Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Об утверждении методических указаний по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации 1 страница




 

 

Во исполнение пункта 17 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации, п р и к а з ы в а е м:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации.

2. Настоящий приказ вступает в силу с _______________.

 

 

Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление и нормативно-правовое регулирование в сфере стратегического планирования экономического и социального развития субъекта Российской Федерации   Руководитель финансового органа субъекта Российской Федерации
  ______________________ Ф.И.О.         (подпись)     ______________________ Ф.И.О.             (подпись)

 


 

Утверждены

приказом _______________________________

(наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление и нормативно-правовое регулирование в сфере стратегического планирования экономического и социального развития субъекта Российской Федерации)
  от____________________ №_____

приказом _____________________________

(наименование финансового органа субъекта Российской Федерации)
  от_________________ №_____

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие методические указания по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации (далее – Методические указания) подготовлены с целью методологического обеспечения комплексного подхода к работе с государственными программами субъекта Российской Федерации с учетом требований Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации и разъяснения механизмов применения его положений.

2. Методические указания устанавливают детальные требования к разработке и реализации государственных программ субъекта Российской Федерации (далее – государственные программы), порядку проведения мониторинга реализации государственных программ и оценке их эффективности.

3. Понятия, используемые в Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации.

4. В соответствии с порядком проведения общественного обсуждения документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации[1], проект государственной программы (проект внесения изменений в государственную программу) подлежит общественному обсуждению.

Общественное обсуждение не проводится в отношении проекта внесения в государственную программу изменений, предусматривающих только корректировку приложения, содержащего правила предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований и/или план реализации государственной программы на очередной финансовый год и плановый период.

 

Общественное обсуждение не проводится в отношении проекта внесения в государственную программу изменений, предусматривающих корректировку объемов бюджетных ассигнований в пределах общего объема бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета территориального государственного внебюджетного фонда) на реализацию государственной программы на очередной финансовый год в целях соблюдения условий софинансирования из федерального бюджета.

Общественное обсуждение не проводится в отношении проекта внесения в государственную программу изменений, предусматривающих изменения состава соисполнителей и/или исполнителей государственной программы и/или их полномочий в результате перераспределения полномочий между органами государственной власти.

5. В соответствии с порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации[2], проект государственной программы (проект внесения изменений в государственную программу) подлежит антикоррупционной экспертизе.

6. В соответствии с Правилами государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования[3], государственная программа подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.

 

II. Основания для разработки государственной программы

 

7. Основанием для разработки государственной программы является перечень государственных программ субъекта Российской Федерации, утвержденный распоряжением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации[4].

8. В перечень государственных программ субъекта Российской Федерации включаются государственные программы, необходимые для реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации[5], стратегии социально-экономического развития макрорегиона, в состав которого входит субъект Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.

В случае если на федеральном уровне утверждена и реализуется государственная программа Российской Федерации, направленная на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в субъекте Российской Федерации может быть разработана аналогичная государственная программа[6].

9. Перечень государственных программ субъекта Российской Федерации включается в план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации[7].

10. Государственная программа исключается из перечня государственных программ субъекта Российской Федерации в случае окончания ее реализации, либо признания ее неэффективной и нецелесообразной по итогам оценки эффективности реализации государственной программы, либо в случае досрочного завершения реализации государственной программы на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, путем внесения изменений в распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении перечня государственных программ.

 

III. Требования к цели, задачам и показателям (индикаторам) государственной программы

 

11. Для государственной программы формулируется одна цель, которая должна соответствовать приоритетам и целям социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере, установленным в документах стратегического планирования, и определять конечные результаты реализации государственной программы.

К таким документам стратегического планирования относятся:

· стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, определяющая приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

· стратегия социально-экономического развития макрорегиона, в состав которого входит субъект Российской Федерации;

· отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации, определяющие развитие отдельной сферы или отрасли ;

· государственные программы Российской Федерации;

· иные документы стратегического планирования.

 

12. Цель государственной программы необходимо формулировать исходя из следующих критериев:

· специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной программы);

· конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование цели);

· измеримость (достижение цели можно измерить);

· достижимость (цель должна быть достижима к заданному сроку);

· релевантность (соответствие формулировки цели конечным результатам реализации государственной программы).

Формулировка цели должна быть краткой и четкой и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.

Необходимо избегать формулировок, характеризующих процесс, текущую деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществление функций органа исполнительной власти, например, «решение задач», «реализация государственной политики», «осуществление функций» и подобных им.

В формулировке цели недопустимо использовать значения показателей (индикаторов) государственной программы, конечные результаты ее реализации.

При формировании цели предлагается использовать термины, описывающие характер изменений, осуществляемых в ходе реализации государственной программы и направленных на улучшение показателей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

13. Достижение цели обеспечивается за счет решения задач государственной программы. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения цели и охватывать все сферы реализации государственной программы.

Не допускается дублирование (идентичные формулировки) цели и задач государственной программы.

К формулировкам задач предъявляются требования, аналогичные требованиям к цели государственной программы, за исключением определения конечных результатов реализации государственной программы. Задача государственной программы должна определять только непосредственные результаты реализации государственной программы.

Допускается формулировка задач государственной программы в разрезе подотраслей отдельной отрасли с учетом полномочий, которыми наделены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Для достижения цели государственной программы не рекомендуется формулировать более 7 задач.

14. Количество показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограмм) формируется исходя из принципов необходимости и достаточности для характеристики достижения цели и решения задач государственной программы. Оптимальным является использование не более 5 показателей (индикаторов), характеризующих достижение цели государственной программы.

При выборе состава показателей (индикаторов) предпочтения отдаются показателям (индикаторам), характеризующим решение наиболее актуальных проблем в сфере реализации государственной программы. Используемая система показателей (индикаторов) государственной программы должна позволять очевидным образом оценивать прогресс в достижении цели и решения всех задач государственной программы по годам реализации.

Показатели (индикаторы) государственной программы характеризуют конечные результаты ее реализации. Показатели (индикаторы) подпрограммы могут характеризовать как непосредственные, так и конечные результаты реализации подпрограммы. Показатели (индикаторы) государственной программы и подпрограмм не могут дублировать друг друга.

Значения показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы) на дату окончания реализации государственной программы (подпрограммы), в том числе рассчитанные накопительным итогом являются конечными (финальными) результатами реализации государственной программы (подпрограммы).

Значения показателей (индикаторов) государственной программы и подпрограмм должны формироваться с учетом параметров прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период и долгосрочный период, а также объемов финансового обеспечения государственной программы в соответствии с бюджетным прогнозом субъекта Российской Федерации на долгосрочный период.

15. Используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:

· адекватность - показатель (индикатор) либо их совокупность должны очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели;

· точность - погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации государственной программы;

· релевантность - не допускается использование показателей (индикаторов), улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел;используемые показатели (индикаторы) должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей государственной программы к искажению результатов реализации государственной программы;

· сопоставимость - выбор показателей (индикаторов) необходимо осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды;

· однозначность - определение показателя (индикатора) должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями, для чего необходимо избегать показателей (индикаторов), не имеющих четкого, общепринятого определения;

· экономичность - получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами, показатели (индикаторы) должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации;

· проверяемость - способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки реализации государственной программы;

· своевременность и регулярность - отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования.

16. Из формулировки показателя (индикатора) не должна быть очевидна желаемая тенденция изменения его значений, отражающая достижение цели. Желаемая тенденция должна задаваться динамикой планируемых значений показателей (индикаторов).

В качестве показателей (индикаторов), характеризующих достижение цели государственной программы (подпрограммы), необходимо в приоритетном порядке использовать относительные, а не абсолютные показатели.

Необходимо минимизировать количество показателей, отчетные данные по которым формируются со значительным временным лагом, поскольку отсутствие фактических значений в момент оценки эффективности реализации государственных программ приводит к искажению результатов оценки и снижает практическую полезность оценки эффективности реализации государственных программ для принятия управленческих решений.

Перечень показателей (индикаторов) государственной программы необходимо формировать с учетом возможности получения фактических значений данных показателей (индикаторов) не позднее срока представления годового отчета о ходе реализации государственной программы.

17. В число используемых показателей (индикаторов) государственных программ (подпрограмм) по сферам реализации должны включаться:

· показатели, содержащиеся в указах Президента Российской Федерации в случае, если достижение цели и решение задач государственной программы характеризуются показателями, установленными в указах:

o от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2012 № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»);

o от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»;

o от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

o от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»;

o от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

o от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»;

o от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

o от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

· показатели эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации, определенные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

· показатели (индикаторы) государственных программ Российской Федерации, установленные для субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах социально-экономического развития;

· показатели, отражающие сводные параметры государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в части качества и объема предоставляемых в рамках основных мероприятий/ведомственных целевых программ подпрограмм государственных услуг (выполняемых работ);

· показатели, отражающие сводные значения показателей результативности использования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, установленные в соглашениях по предоставлению указанных субсидий;

· показатели приоритетных проектов (программ), реализуемых в составе государственной программы;

· показатели производительности труда, создания рабочих мест (для государственных программ, направленных на развитие отраслей экономики);

· показатели, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (для государственных программ, реализуемых в сферах социального развития, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики);

· иные показатели, необходимые для включения в состав показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограмм).

18. Для каждого показателя (индикатора) должна существовать возможность сопоставления его текущего значения с предыдущим значением в рамках государственной программы. Не допускается изменять методики расчета показателей (индикаторов) в течение срока реализации государственной программы, за исключением условий, установленных в третьем абзаце настоящего пункта.

Внесение изменений в состав и наименование показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограмм) в ходе ее реализации допускается в случае выделения новых подпрограмм (основных мероприятий/ведомственных целевых программ), изменения наименований аналогичных показателей (индикаторов), установленных государственными программами Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации, соглашениями, заключенными между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В ходе реализации государственной программы изменение состава и наименований показателей (индикаторов), методики их расчета допускается при наличии соответствующих замечаний от сторонних органов, согласующих изменения в государственную программу, в частности, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление и нормативно-правовое регулирование в сфере стратегического планирования экономического и социального развития субъекта Российской Федерации (далее - экономический орган), контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, по предложениям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и по решению высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации.

19. При формировании состава показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограмм) и их значений должны учитываться показатели стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития макрорегиона, в состав которого входит субъект Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, иных документов стратегического планирования.

При использовании показателей стратегических документов федерального уровня необходимо обеспечить единство методик расчета показателей (индикаторов) государственных программ субъекта Российской Федерации и показателей соответствующих стратегических документов федерального уровня и сопоставимость их результатов.

20. Показатели (индикаторы) государственной программы (подпрограмм) должны рассчитываться:

· на основе данных федерального статистического наблюдения, в том числе в разрезе муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (при наличии таких данных);

· по методикам, принятым международными организациями;

· по методикам, утвержденным федеральными органами исполнительной власти;

· по методикам, утвержденным органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом управления территориального государственного внебюджетного фонда.

21. Информация о перечне показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограмм) и их значениях приводится по форме таблицы № 1.

Перечень показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограмм) содержит информацию о составе показателей (индикаторов) государственной программы и ее подпрограмм, плановых значениях показателей (индикаторов) по годам реализации государственной программы, а также информацию о методике расчета показателей (индикаторов).

Если показатель (индикатор) разрабатывается в рамках работ, включенных в Федеральный план статистических работ, присваивается статус «1», если показатель (индикатор) разрабатывается по методикам, принятым международными организациями, - статус «2», по методикам, утвержденным органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, - статус «3», по методикам, утвержденным органом управления территориального государственного внебюджетного фонда, - статус «4», по методикам, утвержденным федеральными органами исполнительной власти, - статус «5».

Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы (подпрограмм), собираемых в рамках работ, включенных в Федеральный план статистических работ, представляются в составе дополнительных материалов к государственной программе по форме таблицы № 12.

Приложение содержит информацию о перечне показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограмм), значения которых определяются на основе данных федерального статистического наблюдения, о пункте Федерального плана статистических работ, наименование формы статистического наблюдения, используемой при формировании статистического показателя, а также реквизиты акта, которым она утверждена.

В таблице № 12 должны быть отражены все показатели (индикаторы) государственной программы (подпрограмм), которым присвоен статус «1» в столбце 4 таблицы № 1 «Перечень показателей (индикаторов) государственной программы и ее подпрограмм».

Если показатели (индикаторы) государственной программы (подпрограмм) рассчитываются не на основе данных федерального статистического наблюдения, сведения о методиках их расчета представляются в составе дополнительных материалов к государственной программе по форме таблицы № 13.

В таблице № 13 должны быть отражены все показатели (индикаторы) государственной программы (подпрограмм), которым присвоены статусы «2», «3», «4», «5» в столбце 4 таблицы № 1 «Перечень показателей (индикаторов) государственной программы и ее подпрограмм».

Таблица № 13 содержит сведения о методиках, принятых международными организациями и/или методиках, утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом управления территориального государственного внебюджетного фонда), и/или о методиках, утвержденных федеральными органами исполнительной власти.

22. Показатели (индикаторы), рассчитанные по методикам, утвержденным органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом управления территориального государственного внебюджетного фонда, применяются только при отсутствии возможности получить данные на основе федерального статистического наблюдения, а также невозможности применить показатели, рассчитанные по методикам, принятым международными организациями или федеральными органами исполнительной власти.

23. Соисполнители и исполнители государственной программы при утверждении методики расчета показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы) согласовывают методику расчета показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы) с ответственным исполнителем.

Сведения о методиках расчета показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограмм) приводятся в составе:

· наименование показателя (индикатора);

· единица измерения (выбирается из Общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ));

· алгоритм расчета показателя (индикатора) (формула);

· периодичность (годовая, квартальная, месячная);

· вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец отчетного периода, на конкретную дату);

· разрез наблюдения (территориальный, ведомственный, по видам экономической деятельности (ОКВЭД 2));

· базовые показатели для расчета показателя (индикатора);

· реквизиты акта (документа), утвердившего методику расчета показателей (индикаторов).

По каждому базовому показателю приводятся сведения о методе сбора информации и об ответственном за сбор данных по показателю. В случае если базовый показатель формируется на основе работ, включенных в Федеральный план статистических работ, указывается пункт Федерального плана статистических работ.

Методами сбора информации могут быть: периодическая отчетность, перепись, единовременное обследование (учет), бухгалтерская отчетность, финансовая отчетность, социологическое исследование, административная информация и т.п.

В случае если в отношении методик, принятых международными организациями и/или утвержденных федеральными органами исполнительной власти, отсутствует возможность указать реквизиты акта (документа), утвердившего методику, то в столбце 10 таблицы № 13 приводится ссылка на открытый источник публикации методики[8].

В целях обеспечения возможности ретроспективного анализа информации, использованной для расчета показателей (индикаторов), а также доступа заинтересованных лиц к необходимым сведениям, ответственному за расчет показателей (индикаторов) необходимо вести архив исходных данных, использованных при расчете.

 

IV. Основные подходы к формированию структуры государственных программ

 

24. Исходя из сложности и масштабности решаемых задач в составе государственной программы выделяются подпрограммы, содержащие основные мероприятия и/или проекты (программы), направленные на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений.

25. Основными принципами построения системы подпрограмм являются:

· целевая направленность: подпрограмма должна быть направлена на достижение цели государственной программы. Подпрограмма, за исключением обеспечивающей подпрограммы, должна способствовать решению одной задачи государственной программы и обеспечивать достижение, как минимум, одного конечного результата реализации государственной программы;

· масштаб: подпрограммы должны быть сопоставимы относительно друг друга (за исключением обеспечивающей подпрограммы) с точки зрения вклада в достижение цели государственной программы;

· управляемость: состав подпрограмм формируется с учетом возможности оперативного управления их реализации.

26. Каждая подпрограмма государственной программы, за исключением обеспечивающей подпрограммы, должна быть направлена на решение конкретной задачи государственной программы. Количество подпрограмм государственной программы без учета обеспечивающей подпрограммы должно быть равным количеству задач государственной программы).

27. Решение задачи государственной программы должно являться целью реализации соответствующей ей подпрограммы, при этом дублирование формулировок цели подпрограммы с задачами государственной программы не допускается. Не допускается пересечение сфер реализации подпрограмм.

28. Задачи подпрограммы должны решаться посредством реализации основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ), направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений. Для решения задачи подпрограммы предусматриваются одно/одна и более основное мероприятие/ведомственная целевая программа. Не допускается формирование основных мероприятий/ведомственных целевых программ, реализация которых направлена на достижение двух и более задач подпрограммы (за исключением основных мероприятий/ведомственных целевых программ, направленных на нормативно-правовое и научно-методическое (аналитическое) обеспечение реализации подпрограммы).

29. В случае участия субъекта Российской Федерации в реализации приоритетных проектов (программ) по Основным направлениям стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года, утвержденным решением Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 13.07.2016 № 1), в состав государственной программы могут быть включены подпрограммы (основные мероприятия), направленные на реализацию указанных приоритетных проектов (программ). Такой подпрограмме (основному мероприятию) присваивается статус «приоритетный проект (программа)».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...