Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структурные типы простого предложения. Двусоставные и односост предл.




Предложение—гл. средство выражения и сообщения мысли.

Основная функция- коммуникативная. Предл. считаются утвердительными или отрицат.

По цели высказывания и интонации предл. бываютповествоват., вопр.и побудительные.

Предл. мб простыми и сложными в зависимости от колич предикативных ед - 1/нескольких.

Простые предл. делятся наодносост. и двусост.(1/2 гл. чл.) По наличию / отсутствию второстеп. членов предл. бывают распр и нераспр.

предл считаются полными, если есть все нужные чл; неполными если к-л чл опущен.

Предикативность- это грамматич. значение предложения, кот выражаетсяся в грамматич. категориях модальности и времени.

Модальность- это выражение отношения говорящего/пишущего к содержанию высказывания (объективная и субъективная)

Парадигма- система форм предложения, выражающих категорию предикативности.

Схемы- это минимальный синтаксический образец, по кот. может составляться предложения. Схема включает тольо гл. члены предлож.

Структурная схема предл-синтаксический образец, по кот строится предл. Структурные схемы позволяют различать двухкомпонентные и многокомпонентные предложения.

Виды синтаксической связи: между подлеж. и сказ. устанавливается связь — координация. Между подл.и сказ. устанавл. предикативные отношения и полупредикативные. В предлож. м.б. и сочинительная связь, и присоединительная.(Сочинение - это соединение синтаксически равноправных или не зависящих друг от др. эл.: однородных чл. в простом предлож. (кошки и собаки; медленно, но верно) или частей предложения (сложносочиненного и сложного бессоюзного). Подчинение- это соединение синтаксически неравноправных эл. (слов в предл + частей сложноподчиненного предл)

Простое предл типы простых предл в коммуникативно-синтаксич аспекте.Простые пр. делятся на односост и двусост, (имеющие 1 /2 гл чл предл). По наличию или отсутствию второстепенных членов различ. предлож. распр.и нераспр. Односоставные и двусост. предлож. считаются полными, если есть все гл. чл. предл., и неполными. Членимые-нечленимые предл. первые имеют в совем составе гл.члены(2/1), а так же содержат второстепенные;вторые не членятся и не могут быть распространены, дополнены новыми чл. предл. Предложения могут иметь парадигмы, основанные на соотнесенности форм сказуемого во временном и модальном плане. напр.: Он хор. педагог; Он будет хор. педагогом; Он был хор. педагогом; Он был бы хор. педагогом;

 

33. типы сложного предложения. краткая хар-ка + ПУТАНИЦА!!!!!!!

Сложным наз предл, имеющее в своем составе 2 / несколько предикативных единиц.

Различие между простым и сложным предл обнаруживается в их структуре: простое пр заключает в себе одну предикативную ед, а сложное содержит две (и более).

Простое пред строится из слов и словосочетаний, а сложное - из простых предложений, кот либо остаются неизменными, либо претерпевают структурные изменения.

Сложнымназ. предл.,сост. из 2 или неск. частей, кот. составляют грамматическое и смысловое единство.

Виды сложных предложений (бывают многих видов, кот различают по типам связи между простыми предложениями в составе сложных).

Сложносочинённое предложениеналичие сочинительной связи между простыми предложениями. Простые предложения соединяются сочинительными союзами.

Сложноподчинённое предложениеХарактеризуется подчинительной связью между простыми предложениями. Состоит из главного и одного или нескольких придаточных предложений. Простые предложения соединяются подчинительными союзами или союзными словами, перед которыми ставится запятая.

союзные -подразделяются на 2 типа сложных предл.: сложносочиненные и сложноподчиненные. Сложносочиненное предлож. наз. сложное предложение, части кот. связаны между собой сочинительными союзами (а, да, и, или,).

В сложносочиненных предлож. чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные.

Бессоюзное сложное предложениеВ бессоюзном сложном предложении отсутствуют к-л союзы и союзные слова, хотя во многих случаях можно подставить союз на месте разделения простых предложений. Связь между предложениями только смысловая.

Сложное предложение с разными видами связи

Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа).

В сложных синтаксических конструкциях представлены сочетания:

-сочинительной и подчинительной связи,

-сочинительной и бессоюзной,

-подчинительной и бессоюзной,

-сочинительной, подчинительной и бессоюзной.

+ ПУТ Отношения:

-Соединительно-перечислительные-предлож. сост. более чем из 2ух частей и скрепляются союзами (да, и, ни...ни)

-ПротивительныеСложносочиненные предлож. с противительными союзами (а, но, да, однако, зато, же и др.) выражают отношения противопоставления или сопоставления.

-РазделительныеСложносочиненные предлож. с разделительными союзами (или, либо, ли..ли) указывают на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость..

-Пояснительные. одна часть с пом союзов (а именно, то есть) поясняет содержание другой.

-Сопоставительные. Выражают несоответствие, ограничение.

-Присоединительные 2часть предл. как доп. замечание к первой. союзы также, тоже

 

Активные процессы в синтаксисе

Синтаксис– это наука изучающая синтаксический строй языка.

Она изучает:способы соединения слов в синтаксич. единицах, типы синтаксич. ед., их строение, функции и условия употребления.

Предметом синтаксисаявл. словов его отношениях и связях с др. словами в речи, правила образования из слов более крупных единств, обеспечивающих речевое общение.

В результате соединения словоформ, употребления слов в определенных формах строятся синтаксические еденицы: словосочетание, простое предложение, сложное предл. Также к объектам синтаксиса относятся слово и форма слова, но не сами по себе, а со стороны их связей с др. формами слов и их функций в составе синтаксических единиц, в кот. они входят как компоненты. Также объектами синтаксиса явл. бОльшие единства, чем простое предложение и сложное предложение (сверхфразовые единства, ССЦ, тексты), они также изучаются лишь со стороны связей между входящими в них простыми и сложными предложениями. Так как и слово, и форма слова, и сверхфразовое единство проявляют себя в синтаксисе не во всех своих свойствах, эти объекты и не являются синтаксическими единицами. Синтаксис может быть определен как учение о словосочетании, простом предложении и сложном предложении.

Предложение и словосочетание- синтаксическая единица разного назначения, каждая из них имеет свои признаки. Предлож- оформляет высказываение, оно явл. гл. ед.синтаксиса.

Словосочетание– это непредикативная синтаксич. единица, компонентами кот. явл. слово и форма слова или несколько форм слов, соединенных между собой синтаксич. связью. В синтаксисе изучается правила грамматического оформления.

Теории: Логический аспект в изучении синтаксиса (предложение как средство формирования мысли) -Сруктрный аспект (изучение структуры преложения) - Коммуникативный аспект (предложение как средство общения.

ВАЛГИНА

Синтаксис не особо чувствителен к внешним влияниям и медленно изменяется.

С одной стороны, синтаксис как часть грамматики в высшей степени устойчив и стабилен, с другой стороны, в отличие, например, от морфологии, он более вариативен и подвижен; более того, многие семантические процессы, активно протекающие в таком подвижном звене языковой системы, как лексика, осуществляются именно благодаря синтаксису, так как функционируют лексические единицы в строе предложения и словосочетания. Взаимодействие внешних и внутренних (системных) факторов

зависимость синтаксических изменений от таких социальных факторов, как развитие СМИ (радио, тв, печать), расширение устных контактов. Общий синтаксический облик речи, в частности, в её письменном варианте, в наше время иной, чем, например, в 19в. Тенденция к аналитизму в современном РЯ затронула всю грамматику-от морфологии до синтаксиса.

Соц факторы влияют на синтаксис путем активизации разговорных синтаксических конструкций. В то же время аналитизм как ведущая тенденция в современной грамматике относится к явлениям внутреннего характера, стимулируемым системными преобразованиями в грамматике. В современном синтаксисе это 2 мощные тенденции.

Синтаксические построения становятся все более расчлененными, фрагментарными; формальные синтаксические связи — ослабленными, свободными, а это в свою очередь повышает роль контекста, внутри отдельных синтаксических единиц — роль порядка слов, акцентных выделений; повышение роли имплицитных выразителей связи приводит к словесной сжатости синтаксических единиц и, как следствие, к их смысловой емкости.

Современный синтаксис, в отличие от классической своей формы, сложившейся к началу XX в., с преобладающими эксплицитными связями и отношениями, меняет свой общий ритмико-мелодический облик: резко сокращается длина предложений-высказываний; грамматические рамки предложения как основной синтаксической единицы нарушаются путем возможного отчленения компонентов этого предложения; свободные синтаксические связи типа примыкания, соположения активизируются, оттесняя формально выраженные подчинительные связи; все большее место занимают синтаксические построения, экспрессивность которых заложена в самой грамматической структуре, а не создается подбором соответствующих лексем.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...