Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Об утверждении методических указаний по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации 3 страница




44. Паспорт подпрограммы государственной программы оформляется по форме согласно приложению № 2 к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации и заполняется аналогично паспорту государственной программы с учетом указанных в данном пункте особенностей.

В графе «Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель государственной программы)» указывается орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главный распорядитель средств территориального государственного внебюджетного фонда, являющийся ответственным за реализацию данной подпрограммы.

В графе «Исполнители подпрограммы» указываются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и/или главный распорядитель средств территориального государственного внебюджетного фонда, являющиеся ответственными за реализацию одного или нескольких основных мероприятий/ ведомственных целевых программ и/или проектов (программ).

 

VI. Требования к формированию текстовой части государственной программы

 

45. Текстовая часть государственной программы содержит:

· цель и задачи реализуемой государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

· прогноз развития соответствующей сферы и прогноз конечных результатов государственной программы по итогам ее реализации;

· характеристику основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) подпрограмм;

· описание рисков реализации государственной программы, в том числе недостижения показателей (индикаторов) государственной программы, а также описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации;

· порядок управления реализацией государственной программы.

46. В случае участия в реализации государственной программы муниципальных образований, текстовая часть государственной программы содержит общие требования к политике муниципальных образований в соответствующей сфере (включая общую характеристику участия муниципальных образований в реализации государственной программы).

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае участия муниципальных образований в государственных программах субъекта Российской Федерации вправе предъявлять к муниципальным программам общие требования, касающиеся соответствия их целей, инструментов и механизмов достижения этих целей, а также целевых показателей (индикаторов) соответствующим государственным программам субъекта Российской Федерации, в том числе установленных в разрезе муниципальных образований. При этом органы местного самоуправления самостоятельно определяют наименования соответствующих муниципальных программ, их структуру (количество и состав подпрограмм, основных мероприятий/ведомственных целевых программ), сроки реализации.

47. Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и прогноз конечных результатов государственной программы по итогам ее реализации осуществляются на основе текущего состояния данной сферы развития с учетом параметров прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный период, а также иных стратегических документов в сфере реализации государственной программы, в том числе аналогичных (при наличии) государственных программ Российской Федерации.

При описании прогноза конечных результатов государственной программы по итогам ее реализации необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений в сфере реализации государственной программы.

Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и прогноз конечных результатов государственной программы по итогам ее реализации включают результаты оценки планируемой эффективности реализации государственной программы с целью обоснования предложенных способов достижения цели и решения задач государственной программы.

48. Оценка планируемой эффективности государственной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации с целью обоснования предложенных способов достижения цели и решения задач государственной программы. Такая оценка должна быть основана на оценке планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.

Оценка планируемой эффективности должна содержать количественное описание связи динамики значений показателей (индикаторов) реализации государственной программы с динамикой значений показателей уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. При невозможности представления количественного описания приводится качественное описание.

При оценке планируемой эффективности в зависимости от сферы реализации государственной программы приводится оценка влияния реализации государственной программы на целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы экономики (ускорение темпов роста производства, темпов роста производительности труда, создание новых рабочих мест), государственного управления, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере реализации государственной программы.

Оценка планируемой эффективности реализации государственной программы приводится в составе сведений «Обоснование необходимого объема бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации» и включается в дополнительные материалы к государственной программе.

49. Характеристика основных мероприятий/ведомственных целевых программ подпрограммы включает описание ключевых направлений деятельности исполнителя основного мероприятия, раскрывающих его содержание (краткая характеристика мероприятия в составе основного мероприятия).

Характеристика ведомственных целевых программ включает краткое описание цели и задач, на решение которых направлена ведомственная целевая программа.

Характеристика проектов (программ) должна включать краткое описание содержания проектов (программ) и соответствовать паспортам проектов (программ), утвержденных в установленном порядке.

50. В разделе «Описание рисков реализации государственной программы, в том числе рисков недостижения показателей (индикаторов) государственной программы, а также описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации» необходимо идентифицировать риски и разработать комплекс мер по предотвращению (профилактике) возникновения отдельных рисков, при наличии такой возможности, а также по снижению влияниярисков на достижение цели и решение задач государственной программы в случае наступления риска.

Раздел должен включать:

· определение рисков, влияющих на достижение цели государственной программы;

· оценку влияния рисков на достижение цели государственной программы и вероятности возникновения рисков;

· меры по профилактике рисков и преодолению негативных последствий наступивших рисков в ходе реализации государственной программы.

51. Описание рисков реализации государственной программы включает описание внешних рисков (вероятных явлений, событий, процессов, не зависящих от ответственного исполнителя, соисполнителей и исполнителей государственной программы) и внутренних рисков (вероятных явлений, событий, процессов, зависящих от ответственного исполнителя, соисполнителей и исполнителей государственной программы).

52. К внешним рискам относятся следующие риски:

· макроэкономические риски, обусловленные ускорением инфляции, колебаниями обменного курса рубля, кризисными явлениями в российской и мировой экономике, в финансовом секторе и другие макроэкономические риски;

· природно-климатические и экологические риски, проявляющиеся в возникновении обстоятельств непреодолимой силы, связанных с масштабными природными и техногенными катастрофами;

· правовые риски, проявляющиеся в несовершенстве законодательной и нормативно-правовой базы на федеральном уровне, в установлении норм ограничительного характера, в несвоевременном принятии на федеральном уровне решений, необходимых для эффективной реализации государственной программы;

· коммерческие риски, связанные с невыполнением инвестиционных проектов, реализуемых  частными инвесторами за счет собственных средств или на условиях государственно-частного партнерства;

· финансовые риски, связанные с сокращением запланированных межбюджетных трансфертов в бюджет субъекта Российской Федерации из федерального бюджета;

· иные внешние риски.

53. К внутренним рискам относятся следующие риски:

· операционные риски, связанные с неэффективным управлением реализацией государственной программы, низким качеством межведомственного взаимодействия, недостаточным контролем за реализацией государственной программы и т.д.

· кадровые риски, обусловленные значительным дефицитом высококвалифицированных кадров в сфере реализации государственной программы, и другие кадровые риски;

· иные внутренние риски.

54. Риски различаются по характеру влияния на сферу реализации государственной программы:

· типичные риски – риски, наступление которых не зависит от сферы реализации государственной программы;

· уникальные (специфические) риски – риски, которые присущи только сфере реализации государственной программы.

55. К типичным рискам могут быть отнесены:

1) макроэкономические риски, обусловленные изменениями показателей роста экономики, доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и т. п.;

2) правовые риски, выражающиеся в изменениях законодательной и нормативно-правовой базы;

3) управленческие риски, связанные с неэффективным управлением реализацией государственной программы

56.Уникальные риски определяются в зависимости от специфичности сферы реализации государственной программы. Например, в государственной программе, направленной на развитие агропромышленного комплекса, к уникальным рискам могут быть отнесены природно-климатические риски; в государственной программе, направленной на развитие транспортной системы - коммерческие риски, которые связаны с невыполнением инвестиционных проектов, реализуемых инвесторами за счет собственных средств или на условиях государственно-частного партнерства.

57. Оценка рисков осуществляется с помощью двух параметров: вероятности наступления риска и степени влияния риска на достижение цели государственной программы. Возможны следующие варианты:

· высокая вероятность наступления и высокое влияние на достижение цели;

· низкая вероятность наступления и низкое влияние на достижение цели;

· высокая вероятность наступления, но незначительное влияние на достижение цели;

· низкая вероятность наступления, но значительное влияние на достижение цели.

Комплекс мер управления рисками выбирается исходя из того, к какой из групп отнесен конкретный фактор риска, как указано в таблице 57.1.  

 

Таблица 57.1

 

Оценка рисков Меры реагирования
Высокая вероятность наступления и значительное влияние на достижение цели. Реагирование - таким рискам стоит уделять повышенное внимание, а решения должны носить оперативный характер.
Низкая вероятность наступления и незначительное влияние на достижение цели. Наблюдение - данные риски позволяют не принимать никаких действий со стороны ответственного исполнителя, соисполнителей и исполнителей государственной программы.
Высокая вероятность наступления, но незначительное влияние на достижение цели. Профилактика, направленная на уменьшение вероятности наступления риска.
Низкая вероятность наступления, но значительное влияние на достижение цели. Прогнозирование и разработка комплекса мероприятий по снижению влияния на реализацию государственной программы наступления рисков.

 

58. В составе мер по управлению рисками реализации государственной программы приводятся меры по профилактике рисков и минимизации последствий наступления рисков.

В рамках мер по профилактике реализации рисков предусматривается разработка комплекса мероприятий и способов снижения вероятности возникновения рисков.

В рамках мер по минимизации последствий наступления рисков предусматривается разработка комплекса мероприятий и способов снижения масштабов неблагоприятных последствий реализации рисков в рамках реализации государственной программы.

59. Порядок управления реализацией государственной программы разрабатывается ответственным исполнителем на основе предложений соисполнителей и исполнителей в целях регламентации работ по управлению реализацией мероприятий государственной программы.

Раздел «Порядок управления реализацией государственной программы» содержит информацию:

· о механизме взаимодействия ответственного исполнителя с соисполнителями и исполнителями при реализации государственной программы в соответствии с полномочиями, установленными в Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации;

· о механизмах взаимодействия ответственного исполнителя и/или соисполнителя с федеральными органами исполнительной власти (при наличии в государственной программе мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета);

· о механизмах взаимодействия ответственного исполнителя и/или соисполнителя с органами местного самоуправления (при наличии в государственной программе мероприятий с участием муниципальных образований);

· о механизмах взаимодействия ответственного исполнителя и/или соисполнителя с юридическими лицами при наличии в государственной программе мероприятий с их участием;

· о наличии рабочих групп, координирующих ход реализации государственной программы;

· о персонализации ответственности за реализацию государственной программы.

60. К общим требованиям к политике муниципальных образований в соответствующей сфере относятся:

· требования о реализации политики муниципальных образований в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации в сфере реализации государственной программы;

· требования о синхронизации мероприятий муниципальных программ, в том числе по срокам, с мероприятиями государственной программы;

· требования о согласованности действий органов местного самоуправления и ответственного исполнителя и/или соисполнителя и/или исполнителей в ходе реализации государственной программы;

· общая информация об условиях предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (в случае использования средств этих трансфертов при реализации государственной программы или аналогичных программ муниципальных образований).

Общая информация об условиях предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам включает целевое назначение межбюджетных трансфертов, краткое описание условий их предоставления, принципы распределения между муниципальными образованиями, краткое описание мер финансовой ответственности муниципальных образований.

61. Общая характеристика участия муниципальных образований в соответствующей сфере реализации государственной программы содержит:

· сведения об основных мероприятиях/ведомственных целевых программах, в реализации которых предусмотрено участие муниципальных образований;

· описание деятельности муниципальных образований в сфере реализации государственной программы;

· перечень показателей (индикаторов) государственной программы в разрезе муниципальных образований.

62. Перечень показателей (индикаторов) государственной программы формируется в разрезе муниципальных образований, с их плановыми значениями по годам реализации государственной программы, а также в разрезе подпрограмм государственной программы с указанием целей и задач подпрограмм по форме таблицы № 2.

 

VII. Требования к формированию приложений к текстовой части государственной программы

 

63. Приложения к текстовой части государственной программы содержат:

· перечень показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограмм) с их плановыми значениями по годам реализации государственной программы;

· перечень основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) подпрограмм с указанием сроков их реализации, исполнителей и взаимосвязи с показателями (индикаторами) подпрограмм;

· информацию о финансовом обеспечении реализации основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) подпрограмм за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (с расшифровкой по главным распорядителям бюджетных средств и по годам реализации государственной программы);

· информацию о прогнозируемых расходах других бюджетов бюджетной системы и юридических лиц на реализацию основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) подпрограмм;

· основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и/или конечных результатов государственной программы с указанием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов;

· оценку объема выпадающих доходов бюджета субъекта Российской Федерации в результате применения налоговых льгот, освобождений, преференций, мер тарифного регулирования, иных мер государственного регулирования;

· предельные объемы средств бюджета субъекта Российской Федерации на исполнение долгосрочных государственных контрактов в целях реализации основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) подпрограмм (в случае заключения долгосрочных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации);

· правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований (в случае если государственной программой предусматривается предоставление таких субсидий).

· план реализации государственной программы на очередной финансовый год и плановый период.

64. Перечень основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) подпрограмм содержит информацию о составе основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ), сроках их реализации с указанием исполнителей и ожидаемых результатов, сгруппированных по задачам подпрограмм, а также сведения о взаимосвязи основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) с показателями (индикаторами) государственной программы (подпрограмм), по форме таблицы № 3.

65. Информация о финансовом обеспечении реализации основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) подпрограмм за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда представляется по форме таблицы № 4.

Приложение «Информация о финансовом обеспечении реализации основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) подпрограмм за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда» (Таблица № 4) содержит информацию об объемах бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на реализацию государственной программы по годам ее реализации, в разрезе подпрограмм, основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ), а также исполнителей.

В случае отсутствия в государственной программе бюджетных ассигнований бюджета территориального государственного внебюджетного фонда в наименовании таблицы № 4 слова «и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда» не приводятся, а также не заполняются строки «бюджет территориального государственного внебюджетного фонда».

66. Объемы финансового обеспечения государственной программы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда указываются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и законом субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период.

Объемы финансового обеспечения государственной программы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на период после планового периода определяются исходя из утвержденных в составе бюджетного прогноза субъекта Российской Федерации на долгосрочный период предельных объемов расходов на реализацию государственной программы.

Объемы финансового обеспечения государственной программы за пределами планового периода могут быть отражены в агрегированном виде, т.е. по годам ее реализации, по ответственному исполнителю, соисполнителям и исполнителям, по подпрограммам. Объемы финансового обеспечения государственной программы за пределами планового периода в разрезе основных мероприятий/ведомственных целевых программ могут быть отражены по решению ответственного исполнителя.

Подходы к определению объема финансирования государственной программы описаны в разделе IX. «Подходы к определению объема финансирования государственной программы».

67. В реализации государственной программы могут принимать участие юридические лица, цели деятельности которых соответствуют целям государственной программы и/или подпрограмм.

Информация об участии в реализации государственной программы органов местного самоуправления муниципальных образований, унитарных предприятий, учреждений, хозяйственных товариществ и обществ, в том числе обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, приводится на основе обобщения соответствующих сведений по форме таблицы № 5.

Приложение «Информация о прогнозируемых расходах бюджетов бюджетной системы и юридических лиц на реализацию основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) подпрограмм» (Таблица № 5) содержит информацию о предполагаемых (планируемых) объемах средств местных бюджетов (в случае участия муниципальных образований в государственной программе), федерального бюджета (в случае наличия в государственной программе соответствующих мероприятий), юридических лиц (в случае их участия в государственной программе) по годам реализации государственной программы, в разрезе подпрограмм и основных мероприятий/ведомственных целевых программ с группировкой по задачам подпрограмм.

В графе «Механизм привлечения средств» указывается информация о правовых актах, соглашениях, договорах, контрактах, гарантийных письмах и т.п., обеспечивающих подтверждение запланированного объема привлечения средств из федерального бюджета, местных бюджетов и средств юридических лиц. Информация должна содержать название документа, дату и номер[10]. При невозможности предоставления соответствующих сведений указывается иное обоснование планируемых объемов финансирования из данных источников. Механизм привлечения средств указывается только по отношению к очередному году, и подлежит уточнению ежегодно при внесении изменений в государственную программу в соответствии с требованием статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В случае отсутствия в государственной программе мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств какого-либо из указанных источников (бюджет субъекта Российской Федерации, бюджет территориального государственного внебюджетного фонда, федеральный бюджет, местные бюджеты, средства юридических лиц), соответствующая строка исключается из таблицы № 5.

68. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы, направленных на достижение цели государственной программы, приводятся по форме таблицы № 6.

При описании мер правового регулирования в сфере реализации государственной программы приводятся сведения о перечне наиболее значимых правовых актов, планируемых к разработке в очередном финансовом году и плановом периоде в целях достижения цели и/или конечных результатов государственной программы, основных положениях указанных правовых актов.

Приложение «Основные меры правового регулирования государственной программы» (Таблица №6) содержит информацию о сроках разработки правовых актов, об ответственных за разработку (органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган управления территориального государственного внебюджетного фонда).

Меры правового регулирования в части наиболее значимых правовых актов должны быть включены в план реализации государственной программы на очередной финансовый год и плановый период.

69. В финансовом обеспечении реализации государственной программы необходимо учитывать налоговые и неналоговые расходы в качестве дополнительного источника финансирования.

В случае использования для достижения цели государственной программы налоговых инструментов необходимо привести обоснования необходимости их применения с финансовой оценкой результата применения налоговых льгот, освобождений, преференций по годам реализации государственной программы.

Оценка объема выпадающих доходов бюджета субъекта Российской Федерации в результате применения налоговых льгот, освобождений, преференций приводится по форме таблицы № 7.

70. В соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации в рамках основных мероприятий/ведомственных целевых программ может предусматриваться возможность заключения долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, если исполнением таких долгосрочных государственных контрактов обусловлено достижением цели государственной программы.

Также в рамках основных мероприятий/ведомственных целевых программ может предусматриваться возможность заключения долгосрочных государственных контрактов на поставку товаров, условиями которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрены встречные обязательства, не связанные с предметами их исполнения, если исполнением таких долгосрочных государственных контрактов обусловлено достижение цели государственной программы.

В случае заключения долгосрочных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации по форме таблицы № 8 приводятся предельные объемы средств бюджета субъекта Российской Федерации на исполнение долгосрочных государственных контрактов в целях реализации основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) подпрограмм.

71. План реализации государственной программы на очередной финансовый года и плановый период (далее – план реализации государственной программы) формируется в соответствии с требованиями, установленными Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации, и приводится по форме таблицы № 9.

План реализации государственной программы разрабатывается ответственным исполнителем на основе предложений соисполнителей и исполнителей на очередной финансовый год и плановый период и содержит:

· перечень основных мероприятий (мероприятий)/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ);

· информацию об исполнителях, ответственных за выполнение основных мероприятий (мероприятий)/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ);

· сроки выполнения основных мероприятий (мероприятий)/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ);

· объемы бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на реализацию основных мероприятий (мероприятий)/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ);

· объемы расходов на реализацию основных мероприятий (мероприятий)/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) из других источников.

При заполнении таблицы № 9 в графе «Исполнитель, ответственный за выполнение» указывается должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за выполнение подпрограммы, основного мероприятия/ведомственной целевой программы, мероприятия, проекта (программы).

В графе «Срок выполнения» указывается плановая дата выполнения мероприятия, проекта (программы), которая не должна выходить за пределы планового периода. Срок выполнения по подпрограммам указывается в соответствии со сроком окончания реализации подпрограммы, установленным в паспорте подпрограммы. Срок выполнения по основным мероприятиям/ведомственным целевым программам указывается в соответствии со сроком окончания реализации основного мероприятия/ведомственной целевой программы, установленным в приложении «Перечень основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ) государственной программы» по форме таблицы № 3.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...