Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.




ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

                                     Литература

Учебники и учебные пособия

 

Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи.– М.: Форум, 2012.

288 с.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.:Айрис Пресс, 2007. – 441с.

1.1      

                         Дополнительная литература

 

Краткий справочник по современному русскому языку/Л. Л. Касаткин, Е. В.

Клобуков, П. А. Лекант; Под ред. П. А. Леканта. - М.: Высш. шк., 1995. 

 

Задание

      

Сформулируйте определения основных понятий. Приведите по 1-2 примера,иллюстрирующих каждое понятие

 

Гласные – тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько-нибудь существенного воздушного давления.

Гласные буквы являются основой слога, то есть именно они его организуют. Как правило, в русских словах столько же слогов, сколько и самих гласных. Приведем наглядный пример: у-че-ни-ки – 5 слогов, ре-бя-та – 3 слога, он – 1 слог, о-но – 2 слога и так далее. Бывают даже такие слова, которые состоят лишь из одного гласного звука. Обычно это междометия (А!, О!, У-у-у!) и союзы (и, а и проч.).

 

Согласные - звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и слоговыми согласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически согласные обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь чёткой формантной структуры.

сердце – сердечко, здравствуй – здоровье, безмолвствовать – молва, поздно – опаздывать, солнце – солнышко, гигантский — гигант, голландский – Голландия, крёстный – крест, счастливый – счастье, агентство – агент.

 

Шипящие - согласные, характе­ри­зу­ющиеся широкополосным шумом, имеющим более регулярную акусти­че­скую картину, чем у свистящих согласных, что связывают с более простой формой щели, формирующейся при артику­ля­ции шипящих, в отличие от щели, образуемой при артикуляции свистящих. Название получили по производимому ими характерному акустическому впечатлению.

У Пушка на шее ошейник. Шумят камыши.
Наташа пишет букву Ш. Маша вешает шубу в шкаф.

 

Корень - это главная морфема, имеющая общую часть со всеми родственными словами. Он обязательно есть в каждом слове, даже без присутствия остальных морфем. А вот остальные морфемы без корня не живут! Например: дом, добавляем суффикс и получаем слово домик с корнем дом.

 

Приставка –значимая часть слова, стоящая перед его корнем и дополняющая или изменяющая смысл слова.Приставки русского языка делятся на три группы.

Приставки первой группы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Это приставки: в- (во-), взо-, вы-, до-, за-, из- (изо-), к-, на-, над-, не-, недо-, о-, об- (обо-), от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-, пред- (предо-), про-, разо-, с- (со-), су-, у-.

Приставки второй группы — все приставки, оканчивающиеся на З и С (кроме с-): без- (бес-), вз- (вс-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), раз- (рас-), роз- (рос-), через- (черес-).

Приставки, относящиеся к третьей группе: пре- и при-.

В российской школьной традиции приставка указывается значком над ней.

Всего в русском языке имеется 70 приставок. Примеры с приставкой при- : прибавление, приближение, присоединение.

Суффикс-в лингвистике — морфема (часть слова), расположенная обычно после корня. Фактически суффикс — разновидность постфикса, не являющаяся флексией. Противопоставление суффиксов и флексий характерно для индоевропейских и ряда близких по грамматической структуре языков.

В русском языке словообразование с трансформацией из одной части речи в другую осуществляется, как правило, с помощью суффикса.

В российской школьной традиции суффикс указывается значком ^ («циркумфлекс») над ним. Примеры с приставкой при- : прибавление, приближение, присоединение. Пример с суффиксом ец : горец, итальянец, комсомолец, неандерталец

 

Основа - неизменяемая часть слова, которая выражает его лексическое значение[1][2].

В изменяемых словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующего суффикса: сосн-а, пустын-я, восьм-ой, наш-а, занимательн-ый, чита-л. В неизменяемых словах основа равна слову: высоко, мечтая. В некоторых случаях основа может быть прерывистой:

· глагольные формы, содержащие постфикс -ся/ -сь

учащ-ие-ся;

· основы неопределённых местоимений, содержащих постфиксы -то/ -либо/ -нибудь

как-ой-то;

· основы некоторых сложно-составных существительных

шкаф-а-купе;

· основы сложных числительных

сем-и-десят-и.

В зависимости от структуры, основы бывают производные и непроизводные. Непроизводными являются основы, которые состоят из одной морфемы — корня: город, стол, жёлт-ый. Производными являются основы, в составе которых выделяются два или более словообразовательных аффикса. Обычно это корень в сочетании с одним или несколькими суффиксами: хлеб-н-ый; с одной или несколькими приставками: пере-лет; с суффиксом и приставкой одновременно: без-дом-н-ый). Новые слова могут образовываться как от непроизводной, так и от производной основы.

От производных и непроизводных основ следует отличать производящие основы — основы, от которых образуются новые слова. Например, непроизводная основа слова сил-а является производящей для слова сильный

Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.

 Окончание часто называют изменяемой частью слова.

Пр.:книга – книги – книгу.

Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

 Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

 

 

Флексия - морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении: дом - а, дом - у.

Соединительная гласная-служебные морфемы словообразовательного характера в сложных словах, имеющих в своем составе две илибольше непроизводных основ. После основы на парный твердый согласный в качестве соединительногогласного употребляется о, после основ на мягкий согласный, на шипящий и ц употребляется е. Домоуправление, землеустройство, кашевар, лженаука, птицелов. В ряде слов конечный мягкий согласныйпервой основы в, и, т произносится твердо и после него пишется соединительная гласная о (параллельно сэтими словами существуют и такие, в которых согласно правилу пишется е). Кровожадный — кровеносный, конокрад — коневод, косторезный — костедробильный, зверолов, властолюбие, честолюбие, плотоядный, шерстоткацкий, баснописец, кровообращение

 

Постфикс - часть слова, стоящая после окончания или формообразующего суффикса. В русском языке выделяется глагольный постфикс -ся (-сь) (у возвратных глаголов и глагольных форм): умывал_ся, умываясь,

 

Сложное слово - слово, имеющее в своём составе два (и более) корня. Образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком слово или его часть. Например: Никотинамидадениндинуклеотидфосфат, Воспользовавшемуся, Опосредованному субсидированию, Регенерирующее, Территориальная целостность, Проиллюстрировала, Конфиденциальных, Дихлордифенилтрихлорметилметан.

 

Часть речи - основные лексико-грамматические классы, по которым распределяются слова языка.В современном русском языке 12 частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, глагол, причастие, деепричастие, предлог, союз, частица, междометие. Причастие и деепричастие являются особой формой глагола.Примеры: самостоятельные: Существительное - лес, дуб, кошка, собака, и т. п. Прилагательное - красный, милый, пушистый.... Глагол - бегать, прыгать, суетиться.... Наречие - тихо, громко, пусто.... Причастие - прыгающий, бегающий, лежащий.... Деепричастие - спустившись, обернувшись и т. п. Числительное - один, второй, тридцать четвёртый. Местоимения - я, ты, они, она, их, мы, кто, что, там... .
Служебные: Предлог - в, к, у, около.. . Частицы: а, но, да, и.... Союз: и, или.. .
Междометия: ах, ух, мяу, гав, эх и т. п.

 

Существительное - самостоятельная часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего, дополнения[1] и именной части сказуемого. Существительное — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет или лицо и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства или сказуемого.

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это — названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребёнок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки, кислота), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука, бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх, радость), географические положения (Россия, Байкал, Оренбург, Европа, Азия), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

Существительное коротко обозначается сущ.

 

Прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» и так далее. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Имеет тот же падеж, что и имя существительное, к которому оно относится.

Пример: красивый, хороший, весенний, металлический, лисий, мамин.

 

Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное, числительное и глагол. Личные местоимения - слова, указывающие на лица и предметы, которые являются участниками речевого акта, носят название "личные местоимения". Примеры: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Я, ты, мы, вы обозначают участников речевого общения.

 

Числительное-самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Числительные делятся на три лексико-грамматических разряда: количественные (два, пять, двадцать, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один), собирательные (оба, двое, пятеро) и порядковые (первый, второй, сотый). В состав количественных числительных входят определённо-количественные инеопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два, четыре, пятнадцать, полтораста, двести), вторые — неопределённое количество единиц; к ним относятсяслова мало, немало, много, немного, а также местоименные числительные несколько, сколько, сколько-нибудь, сколько-то, столько.

 

Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечают на вопросычто делать? что сделать? что делал(а, и, о)?.

Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложенииглаголы выступают в качестве сказуемого. Например: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полнойлуной… (М. Лермонтов); Так думал мо­лодой повеса, летя в пыли на почтовых… (А. Пушкин) Глаголы могутспрягаться.

 

Причастие - особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – какой? какая? какое? какие?

Примеры: пишущий, сеющий, сидящий, кричащий, писавший, слышавший, говоривший, везший, несший.

 

Деепричастие - это особая формой глагола, которая носит значение действия, которое является добавочным по отношению к глаголу-сказуемому в данном предложении.
В предложениях деепричастие является обстоятельством и не изменяется.

Пример: плыла, качаясь, лодочка.

 

Наречие - это самостоятельная неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, признак признака или признак предмета и отвечающая на вопросы:

► как? каким образом? – громко, кипуче;

► как? в какой мере (степени)? – очень, абсолютно;

► когда? с (до) каких пор? – рано, допоздна;

► где? куда? откуда? – высоко, близко;

► зачем? с какой целью? – нарочно, в насмешку;

► отчего? почему? – сгоряча, сдуру.

Наречия обозначают ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, если примыкают к глаголам: изучать упорно, говорить шёпотом.

 

Частица - является служебной частью речи. К ней нельзя поставить вопрос. Как правило, она не играет самостоятельной синтаксической роли в предложении. Частицы в русском языке призваны придавать разнообразные дополнительные оттенки словам или даже целым предложениям. Второй ролью частиц является словообразование, с их помощью образуются формы слов. 1. Только ты нужна ему. Частица только усиливает значение местоимения ты в предложении. 2. Пусть будет так, как ты хочешь. При помощи частицы пусть образуется повелительное наклонение глагола: пусть будет.

 

Союз - это служебная часть речи, используемая для связи слов в предложении, однородных членов предложения, простых предложений в сложном, отдельных предложений в одном тексте, а также абзацев текста.

1) Соединительные союзы: а, да, ни…ни, и…и, как…так, не только…но и, также и другие;

2) Противительные союзы: но, да (в значении «но»), а, однако, хотя, зато;

3) Разделительные союзы: или, не то…не то, либо, то ли…то ли;

4) Пояснительные союзы: а именно, то есть;

5) Градационные союзы: не столько…сколько, не только…но и, не то чтобы…а;

6) Присоединительные союзы: да, и, притом, тоже, также, причём.

 

Предлог – это служебная часть нашей речи, которая выражает смысловые связи между существительными, числительными и местоимениями и других слов в предложениях или словосочетаниях: пошёл в школу, взобрался на гору, побежал по улице, подошёл к отцу.

 

Предлоги в русском языке, как и другие служебные части речи, не изменяются и всегда остаются в том виде, в котором они существуют: посередине, напополам, на, с. Также предлоги не являются членами предложения, но при синтаксическом разборе предложения предлоги подчёркиваются вместе с тем членом предложения, к которому относятся: После недолгих колебаний животное подошло ко мне (после колебаний – обстоятельство, ко мне – обстоятельство).

Предлоги, союзы частицы – это служебные (несамостоятельные) части речи. Несмотря на это, они имеют свою классификацию и делятся на определенные виды.

 

Косвенные падежи - называются все падежи, кроме именительного. Они могут употребляться с предлогами или без них, за исключением предложного падежа, который всегда употребляется с предлогами.

Такие падежи называются косвенными, потому что именительный падеж является "исходным", называющим слово вне языкового контекста. Остальные падежи являются лишь отклонениями от него.

Падежные вопросы кто? кого? кому? и др. относятся к именам существительным одушевленным, вопросы что? чего? чему? и др. — к существительным неодушевленным.

Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно:

найти слово, к которому относится данное существительное;

поставить от этого слова к имени существительному вопрос.

 

Склонение –   это изменение имён и местоимений по падежам и числам.

К именам относятся:

★ имя существительное;

★ имя прилагательное;

★ имя числительное.

Кроме имён и местоимений, склоняется особая форма глагола – причастие, которая унаследовала эту возможность от прилагательных, потому что совмещает в себе признаки глагола с признаками прилагательного.

Образец склонения слов разных частей речи (местоимение, порядковое числительное, существительное, прилагательное, существительное):

И. что? что? какой? чей? есть: мой первый урок и любимый учитель

Р. кого? чего? какого? чьего? нет: моего первого урока и любимого учителя

Д. кому? чему? какому? чьему? верен: моему первому уроку и любимому учителю

В. кого? что? какого? какой? чьего? чей? помню: мой первый урок и любимого учителя

Т. кем? чем? каким? чьим? восхищён: моим первым уроком и любимым учителем

П. о ком? о чём? каком? чьём? грущу: о моём первом уроке и любимом учителе

И. что? что? какие? чьи? есть: мои первые уроки и любимые учителя

Р. кого? чего? каких? чьих? нет: моих первых уроков и любимых учителей

Д. кому? чему? каким? чьим? верен: моим первым урокам и любимым учителям

В. кого? что? каких? какие? чьих? чьи? помню: мои первые уроки и любимых учителей

Т. кем? чем? какими? чьими? восхищён: моими первыми уроками и любимыми учителями

П. о ком? о чём? каких? чьих? грущу: о моих первых уроках и любимых учителях

 

Спряжение-изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам. Некоторые считают вид глаголатакже словоизменительной категорией. В русском языке глаголы спрягаются по лицам только в изъявительномнаклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени и в условном наклонении глаголыизменяются по родам и числам.

Спряжение как глагольное словоизменение в парадигматике языка противопоставляется системе склонения. Формы спряжения могут быть синтетическими и аналитическими.

Некоторые учёные определяют спряжение как совокупность всех глагольных форм, в том числе именных.В современном русском языке два спряжения, которые традиционно обозначаются римскими цифрами — I спряжение и II спряжение.К I спряжению относятся глаголы, инфинитив которых оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть, а также несколько глаголов на -ить: брить, стелить, почить, зиждиться, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, -шибить (ушибить, ошибиться) (и образованные от них).

При спряжении такие глаголы имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч- «ем». 2-е лицо: ед.ч -«ешь», мн.ч -«ете» 3-е лицо: ед.ч -«ет», мн.ч -«ут» (-«ют»)

Глаголы II спряжения при спряжении имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч- «им». 2-е лицо: ед.ч -«ишь», мн.ч -«ите» 3-е лицо: ед.ч -«ит», мн.ч -«ят» (-«ат») К ним относятся:

глаголы, имеющие в начальной форме окончания на -ить (кроме брить, стелить, почить, брезжить, зиждиться, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованных от них),

некоторые глаголы на -еть: блестеть, болеть (о части тела), велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть (смотреть), зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пердеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них)

некоторые глаголы на -ать: бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, дребезжать, дышать, держать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них);

некоторые глаголы на -ять: стоять, бояться;

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Несколько глаголов имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть (и производные от них, то есть, создать, съесть и пр.)

Некоторые глаголы имеют часть форм от первого спряжения, а часть от второго: бежать, хотеть. Или имеют формы на выбор чтить — чтут / чтят, также сыпать — сыплют / сыпят (согласно словарю Лопатина), трепать, щипать и ряд других.

 

Наклонение – грамматическая категория глагола, выражающая отношение содержания высказывания к действительности с т. зр. говорящего. Н. — одно из средств выражения модальности. Категория Н. характеризует глагол в позиции сказуемого предложения и присуща прежде всего личным формам глагола. В рус. яз. морфологически противопоставлены формы трех Н.: изъявительного (читаю, читал), повелительного (читай, читайте) и сослагательного (читал бы, читали бы). В лингвист. лит-ре, наряду с этими названиями Н., широко применяются также латинские по происхождению термины, соответственно: индикатив, императив и конъюнктив. Косвенные Н. (повелительное и сослагательное) указ. на то, что глагольное действие является не реальным, а лишь желательным, возможным, требуемым, предположительным.

 

Вид - глагольная категория, которая выражает отношение действия к его результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка. 

 Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, которое имеет или будет иметь предел, результат. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие, не имеющее предела, ограничений во времени и результата: учить, рисовать, играть, кричать.

Вид глагола влияет на образование его форм.

 

Сравнительная степень - общее название трёх форм прилагательного или наречия, выражающих различные степени качества, присущего предмету, имя которого определяется этим прилагательным или наречием. Эти степени — положительная, сравнительная и превосходная. К примеру на -её, -ей, более (зеленее, зеленей, более зелёный).

 

Варианты –разночтения отдельных слов, строк, строф, глав какого-либо произведения. Происхождение их объясняется рядом субъективных или объективных причин. К первым относятся причины, коренящиеся, в самой писательской технике, в творческом процессе. «Из тысячи мыслей, перерабатывающихся в голове писателя, — говорит Лев Толстой, — должна быть одна избранная мысль, а из тысячи мест, куда она может быть помещена, она должна найти только одно, именно подходящее место» (Хирьяков А., Вступительная статья к посмертным произведениям Л. Н. Толстого, изд. «Просвещение»). Найти это «подходящее место» писателю удается не сразу. Тем более, если осуществление замысла длится десятки лет и «внутреннего» материала, по выражению Гёте, накапливается много и очень трудно решить, что из него выбрать и отбросить. Писатель пробует свои силы в этих случаях много раз: он принимается за осуществление своих замыслов, бросает свою работу, потом снова ее продолжает.

 

 

Члены предложения - синтаксическая функция слов и словосочетаний в предложениях.

Главные члены предложения

Подлежащее — отвечает на вопросы Кто? Что?

Сказуемое — отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Каков?

Второстепенные члены предложения

Определение — обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: Какой? Чей?

Обстоятельство — обозначает время, место, способ действия. Отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Дополнение — обозначает предмет. Отвечает на вопросы косвенных падежей существительных Кого, чего? Кому, чему? Кого, что? Кем, чем? О ком, о чём?

Например: Мама (подлежащее) купила (сказуемое) куртку (дополнение).

 

Подлежащее - главный член предложения, грамматически независимый; обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым. Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.

 

Подлежащее и все второстепенные члены предложения, относящиеся к подлежащему, образуют состав подлежащего.

Примеры: Кто не успел, тот опоздал. Жил некто человек безродный, одинокий.

 

Сказуемое - главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: «что делает предмет (или лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?», «что он такое?», «кто он такой?» и т. п. Сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим. Сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим, но часто сказуемое выражается и другими частями речи (существительными, прилагательными, причастиями, числительными, местоимениями, наречиями, неделимыми словосочетаниями). Примеры: Ветер колышет траву. Солнце скрылось за облаком. Я пойду в лес. Он поехал бы в город.  Ты мне напиши письмо сразу же! В тени долго слышался шёпот.

При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.

 

Определение - в синтаксисе второстепенный член предложения, обозначающий признак, качество, свойство предмета. Обычно выражено прилагательным или причастием. Отвечает на вопросы: какой? который? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? При разборе предложения подчёркивается волнистой линией.

Примеры: Шумели листья берёзы. Ему нравились вечера в доме бабушки. Выбери ткань с рисунком повеселее. Большие деревья растут возле отцовского домика. В нашем классе нет отстающих учеников. Он решает эту задачу второй час.

 

Приложение - определение, выраженное существительным, которое даёт другое название, характеризующее предмет: Мороз - ВОЕВОДА дозором обходит владенья свои. (Н. Некрасов) На бугре берёза-СВЕЧКА в лунных перьях серебра.
Приложение может давать характеристику предмета, указывать на степень родства, национальность, звание, профессию и т. д. : Белые чайки-РЫБОЛОВЫ с криком носились над морем (М. Шолохов) И из ночи плвёт ГРОМАДА-город в точках огней. (В. Панова) СЕСТРА Лиза приехала на весенние каникулы. (В. Каверин)

 

Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, связанный с действитем или состоянием, и отвечает на вопросы косвенных падежей:

Пример: У матросов работа кипит (Работа кипит у кого? - у матросов-это и есть дополнение).

 

Он прикладывал (что? руки (к чему) к глазам.

Дополнения бывают прямыми и косвенными

Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действите. Прямые дополнения выражаются:

1) существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога:

Пример: Вы, отроки-други, возьмите коня

2) Существительным в родительном падеже без предлога при отрицании

Пример: Ученик сдал экзамен? Ученик не сдал экзамена

3) Существительным в родительном падеже со значением части чего-либо

Пример: В кафе посетители могут попить чаю

Дополнения, выраженные формами других падежей называются косвенными

Дополнения могут выражаться:

1) Существительное

2) Местоимением

3) Числительным

4) Инфинитивом

5) Другими частями речи в значении существительного

6) Фразеологизмом

7) Синтаксически несвободным словосочетанием

8) Неоднословным наименованием

 

Обстоятельство –это один из членов предложения, который отвечает на вопросы Когда? Как? Почему? Зачем? где? с какой целью? и обозначающее меру, степень, цель, время и место действия. Они характеризуют другие составляющие предложения, как правило, глаголы. Например: Он шел играючи за мной. Здесь в роли обстоятельства выступает слово «играючи», которое относится к глаголу шел и дает ему соответствующую характеристику: шел как? играючи.

 

 Причастный оборот - причастие с зависимым словом называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот является одним членом предложения- определением.

 

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. Когда причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не ставятся.

Например:

Программа, НАПИСАННАЯ В СПЕШКЕ, выполнила недопустимую операцию.

НАПИСАННАЯ В СПЕШКЕ программа выполнила недопустимую операцию.

Сложные предложения могут быть перегружены причастными оборотами:

Дятел, ДОЛБЯЩИЙ дерево, РАСТУЩЕЕ в лесу, ЗАСЫПАННОМ снегом, ПАДАЮЩИМ с ветвей, сильно замёрз.

 

Определительный оборот - это определения, которые выражены прилагательным или причастие с зависимыми словами.

Примеры: Чуть в стороне от дома я увидел маленькую девочку, заплетающую косички тряпичной кукле.В конце недели я наконец вернусь домой, и жизнь потечет по-старому, тихая, размеренная и простая. Размышлявший о вечном, он был похож на памятник. Мама в халате, расшитом золотыми нитками, вышла навстречу моему отцу.

 

Деепричастный оборот - это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется, то есть выделяется запятыми . Отвечает на вопрос «что делая? » или «что сделав?» . Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие.

Примеры:

Она ушла, не закрыв за собой дверь. (она ушла что сделав? -не закрыв за собой дверь)

Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей. (мальчик нашел огромное количество вещей что делая? -убираясь в своей комнате) .

 

Однородные члены предложения - это члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. В предложении они относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены предложения могут быть представлены любой самостоятельной частью речи (существительным, глаголом, прилагательным и т. д.) и указывать на предмет, признак, действие или обстоятельство.

 

 

Обобщающее слово - это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов. Обоб­щающие слова могут стоять перед однородными членами или после них. В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия. Они отчётливо обнаруживают те значения, которые заключены в перечне однородных членов, показывают, какое ло­гическое основание заложено в перечисление, обозначают родовое понятие, под которое подводятся понятия, обозна­ченные однородными членами.

Например: В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто (Л. Толстой);

В корзине была дичь: два те­терева и утка (И. Гончаров).

 

Вводные слова и предложения - вводные слова и словосочетания не являются членами предложения. С их помощью говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (уверенность или неуверенность, эмоциональную реакцию и др.):

Пример: К сожалению, у него не было акварельных красок (Солоухин).

Эту же функцию могут выполнять и вводные предложения.

Например: Меня, смею сказать, полюбили в доме (Тургенев) – по структуре определённо-личное односоставное предложение; В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам (М. Горький) – по структуре двусоставное предложение; Мы, если хочешь знать, мы требовать пришли (Горбатов) – по структуре условное придаточное односоставное предложение.

 

Вставные конструкции –вставные конструкции (словосочетания, предложения), в отличие от вводных, содержат дополнительные сведения, попутные замечания, различные уточнения, пояснения, поправки. В отличие от вводных предложений, обычно не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли, не содержат общей оценки сообщения, указания на его источник, на связь с другими сообщениями.

 

Примеры:

 

В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного (Аксаков) – вставная конструкция содержит дополнительные сведения, пояснение;

 

Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (Пушкин) – вставная конструкция содержит попутное авторское замечание;

 

Нет, вы (или ты) этого не должны знать! (Лермонтов) – вставная конструкция поясняет отдельное слово (вы) в основной части предложения;

 

Простое предложение - это такое предложение, которое состоит из одного или нескольких грамматически объединенных слов, которые выражают завершенную мысль. Это основная грамматическая единица синтаксиса. В простом предложении должна быть только лишь одна грамматическая основа (предикативный центр). Отец моет машину. Дети играют на лужайке. Сумерки. Бабушка отдыхает. Простое предложение — основной структурный тип предложений в русском языке, который служит для построения сложных предложений. Пришла весна + Растаял снег = Пришла весна, растаял снег.

 

Сложное предложение - предложение, имеющее две или более грамматических основ и представляющее собой смысловое единство, оформленное интонационно. Выделяют 3 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, бессоюзное сложное предложение к примеру

 (- =,-=.). Например: Впереди нас круто спускался коричневый глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая гора.

 

Сложносочинённое предложение - сложное предложение с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны.

В отличие от сложноподчинённого предложения, в сложносочинённом союзы не входят ни в одну из частей и используется абсолютное время глаголов сказуемых.

Примеры: Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза. Едва взошло солнце, нас разбудили и мы отправились на прогулку. Регулярные свидания и объяснения в любви.

 

Сложноподчинённое предложение - вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает обязательное продолжение мысли. Придаточное подчиняется главному и отвечает на вопросы предложения. Например: «Я знаю, кто это сделал». Обе части сложноподчинённого предложения связываются союзами и союзными словами. В данном примере имеет место союзное слово кто. Придаточная часть может находиться перед главной, внутри неё или следовать за ней. Иногда в сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных. Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон (например, Он воображает, что завтра уедет на довольно долгое время).Я не сомневаюсь, что он порядочный     человек.

Примеры.
Стало известно, что конференция начнется через неделю
Мы договорились, что встретимся вечером.

 

 

Бессоюзное предложение - это сложное предложение, части которого соединяются интонационно без помощи союзов и союзных слов. БСП часто встречаются в сказках, в художественной и разговорной речи, среди пословиц и поговорок.

Примеры:

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось.

Андрей вернулся поздно; Маша уже спала.

 

Количество верных ответов_____________________________

 

Количество неверных ответов___________________________

 

Замечания, оценка преподавателя ________________________

 

 








РАЗДЕЛ 2. 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...