Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Об утверждении методических указаний по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации 4 страница




В графе «Бюджет субъекта РФ» указываются объемы бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. В случае если финансовое обеспечение подпрограммы, основного мероприятия/ведомственной целевой программы, мероприятия, проекта (программы) не осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то в столбцах 5,7,9 по соответствующей строке ставится прочерк.

При этом объемы расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, указанные в таблице № 9 (столбцы 5,7,9), и таблице № 4 «Информация о финансовом обеспечении реализации основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) подпрограмм государственной программы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда» (столбцы 6,7,8) по соответствующим строкам должны совпадать.

В графе «Бюджет ТГВФ» указываются объемы бюджетных ассигнований бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период. В случае если финансовое обеспечение подпрограммы, основного мероприятия/ведомственной целевой программы, мероприятия, проекта (программы) не осуществляется за счет средств территориального государственного внебюджетного фонда, в столбцах 6,8,10 по соответствующей строке ставится прочерк.

При этом объемы расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, указанные в таблице № 9 (столбцы 6,8,10), и таблице № 4 «Информация о финансовом обеспечении реализации основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) подпрограмм государственной программы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда» (столбцы 6,7,8) по соответствующим строкам должны совпадать.

В графе «Оценка расходов» указываются объемы расходов за счет средств федерального бюджета и/или бюджетов муниципальных образований и/или средств юридических лиц на реализацию подпрограмм, основных мероприятий/ведомственных целевых программ, мероприятий, проектов (программ) на очередной год. В случае если в государственной программе не предусмотрено участие муниципальных образований и/или юридических лиц, а также отсутствуют основные мероприятия/ведомственные целевые программы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, то соответствующие столбцы исключаются из таблицы № 9.

При этом объемы расходов за счет средств федерального бюджета, местных бюджетов муниципальных образований, средств юридических лиц, указанные в таблице № 9 (столбцы 11,12,13) и таблице № 5 «Информация о прогнозируемых расходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и юридических лиц на реализацию основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) подпрограмм государственной программы» (столбец 4) по соответствующим строкам должны совпадать.

Правила формирования плана реализации государственной программы изложены в разделе X. «Принципы управления государственной программой».

72. В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае если государственной программой предусмотрено предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам субъекта Российской Федерации, в государственную программу в качестве приложений включаются правила предоставления таких субсидий.

При этом правила предоставления субсидий должны содержать:

· целевое назначение субсидий;

· условия предоставления и расходования субсидий;

· критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий;

· методику распределения субсидий между муниципальными образованиями;

· порядок оценки эффективности использования субсидий;

· перечень показателей результативности использования субсидий, соответствующих показателям (индикаторам) государственных программ;

· сроки и порядок представления отчетности об исполнении условий предоставления субсидий;

· основания и порядок применения мер финансовой ответственности муниципальных образований при невыполнении условий соглашения;

· предельный уровень софинансирования из бюджета субъекта Российской Федерации;

· иные положения.

Внесение изменений в государственную программу, предусматривающих только изменение (дополнение) приложения, содержащего правила предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, осуществляется по упрощенной процедуре в соответствии с разделом V. «Внесение изменений в государственную программу» Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации.

 

VIII. Требования к формированию дополнительных материалов к государственной программе

 

73. Дополнительные материалы к государственной программе содержат:

· характеристику текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

· обоснование необходимого объема бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда по основным мероприятиям/ведомственным целевым программам и/или проектам (программам) подпрограмм, с анализом возможности (невозможности) использования иных инструментов реализации (за счет привлечения внебюджетных источников, принятия мер государственного регулирования и др.);

· описание мер государственного регулирования в соответствующей сфере реализации государственной программы;

· сведения о показателях (индикаторах) государственной программы (подпрограмм), разрабатываемых в рамках работ, включенных в Федеральный план статистических работ (если показатели (индикаторы) определяются на основе данных федерального статистического наблюдения);

· сведения о методиках расчета показателей (индикаторов), если показатели (индикаторы) рассчитываются не на основе данных федерального статистического наблюдения.

В случае участия в реализации государственной программы юридических лиц в состав дополнительных материалов включается информация о планируемых мероприятиях указанных организаций в рамках государственной программы.

74. В составе характеристики текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации приводится анализ состояния данной сферы на момент разработки государственной программы или при необходимости на момент внесения изменений в государственную программу.

Анализ текущего состояния сферы реализации государственной программы должен включать:

· характеристику итогов реализации государственной политики в этой сфере;

· выявленные основные проблемы (существующие ограничения) развития;

· выявленный потенциал развития анализируемой сферы.

Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы должна содержать основные показатели уровня развития данной сферы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

75. Обоснования необходимого объема бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на реализацию государственной программы приводятся по форме таблицы № 10 и содержат информацию об объемах расходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период, необходимых для реализации государственной программы по основным мероприятиям/ведомственным целевым программам и/или проектам (программам), а также информацию об оценке влияния изменения объемов финансирования на значения показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы).

В рамках государственной программы достижение конкретного результата возможно при использовании различных способов и при разных уровнях расходов. Выбор оптимального способа получения результата в установленные сроки и определение объема ресурсов осуществляется на стадии разработки государственной программы или при необходимости на момент внесения изменений в государственную программу. При этом должны быть предусмотрены различные сценарии реализации государственной программы, каждый из которых включает определенный набор основных мероприятий (мероприятий)/ведомственных целевых программ и/или параметров финансирования.

Для решения каждой задачи государственной программы должно быть предложено несколько вариантов ее решения, причем объем расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на реализацию хотя бы одного из предложенных вариантов при возможности должен быть ниже текущего уровня финансирования мероприятий, направленных на решение данной задачи.

Обоснования объема бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда должны содержать результаты анализа возможности (невозможности) реализации основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) в рамках утвержденных параметров финансового обеспечения государственной программы (в том числе за счет перераспределения средств между основными мероприятиями/ведомственными целевыми программами), а также результаты анализа возможности использования иных инструментов реализации государственной программы (за счет привлечения средств внебюджетных источников, средств из федерального бюджета, принятия мер государственного регулирования и др.).

76. К мерам государственного регулирования относятся меры, осуществляемые ответственным исполнителем и/или соисполнителем и/или исполнителем, основанные на административно-правовых способах воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов (имущественные, тарифные, кредитные, долговые и иные меры государственного регулирования).

Описание мер государственного регулирования в соответствующей сфере реализации государственной программы приводится по форме таблицы № 11 и содержит обоснования необходимости их применения и оценку результатов (в том числе финансовую).

При оценке влияния результатов применения мер государственного регулирования используются:

· данные финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов, содержащих меры государственного регулирования и результаты оценки регулирующего воздействия указанных проектов нормативных правовых актов;

· фактические данные о влиянии мер государственного регулирования в сфере реализации государственной программы, в том числе данные об объемах расходов бюджетов бюджетной системы и объемах выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы в связи с применением мер государственного регулирования;

· оценки (в том числе экспертные) последствий реализации предлагаемых мер государственного регулирования.

Результаты применения для достижения цели государственной программы налоговых льгот, освобождений, преференций с оценкой объема выпадающих доходов бюджета субъекта Российской Федерации указываются в качестве приложения к государственной программе по форме таблицы № 7.

77. В реализации государственной программы могут принимать участие унитарные предприятия, учреждения, хозяйственные товарищества и общества, в том числе общества с государственным участием, общественные, научные и иные организации, цели деятельности которых соответствуют цели государственной программы.

Дополнительные материалы к государственной программе содержат информацию о планируемых в рамках государственной программы мероприятиях юридических лиц.

Данные о фактических расходах юридических лиц представляются ответственным исполнителем в составе годового отчета о ходе реализации государственной программы по форме таблицы № 19.

 

IX. Подходы к определению объема финансирования государственной программы

 

78. Финансовое обеспечение государственной программы в части расходных обязательств субъекта Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.

Законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и законом субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период утверждается распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы.

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы подлежат приведению в соответствие с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу. Данная норма применяется и в отношении закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период. В соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон о бюджете вступает в силу с 1 января финансового года.

79. На период после планового периода объемы финансового обеспечения государственной программы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации указываются в соответствии с предельными объемами расходов бюджета субъекта Российской Федерации на государственную программу, утвержденными в составе бюджетного прогноза субъекта Российской Федерации на долгосрочный период.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный прогноз (изменения бюджетного прогноза) субъекта Российской Федерации на долгосрочный период утверждается в срок, не превышающий двух месяцев со дня официального опубликования закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

80. Планирование бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на реализацию государственной программы в очередном финансовом году и плановом периоде осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, регулирующими порядок составления проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и проекта бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период, и актами, определяющими вопросы планирования бюджетных ассигнований, а также с учетом результатов реализации государственной программы за предыдущий год.

81. При внесении изменений в государственную программу в соответствии с требованием статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объемы финансового обеспечения государственной программы в отчетном финансовом году приводятся в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на 31 декабря.

При внесении изменений в государственную программу в соответствии с требованием статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации коды бюджетной классификации, присвоенные структурным элементам государственной программы, наименования структурных элементов и объемы бюджетных ассигнований на их реализацию должны быть приведены в соответствие с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и с законом субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период.

82. При изменении в течение финансового года объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственной программы, оказывающем влияние на основные параметры государственной программы, корректировке подлежат показатели (индикаторы) государственной программы (подпрограмм), конечные результаты, состав основных мероприятий/ведомственных целевых программ.

Если планируемые изменения объема бюджетных ассигнований влекут за собой изменение значений показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы) более чем на 5% от запланированного до внесения изменений, то в государственную программу вносятся изменения.

Если планируемые изменения объема бюджетных ассигнований обуславливают введение новых основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) и/или показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы), либо прекращение реализации отдельных основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ), то в государственную программу вносятся изменения.

83. Финансовое обеспечение государственной программы осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований в случае предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий местным бюджетам. Оценка предполагаемых (планируемых) объемов средств местных бюджетов на реализацию государственной программы указывается в приложении по форме таблицы № 5 «Информация о прогнозируемых расходах бюджетов бюджетной системы и юридических лиц на реализацию основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) подпрограмм государственной программы».

84. Финансовое обеспечение государственной программы осуществляется за счет средств юридических лиц (унитарных предприятий, хозяйственных товариществ, обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций) в случае их участия в реализации государственной программы. Оценка предполагаемых (планируемых) объемов средств юридических лиц на реализацию государственной программы указывается в приложении по форме таблицы № 5 «Информация о прогнозируемых расходах бюджетов бюджетной системы и юридических лиц на реализацию основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) подпрограмм государственной программы».

85. Финансовое обеспечение государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета в случае наличия в государственной программе мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Оценка предполагаемых (планируемых) объемов средств федерального бюджета на реализацию государственной программы указывается в приложении по форме таблицы № 5 «Информация о прогнозируемых расходах бюджетов бюджетной системы и юридических лиц на реализацию основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) подпрограмм государственной программы».

 

X. Принципы управления государственной программой

 

86. Текущее управление реализацией государственной программы осуществляется ответственным исполнителем в соответствии с полномочиями, указанными в пункте 97Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации.

87. Механизмы взаимодействия ответственного исполнителя при реализации государственной программы с соисполнителями, исполнителями, с федеральными органами исполнительной власти, с органами местного самоуправления, с юридическими лицами устанавливаются в разделе текстовой части государственной программы «Порядок управления реализацией государственной программы».

88. В целях координации хода реализации государственной программы по решению ответственного исполнителя создается межведомственная рабочая группа. Деятельность межведомственной рабочей группы должна осуществляться в соответствии с положением о межведомственной рабочей группе и регламентом деятельности межведомственной рабочей группы.

Межведомственная рабочая группа должна являться коллегиальным органом, координирующим взаимодействие ответственного исполнителя, соисполнителей, исполнителей, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в целях реализации государственной программы.

Основными задачами межведомственной рабочей группы, в частности, являются:

· выработка согласованных решений по реализации государственной программы;

· контроль за реализацией государственной программы;

· анализ хода реализации государственной программы, подготовка предложений по повышению ее качества.

На межведомственную рабочую группу возлагаются следующие функции:

· координация взаимодействия непосредственных исполнителей основных мероприятий/ведомственных целевых программ, мероприятий, проектов (программ), федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в целях реализации государственной программы;

· рассмотрение и одобрение плана реализации государственной программы;

· рассмотрение предложений по формированию порядка управления реализацией государственной программы;

· рассмотрение и согласование годового отчета о ходе реализации государственной программы;

· разрешение разногласий, возникающих в ходе реализации государственной программы между ответственным исполнителем, соисполнителями, исполнителями;

· текущий (оперативный) мониторинг реализации государственной программы;

· рассмотрение результатов оценки эффективности реализации государственной программы за отчетный период;

· обобщение опыта работы по реализации государственной программы и утверждение рекомендаций для исполнителей, органов местного самоуправления и организаций по повышению эффективности этой работы.

В состав межведомственной рабочей группы должны входить представители ответственного исполнителя, соисполнителей, исполнителей.

Сведения о создании межведомственной рабочей группы представляются в разделе текстовой части государственной программы «Порядок управления реализацией государственной программы».

89. Ответственный исполнитель несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) государственной программы, а также конечных результатов ее реализации.

В соответствии со статьей 29.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации несет ответственность за недостижение запланированных результатов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, включая установленные государственными программами показатели эффективности их реализации.

В связи с этим руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определенных в качестве ответственных исполнителей, несут персональную ответственность за достижение показателей (индикаторов) государственной программы, а также за эффективность реализации государственной программы.

Руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определенных в качестве ответственных исполнителей, несут персональную ответственность за достижение показателей (индикаторов) подпрограмм государственной программы, в случае если ответственный исполнитель является ответственным за данную подпрограмму.

Руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определенных в качестве соисполнителей, несут персональную ответственность за достижение показателей (индикаторов) подпрограммы государственной программы.

Руководитель территориального государственного внебюджетного фонда несет персональную ответственность за достижение показателей (индикаторов) подпрограммы государственной программы, в случае если территориальный государственный внебюджетный фонд является соисполнителем, ответственным за данную подпрограмму.

90. В случае отсутствия межведомственной рабочей группы, осуществляющей функции по разрешению разногласий, возникающих в ходе реализации государственной программы между ответственным исполнителем, соисполнителями, исполнителями, разногласия разрешаются заместителями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, координирующими и контролирующими деятельность ответственного исполнителя и соисполнителей в соответствии с распределением обязанностей.

Заместители руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, координирующие и контролирующие деятельность ответственного исполнителя в соответствии с распределением обязанностей, несут персональную ответственность за эффективную реализацию государственной программы.

91. Текущее управление реализацией государственной программы осуществляется ответственным исполнителем в соответствии с планом реализации государственной программы.

Управление реализацией подпрограммой государственной программы осуществляется соисполнителем в соответствии с планом реализации государственной программы в части подпрограммы.

Разработка плана реализации государственной программы на очередной финансовый год и плановый период направлена на выполнение следующих управленческих функций ответственного исполнителя:

· определение приоритетов деятельности соисполнителей и исполнителей на среднесрочный период;

· организация и координация деятельности структурных подразделений ответственного исполнителя, а также соисполнителей и исполнителей по реализации государственной программы;

· мониторинг и оценка промежуточных результатов реализации государственной программы;

· информирование общества о целях, задачах и результатах реализации государственной политики в сфере ведения ответственного исполнителя.

План реализации государственной программы формируется в соответствии с пунктом 71 Методических указаний.

92. Все проекты (программы), указанные в приложении к государственной программе «Перечень основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) государственной программы» (таблица № 3), срок реализации которых определен в период на очередной финансовый год и плановый период, включаются в план реализации государственной программы.

При планировании мероприятий в составе основных мероприятий необходимо учитывать взаимозависимость и последовательность их выполнения.

Мероприятия должны оказывать существенное влияние на результат выполнения основного мероприятия, сроки его выполнения, а также на достижение показателей (индикаторов) подпрограмм государственной программы. Основными характеристиками мероприятий являются: значимость, определенная дата выполнения, возможность однозначной оценки факта выполнения и его документальное подтверждение.

В план реализации государственной программы включаются мероприятия ведомственных целевых программ.

В план реализации государственной программы необходимо включать мероприятия, содержащиеся в иных планах деятельности ответственного исполнителя, соисполнителей, исполнителей (например, «дорожных картах», планах закупок, планах законопроектной деятельности и других документах) в случае, если данные мероприятия имеют отношение к сфере реализации государственной программы.

93. Внесение изменений в план реализации государственной программы осуществляется путем внесения изменений в государственную программу.

Соисполнители и исполнители вправе представлять ответственному исполнителю предложения по изменению (дополнению) плана реализации государственной программы.

Предложения по изменению (дополнению) плана реализации государственной программы принимаются ответственным исполнителем при условии, что планируемые изменения не приведут к корректировке цели и/или задач, и/или конечных результатов государственной программы, а также к ухудшению плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы.

При внесении изменений в план реализации государственной программы соисполнители и исполнители согласовывают изменения только в части тех основных мероприятий (мероприятий)/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ), ответственными за выполнение которых они являются.

Ответственный исполнитель вправе на основе предложений соисполнителей и/или исполнителей внести изменения в государственную программу в части изменения (дополнения) только плана реализации государственной программы по упрощенной процедуре. При этом обязательным остается только согласование с соисполнителями и исполнителями, а также с экономическим органом и с финансовым органом субъекта Российской Федерации. Предметом согласования экономическим органом и финансовым органом при рассмотрении внесения данных изменений в государственную программу является только план реализации государственной программы. Замечания к иным положениям государственной программы в этом случае не представляются.

 

XI. Оценка программы на этапе ее разработки

 

94. С целью определения качества государственной программы как программного документа экономическим органом проводится оценка эффективности (качества) государственной программы на этапе ее разработки.

Проект государственной программы подлежит оценке на соответствие качества его подготовки и полноты содержания положениям Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации и настоящим Методическим указаниям.

95. Оценка осуществляется по следующим критериям:

1. Требования по содержанию:

1.1. Цель и задачи государственной программы соответствуют приоритетам и целям социально-экономического развития, определенным в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...