Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ, ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ 4 страница




информации об имени адресата, а отвечать, тем не менее, нужно. В этом случае

уместно употребить нейтральное «Здравствуйте!». А можно несколько

персонифицировать это приветствие обращением к адресату (указав на

принадлежность к тому или иному процессу, функции или др.): «Здравствуйте,

уважаемый пользователь нашего сервиса!» «Добрый день, уважаемый

подписчик!». Любой из персонифицированных вариантов выигрышнее: это

проявление внимательного отношения к человеку.

4. Ты или вы?

Ответ на этот вопрос изначально лежит в плоскости требований этикета

(правил поведения). Согласно этим правилам, на «вы» следует обращаться к

людям старшим по возрасту и служебному положению. Обращение на «вы» в

данном случае является знаком уважительного отношения. Однако при этом

вовсе не значит, что все, к кому мы обращаемся на «ты» (друзья, близкие люди,

коллеги), не достойны нашего уважения. Дело в том, что помимо указания на

почтение к возрасту и статусу, обращение на «вы» еще является способом

обозначить межличностную дистанцию. Психологи говорят, что существует

такое негласное правило (помогающее объяснить, к кому мы обращаемся на

«ты», а к кому – на «вы»): если наше общение с человеком предполагает

возможность физического контакта (прикоснуться, похлопать по плечу, обнять и

т.д.) – органично и уместно использование «ты» - обращения. Если же наше

общение — это только речевой вариант — лучше выбрать «вы». Как видите,

формула достаточно простая. «Ты» указывает на близость отношений, «вы» —

фиксирует наличие дистанции. Если вернуться к вопросам делового письма, то

10 действие этой формулы также сохраняется. Как говорится, «думайте сами,

решайте сами…». Лучше в письме отдать предпочтение «вы» - обращению.

Выбирайте уместные обращения и приветствия в вашей деловой и личной

корреспонденции! Устанавливайте правила конструктивного и комфортного

человеческого общения! Грамотно написанное деловое письмо производит

правильное впечатление на Ваших партнеров и является одной из ступеней

лестницы, ведущей к успеху.

 

Особенности публицистического стиля

В латинском языке есть глагол publicare – "сделать общим достоянием, открыть для всех" или "объяснить всенародно, обнародовать". С ним и связано по происхождению слово публицистика. Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Предмет публицистики – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого.

Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. Это язык газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п. Публицистический стиль – это речевая деятельность в области политики во всем многообразии ее значений. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

Публицистический стиль представлен множеством жанров:

газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;

телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;

коммуникативные – пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;

рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.

Функции публицистического стиля

Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (экспрессивной).

Функция сообщения состоит в том, что авторы текстов публицистики информируют широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах.

Информационная функция присуща всем стилям речи. Ее специфика в публицистическом стиле заключается в тематике и характере информации, в ее источниках и адресатах. Так, телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.

Способ подачи информации в публицистическом стиле также имеет свои отличительные черты. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает оценку, мнения, настроения авторов, содержит их комментарии и размышления. Это отличает ее, например, от официально-деловой информации. Другое отличие в предоставлении информации связано с тем, что публицист стремится писать избирательно – прежде всего о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, он выделяет только те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля – функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Поэтому публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность (что вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции).

Языковые признаки публицистического стиля речи

Лексические признаки

В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных повторений эти клише нередко превращаются в надоевшие (стертые) штампы: коренные преобразования, радикальные реформы.

Речевые образцы отражают характер времени. Многие клише уже устарели, например: акулы империализма, болезнь роста, слуги народа, враг народа. Наоборот, новомодными для официальной прессы конца 90-х гг. стали слова и выражения: элита, борьба элит, элита криминального мира, высшая финансовая элита, раскручивать, виртуальный, имидж, знаковая фигура, пирог власти, дитя застоя, деревянный рубль, инъекция лжи.

Многочисленные примеры речевых клише вошли в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сила диктата, пути прогресса, вопрос безопасности, пакет предложений.

Отношения между отправителем и адресатом в публицистическом стиле подобны отношению между актером и зрителями. "Театральная" лексика – вторая яркая черта публицистического стиля. Она пронизывает все публицистические тексты: политическое шоу, на политической арене, закулисная борьба, роль лидера, драматические события, известный в политике трюк, кошмарный сценарий и др.

Характерной особенностью публицистического стиля является эмоционально-оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер. Например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание; слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм, обезличка.

В публицистическом стиле особое место принадлежит книжным пластам лексики, имеющим торжественную, гражданско-патетическую, риторическую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование, воинство, отчизна. Патетическую тональность придает тексту также использование старославянизмов: свершения, держава, страж и т.д.

В текстах публицистического стиля часто присутствует военная терминология: гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов. Но она употребляется, естественно, не в своем прямом значении, а образно (речь в текстах с этими словами может идти, например, об уборке урожая, введении в строй новых объектов производства и т.д.).

В качестве оценочного средства в публицистике могут встретиться слова пассивного словарного запаса – архаизмы. Например: Доллар и его лекари. Военные барыши растут.

Морфологические признаки

К морфологическим признакам публицистического стиля мы относим частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это:

единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента;

родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса и др.;

императивные формы глагола: Оставайтесь с нами на первом канале!

настоящее время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается;

причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;

производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.

Синтаксические признаки

К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций). В их числе:

риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?

восклицательные предложения: Все на выборы!

предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (сравни: Предприятия составляли исключение);

заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.

В заголовках часто используется специфический языковой прием – "соединение несоединимого". Он дает возможность минимальными языковыми средствами вскрыть внутреннюю противоречивость предмета или явления: трудящийся тунеядец, повторяемое неповторимое, мрачное веселье, красноречивое молчание.

 

Примеры жанров публицистического стиля

Очерк – жанр изложения и анализа различных фактов и явле­ний социальной жизни с непосредственной их интерпретацией автором.

Статья – короткое повествование в газете или журнале, рас­крывающее ту или иную тему.

Заметка – краткое сообщение в газете на актуальную тему.

Эссе – общие или предварительные соображения по какому-либо поводу, которые автор излагает в разговорном стиле, по­казывая свою индивидуальную позицию.

Памфлет – произведение со злободневным социально-полити­ческим обличением с элементами сатиры.

Прокламация – печатное воззвание агитационного характера, в том числе в форме листовки.

Манифест – воззвание, декларация, обращение общественной организации, политической партии, содержащие программу и принципы их деятельности.

Программа – изложение основных положений и целей деятель­ности политической партии, организации, правительства.

Фельетон – сатирическое или юмористическое изображение какого-либо явления или лица.

Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими ли­цами на актуальные темы, передаваемые по телевидению, ра­дио или напечатанная в газете, журнале.

Репортаж – оперативное сообщение о каком-либо событии.

Адрес (приветственный адрес) – письменное поздравление по случаю юбилея, вручаемое на торжественном собрании.

Резолюция митинга (собрания) – краткое изложение итогового решения митинга (собрания).

 

Роды красноречия

Род красноречия – это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков являются виды или жанры. Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления.

I.К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.

II.Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое красноречие близко научному стилю речи, но в то же время в нем нередко используются выразительные, изобразительные средства. В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. с пробуждением общественно-политического сознания.

III. Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX в. после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных. Судебный процесс – это разбирательство уголовного или гражданского дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поисков истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Конечная цель данного процесса – вынести законный и обоснованный приговор, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и осужден. Достижению этой цели способствуют обвинительная и защитительная речи.

IV.К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, а также речь бытовая.

Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное. Для него характерно пристрастие к высокому слогу, пышным, искусственным метафорам и сравнениям. Таковым является «Слово похвальное блаженной памяти Государю Императору Петру Великому, говоренное апреля 26-го дня 1755-го года» М. В. Ломоносовым. Это светская речь, выдержанная в торжественном стиле. Сначала Ломоносов восхваляет Елизавету, вступившую на престол после смерти Петра I, а затем оратор говорит о Петре I, отмечая его заслуги, обрисовывая облик императора. В таком же стиле М. В. Ломоносов произнес «Слово похвальное Государыне Императрице Елизавете Петровне» 26 ноября 1749 г.

В XIX в. подобная пышность слога утрачивается. Для речей такого рода, как представляется, характерны не жесткий план изложения и освещение разных сторон личности, причем только положительных сторон. Это панегирик.

V.Духовное (церковно-богословское) красноречие – древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.

В ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида: красноречие дидактическое, или поучительное, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. В речах отражается интерес к внутреннему миру человека, источнику его дурных и хороших привычек. Осуждаются болтливость, лицемерие, гнев, гордыня. Прославляются мудрость, милосердие, трудолюбие, чувство любви к Родине, чувство национального самосознания. Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.

Образцы духовного красноречия – «Слово о законе и благодати» Иллариона (XI в.), проповеди Кирилла Туровского (XII в.), Симеона Полоцкого (XVII в.), Тихона Задонского (XVIII в.), митрополита Московского Платона (XIX в.), Митрополита Московского Филарета (XIX в.), Патриарха Московского и всея Руси Пимена (XX в.), митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (XX в.).

 

Структура ораторской речи

Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы – главной

мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, – и смысловых

частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь в том слу-

чае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последователь-

ность в изложении мысли. Путаное, непоследовательное высказывание не дос-

тигает цели, не вызывает у слушателей запланированной оратором реакции. В

лучшем случае они остаются равнодушными, в худшем – не понимают, о чем

 

идет речь.

Когда оратор начинает говорить, мы, слушатели, как бы стенографируем и

комментируем его слова: начинает говорить... сообщает, о чем будет говорить...

делает оговорку... переходит к основной теме... делает отступление... повторя-

ет... дискутирует... опровергает мнение ученого... не соглашается... подчеркива-

ет... повторяет... добавляет... перечисляет... отвечает на вопросы... делает выво-

ды. Этот комментарий строго отражает связь оратора с аудиторией, а прежде

всего, последовательность расположения материала, композицию речи.

Что же такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное со-

держанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообраз-

ное их соотношение, система организации материала.

В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, ос-

новная часть (содержание), заключение, концовка речи. Это, так сказать, клас-

сическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из

частей, кроме, разумеется, основной (ведь без содержания нет и речи).

Вступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов.

Нередко это достигается искусным построением зачина – самого начала речи.

Чаще всего он содержит этикетные формулы, но не только. Следует иметь в

виду, что, во-первых, особенности зачина могут определяться как самой темой

выступления, так и аудиторией; во-вторых, интересный зачин привлекает вни-

мание аудитории; в-третьих, зачин может указывать, в каком ключе будет про-

изнесена речь.

Вступление должно быть содержательно, насыщенно, психологически

подготавливает слушателей к существу речи и вводит в процесс его воспри-

ятия. Вступление содержит несколько аспектов: психологический – закрепле-

ние контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание

необходимого настроя; содержательный – описание целевой установки речи,

сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых

в основной части (аннотирование); концептуальный – указание на специфику

темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается ос-

новной материал. Оратор пользуется здесь фактами, логическими доказательст-

вами, аргументацией, различными теоретическими положениями, основными

логическими формами аргументации, анализирует примеры, спорит с предпо-

лагаемыми оппонентами и т. д. Это основная часть, и ее следует отрабатывать

наиболее тщательно.

«Конец – всему делу венец» – гласит народная мудрость. И действи-

тельно, в заключении речи могут, во-первых, подводиться итоги всему сказан-

ному, суммироваться, обобщаться те мысли, которые высказывались в основ-

ной части речи; во-вторых, кратко повторяться основные тезисы выступления

или связываться воедино его отдельные части, еще раз подчеркиваться главная

мысль выступления и важность для слушателей разобранной темы; в-третьих,

могут намечаться пути развития идей, высказанных оратором; в-четвертых, на основе всей речи могут ставиться перед аудиторией какие-либо задачи; в пятых, закрепляться и усиливаться впечатления, произведенные содержанием речи.

Что же касается концовки, то она может содержать этикетные формулы, формулы призыва, пожелания, сообщение о чем-либо, не имеющее непосредственного отношения к содержанию речи, и т. д. Нередко заключение и концовка тесно связаны между собой и составляют единое целое. Объемы заключения и концовки во многом зависят от темы, материала, времени, слушателей, вида и рода выступления и т. д. Вузовская лекция, митинговая речь, политическая речь, агитаторская речь заканчиваются по-разному. Например, вузовская лекция как жанр характеризуется господством интеллектуально-логических элементов, в речи же митинговой большой удельный вес эмоциональных элементов. В первом случае лектор делает логические выводы из сказанного, во втором – обращается к слушателям с эмоциональным призывом. Это не значит, конечно, что данная схема пригодна для всех выступлений, поскольку характер конца речи зависит от ее цели: воздействовать на сферу интеллектуального или эмоционального у слушателей. Следует помнить, что эти сферы перекрещиваются, что обусловлено особенностями человеческого восприятия. Обработка информации в человеческом мозгу в процессе мышления осуществляется как взаимодействие двух программ: интеллектуальной и эмоциональной.

Композиция выступления – дело творческое и меньше всего поддается стандартизации. Однако, работая над композицией, следует помнить, что ораторская речь должна обладать рядом несомненных достоинств, среди которых, с одной стороны, строгая последовательность изложения, связанность, соподчиненность, согласованность всех ее частей, с другой – индивидуальность и глубина мысли.

Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны. Объединение всех частей речи в целях достижения ее целостности называется интеграцией.

Необратимость речи определяет многое в ее построении. Ведь трудно удерживать в оперативной памяти все выступление целиком. Это и диктует принципиально иное его построение по сравнению с письменной речью. Связанность ораторской речи обеспечивается когезией, ретроспекцией и проспекцией.

Когезия – это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты, расположенные на некотором (и даже значительном) расстоянии друг от друга, но в той или иной степени связанные между собой. Этот тип связи может выражаться различными повторами, словами, обозначающими временные, пространственные и причинно-следственные отношения: таким образом, итак, во-первых, во-вторых, в-третьих, следующий вопрос, в настоящее время, совершенно очевидно, посмотрим далее, перейдем к следующему. Связующую роль выполняют и такие слова и словосочетания: принимая во внимание, с одной стороны, с другой стороны, между тем, несмотря на это, как оказывается, по всей вероятности, как оказалось впоследствии.

Ректроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться на информацию, которая имеется помимо его выступлений (таким образом, происходит связь данной речи с общим информационным контекстом), отсылать слушателей к информации, которая содержится в предыдущих его выступлениях или в данном выступлении, но изложена ранее (так осуществляется связь речи с предыдущими речами).

Проспекция – это один из элементов речи, относящих содержательную

информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Проспекция дает возможность слушателю яснее представить себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи. Вначале оратор может обещать слушателям дать некоторую информацию в данном выступлении, а также говорить и о своих будущих выступлениях или о выступлениях других ораторов. Это и будет проспекция.

Итак, композицию речи составляют различные смысловые блоки, содержательно связанные между собой. Поддерживают композицию средства интеграции, которые делают речь целостной, обозримой, и средства контакта и речевого этикета, которые также играют конструктивную роль в композиции и помогают установить контакт со слушателями.

2. Подготовка речи к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, индивидуальных особенностей оратора, от состава аудитории, в которой предстоит выступать. Однако в риторике существуют общие правила подготовки публичного выступления, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре.

Подготовка публичного выступления, как правило, включает в себя следующие этапы:

1) выбор темы и определение основного содержания выступления;

2) определение цели выступления;

3) составление предварительного плана;

4) поиск и отбор материала;

5) работу над композицией;

6) работу над речевой формой выступления;

7) репетиция выступления;

8) произнесение речи;

9) анализ выступления.

Готовясь к выступлению, следует учитывать общие требования к публичной речи:

1) решительное начало выступления;

2) драматизм;

3) сдержанную эмоциональность;

4) краткость;

5) диалогичность;

6) разговорность;

7) установление и поддержание контакта с аудиторией;

8) понятность главной мысли;

9) решительный конец.

1. Оратор и аудитория. Важнейшим условием эффективности публичного выступления является контакт между оратором и аудиторией, который можно определить, как общность психического состояния выступающего и слушателей. Контакт возникает на основе совместной мыслительной деятельности и эмоционального сопереживания. На установление контакта влияют различные факторы, среди которых можно отметить: интересное содержание выступления, актуальность обсуждаемых вопросов, новизну в освещении темы, форму преподнесения материала (предпочтительнее рассказывать), умелое, мастерское произнесение речи, продуманную структуру выступления, использование разнообразных методов изложения материала, различных способов аргументации, многочисленных приемов поддержания внимания у слушателей.

На установление контакта также влияет количественный состав аудитории, тип аудитории (по возрасту, по отношению к оратору, по уровню подготовленности, по типу психики, по гендерному признаку и по ряду других оснований), особенности аудитории (слушатели являются зрителями).

Для совершенствования мастерства публичного выступления оратору необходимо проводить объективный самоанализ своих выступлений. Схема анализа может быть такой:

1. Насколько удачно начало выступления?

2. Есть ли драматизм в изложении?

3. Удачны ли примеры, иллюстрации?

4. Адекватны ли громкость, темп, язык и стиль выступления?

5. Удачно ли завершено выступление?

6. Удалось ли уложиться в регламент?

7. Хорошо ли держался оратор?

8. Интересно ли изложена тема? Оригинален ли стиль изложения?

9. Ясна ли основная мысль изложения?

10. Убедительно ли выступление?

 

Этапы подготовки публичной речи

Как правильно подготовить речь? Прежде всего необходимо собрать материал. Есть четыре основных источника информации: личный опыт, наблюдения и размышления, беседы с другими людьми, чтение литературы. Из всех форм работы с письменными источниками наиболее важны для оратора выписки, тезисы и аннотация. Выписки – запись отдельных мыслей, фактов. Тезисы – это кратко сформулированные основные положения текста. Аннотация – краткая характеристика произведения печати с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.

Древние греки считали, что для достижения успеха оратор должен четко знать, что сказать, где сказать и как сказать. Ответ на эти вопросы давал классический канон, разработанный Аристотелем. Он выделял пять этапов работы над речью.

Первый этап – изобретение содержания. На этом этапе осмысливается тема и вырабатывается позиция автора, формируется содержание речи, формулируются тезисы, отбираются аргументы, приемы, иллюстрации.

Второй этап – расположение. Отобранные аргументы перегруппировываются и располагаются в определенном порядке. Оратор решает, с чего начать и чем завершить речь. Разрабатывается композиция речи.

Третий этап – выражение речи. Это этап оформления мыслей словами. Оратор отвечает на вопрос, как сказать, подбирает выразительные средства языка.

Четвертый этап – запоминание. Это этап подготовки к произнесению речи.

Пятый этап – произнесение. Здесь написанное слово превращается в звучащую речь, оратор встречается с аудиторией. После произнесения речи наступает контрольный этап, когда оратор анализирует сильные и слабые стороны своего выступления.

Рассмотрим подробнее все эти этапы работы над речью.

Прежде всего необходимо ответить себе на вопросы: о чем я буду говорить, чего хочу добиться? О чем говорить – это тема. Она должна быть по возможности узкой, актуальной и соответствовать интересам и составу (пол, возраст, образование и т.д.) аудитории.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...