба закрыть окно. Та же фраза в игре «холодно-горячо» может иметь смысл «Не там ищешь».

Понимание смысла речи характеризуется различной глубиной:

1. Начальный уровень понимания – понимание только основного предмета высказывания – того, О ЧЕМ идет речь. На этом уровне слушатель может только сказать, о чем говорилось, но не может воспроизвести содержание сказанного. Смысловое содержание услышанного служит как бы фоном, на котором реципиент может определить основной предмет высказывания.

2. Второй уровень – уровень понимания смыслового содержания – понимание не только того, о чем говорилось, но и того, ЧТО было сказано. Это понимание всего хода изложения мысли говорящего, ее развития и аргументации.

3. Высший уровень – понимание не только того, о чем и что было сказано, но самое главное – ЗАЧЕМ это говорилось и КАКими языковыми средствами это сделано. Это понимание мотивов, побуждающих говорящего говорить так, а не иначе; понимание всего, что подразумевает говорящий; оценка языковых средств выражения мысли, использованных говорящим.

Восприятие речи характеризуется избирательностью, которая определяется важностью и релевантностью речевого материала интересам индивида. Избирательность направляет встречный поиск со стороны реципиента и определяет характер интерпретации воспринятого.

Имеется некоторый отправитель; у отправителя имеется некоторое сообщение; отправитель, чтобы передать это сообщение, использует передатчик; этот передатчик преобразовывает (кодирует) сообщение в сигнал и передает по каналу связи; чтобы коммуникация состоялась, и кодирование, и декодирование должны производиться на основе единого кода (языка). Пройдя по каналу связи, сигнал поступает в приемник. Около приемника находится получатель. Получатель с помощью кода преобразует (декодирует) сигнал в сообщение. В канале связи могут возникнуть помехи (шумы), которые искажают сообщение. Поэтому сообщение-1 и сообщение-2 могут отличаться друг от друга.

 

Моторная теория восприятия речи. Восприятие чужой речи происходит при синхронном проговаривании чужой речи (ответная вибрация на сигналы говорящего). Опровержением моторной теории являются больные с речевыми нарушениями, которые понимают чужую речь, но сами говорить не могут.

Порождающая теория восприятия речи Л.А. Чистович. Человек воспринимает чужую речь и записывает в памяти звуки речи по их признакам. При этом особое внимание уделяется ударности гласных звуков. После восприятия ударного слога намечается условная граница слова, и начинается процесс идентификации со словами из собственного словарного запаса - человек находит подходящее слово. Если решение принимается, отмечаются границы отрезка, включенного в слово, и сокращается словарь последующих выборов. Поскольку объем оперативной памяти ограничен, существует оптимальная длительность фразы, при которой разборчивость будет максимальной. Если фраза длинная, то образ слова утрачивается, и тогда решение о неузнанной части фразы может приниматься только «по догадке» на основании одних лингвистических вероятностей, без ограничения признаками слова, а, следовательно, с большой вероятностью ошибки.

Единицей принятия решения при восприятии чужой речи является стационарный участок – часть речевого потока, включающая в себя фонему с пограничными зонами. Фонема - звук, соответствующий определенной букве алфавита. Стационарный участок выступает единицей принятия решения на уровне звукового сигнала. Речевой поток обладает большой слитностью, между звуками существуют плавные переходы. Слово выступает единицей принятия решения на уровне смысла. Значительную роль в восприятии отдельных сегментов играет контекст. Поэтому принятие решений о слове и фразе происходит на более высоком уровне, чем принятие решения о фонеме и слоге.

 

Количество верных ответов_____________________________

 

Количество неверных ответов___________________________

 

Замечания, оценка преподавателя ________________________

РАЗДЕЛ 3.

ТЕСТЫ   ДЛЯ ПРОВЕРКИ        ПРАКТИЧЕСКОЙ       ГРАМОТНОСТИ НА










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...