Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шум как фактор обитаемости подводных лодок и надводных кораблей. Нормирование шума и профилактика его неблагоприятного влияния на организм человека.




На современных кораблях шум представляет собой акустические колебания широкого диапазона частот - от инфразвукового до ультразвукового и является постоянно действующим фактором обитаемости.

Источники шума на кораблях:

1. Оборудование машинных отделений (турбины, дизели, генераторы, насосы) формирует шум с уровнем до 12О дБА с преобладанием в спектре средне- и высокочастотных составляющих. Уровни шума с увеличением числа оборотов двигателей (скорости хода) возрастают. Наибольший шум наблюдается в машинных отделениях кораблей с подводными крыльями и на воздушной подушке (с динамическим принципом поддержания). На отечественных КВП имеется значительное превышение нормативных уровней шума во многих помещениях. Так, на КВП" Скат" уровни шума достигают 95 дБА, на КВП "Кальмар" - 1ОО дБА, на КВП "Джейран" - 115-134 дБА.

2. Системы кондиционирования и вентиляции воздуха - дают шум с уровнем до 7О дБА с преобладанием в спектре низко- и среднечастотных составляющих.

3. Корабельная авиация - самолеты и вертолеты - генерируют прерывистый шум до 13О-15О дБА. Согласно данным американских источников, при взлете самолета с полетной палубы авианосцев ВМС США уровень шума, составляющий 138 дБ, воспринимается как "фантастический, ужасный и вызывающий оцепенение". Низкочастотные шумы самолета распространяются параллельно оси струи газов, а высокочастотные - перпендикулярно к ней.

4. Зенитно-ракетные комплексы, артиллерийские установки - дают импульсный шум с распространением не только по верхней палубе, но и по общекорабельным помещениям.

5. Жесткое соединение многочисленных источников шума с корпусом и большая звукопроводимость металлических конструкций дают при многократных отражениях шума широкополосный с преобладанием в спектре средне- и высокочастотных составляющих.

В среднем уровень шума на корабле уменьшается с каждым метром расстояния от его источника всего на О,5 -1,О дБА.

Основными источниками инфразвуковых колебаний на корабле являются так называемый гидродинамический шум, возникающий в корпусе корабля при обтекании его водой, и структурный шум, вызываемый вибрацией корпуса. Наибольшие уровни инфразвуковых колебаний обнаружены на противолодочных кораблях в кормовых отделениях на полном ходу, когда при частоте 4 Гц они достигали 120 дБ. Максимальные уровни инфразвука в жилых помещениях составляли 90-100 дБ.

При СЭН в задачи медицинской службы (в том числе кораблей и частей) входят: периодическое обследование представителями СЭУ объектов флота, выявление уровней шума и сравнение их с ПДУ с последующим принятием решений об улучшении шумовой обстановки на объекте; контроль использования специалистами флота индивидуальных средств защиты органов слуха в случае превышения в корабельных помещениях уровня шума 9О дБА, в качестве которых могут использоваться два вида средств - эндо- и экстрауральные противошумы; строгий учет лиц, служебная деятельность которых проходит в условиях интенсивных шумовых воздействий; плановое медицинское обследование личного состава этих категорий с обязательной аудиометрией; проведение профессионального отбора с аудиометрией; разработка профилактических мероприятий по снижению уровня воздействия шума на специалистов флота.

Первые временные санитарные нормы в мире по ограничению шума на производстве были приняты в СССР в 1956 г. Эти нормы, сыграли большую роль в профилактике неблагоприятного влияния шума как техническими, так и медицинскими мерами. В настоящее время действуют "Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах" N 3223-85, "Санитарные нормы вибрацию рабочих мест" N 3044-84, "Санитарные нормы и правила при работе с машинами и оборудованием, создающими локальную вибрация, передающуюся на руки работающих" N 3041-84, "Санитарные нормы и правила при работе на промышленных ультразвуковых установках" N 1733-77, "Санитарные нормы и правила при работе с оборудованием, создающим ультразвук, передаваемый контактным путем на руки работающих" N 2282-80, "Гигиенические нормы инфразвука на рабочих местах" N 2274-80. В ВМФ нормативы шума и вибрации на кораблях и подводных лодках регламентированы медико-техническими требованиями по обитаемости этих объектов.

Регламентация ПДУ шума в зависимости от времени воздействия за 8 часов работы основана на допустимости ВСП слуха без риска появления профессиональной глухоты. Например, в табл.7.5 показан риск повреждения слуха при работе с различными уровнями шума. Так при работе в течение 5 лет при 9О дБА риск повреждения слуха составляет 4%, 15 лет - 14 %, 3О лет - 18%; при шуме 85 дБА он составляет соответственно 1; 5 и 8 %.

Громкостное восприятие (0-40 дБА) – Раздражающее действие (40-80 дБА) – Вредное действие (80-120 дБА) – Травмирующее действие (120-160 дБА).

Методы измерения шума приведены в ГОСТе 23337-78 "Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий".










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...