Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Научный стиль речи и официально-деловой стиль речи
! Научный стиль речи бывает: научный, научно – популярный, научно – технический. Сфера деятельности – наука. Цель - исследовательская и информационная (раскрытие научных явлений) Функция - информативная и когнитивная. Характер мышления - общественно – абстрактный. Адресат- обобщенный адресант -конкретный (скрывается за обобщением «мы») Стилевые черты: обобщенный характер, логичность, объективность, точность изложения, жанровость выражена слабо, научная тематика.. Лингвистические параметры: метофоризация со стертой образностью; терминология; абстрактная лексика; много имен, прилагательных; авторское МЫ вместо Я; множественное число используется там, где в нейтральном стиле его нет (ГЛИНЫ, ШУМЫ); Существительное на ЕНИЕ (глагол + существительное вместо глагола). Синтаксис: причинно-следственные конструкции; простое предложение со значением причины; нейтрализация временных отношений; структура с семантикой выделения (много вводных слов); обороты (по мнению, как сказал); неопределенно-личные, пассивные конструкции; цепочки родительного падежа; прямой порядок слов. Тенденции: стирание резких отличий в текстах разных наук, лаконизм, увеличение клеше. В научно-популярном появляется доступность, эмоции, и функция воздействия. Такие слова, как классификация, валентность, буря, горение, романтизм. Жанры: статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция. ! Официально-деловой стиль речи бывает: административный (канцелярский), юридический, дипломатический. Сфера - право. Тип мышления - обобщенно абстрактный. Адресант и адресат – обобщенный (1-государство; 2-общество). Цель -выражение предписаний гос-ва, органа власти, констатация статуса Функция - сообщение. Жанры: закон, указ, постановление, заявление, служебная записка, доверенность и др. Жанровость ярко выражена. Стилевые черты: стандартизированность; точность, невозможность истолкования; стилевая окраска – долженствование; наличие реквизитов; неличный характер текста; именной характер речи, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности. Лингвистические параметры: лексика (терминология, слова и обороты со стилевой окраской, отсутствие эмоциональности, архаизмы (ибо)); морфология(сущ с названием должности, сущ называющие лиц по функциональному признаку – клиент, пассажир, квартиросъемщик, замена глаг на отглаг сущ с суфф. ЕНИЕ); Синтаксис (обороты и однородные члены, исп пассивных конструкций-вопрос решается, именной характер речи, использование причинно -спец придаточных порядков слов. Слова: истец, ответчик, полномочия, надбавка, данный, нижеследующий, довести до сведения. Жанры: законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги. 16. Религиозный и рекламный стиль ! Религ.-проповеднеческий ст речи: сфера-религия функции- воздействующая, религиозно-просвятительская адресант-обобщённо-конкретный (посредник между Б и людьми) адресат - обобщённый цель - наставить мирян на верный путь, просветить, научить жизни на прим свят людей. жанры: храмовая проповедь, послание, напутственное/ надгробное слово и др. Стилевые черты: сочетание общекнижных эл с церковно-религиозн. и газетно-публицистич окраска- архаически-торжественная; эмоционально-оценочная; образность; цитация лексика: вкл лексику 4х пластов: 1 нейтральную; 2 общекнижную (бытиё); 3 церковно-религиозную (миряне, иерархи); 4 газетно-публицистическую (преодоление трудностей) исп. тропов - метафор, эпитетов грамматика: книжный хар-ер стиля обеспечивают родительный присубстантивный (лето благости Господней), причастия (восстаавливаемый храм), страдательный залог глагола Архаическую стилистику - устаревшие морфологические формы (ныне ..), устаревшее управление (возлюбленные о Господней), инверсия согласуемого компонента (хранить веру отеческую), сложная система глаг. форм времени, звательный падеж (Господе) Экспрессивный эффект создают однородные члены (светлый и благословенный праздник, мы грешны и нечисты) стилистические фигуры -повторы, градация, риторический вопрос. ! рекламный стильсфера-реклама, экономика? функция - информационная, воздействующая адресант - конкретный (фирма, орг) адресат - обобщённый группы населения цель - привлечь и поддерживать внимание, способствовать последующему запоминанию сообщения и побуждать к опред действию жанры: ракл статья, рекл ролик, объявление и др. стилевые черты: компрессия текста (из финансовых побуждений) наличие невербальных компонентов (шрифт, цвет, изобразит эл, мимика, жесты..) аграмматизм - нарушение обязательных логико-грамматических связей между словами подчинение вербальных, неверб средств творческой идее наличие аргументации, диалога с адресатом основной способ воздействия-убеждение Лингвистические параметры: лексика: слова с переносным значенем, метафоры, метонимии синонемические ряды и антонимические пары ключ слова: первый, лучший, №1, самый... морфология: исп степеней сравнения прил и наречия (вряд ли где дешевле) синтаксис: экспрессивный синтаксис: градация, риторич вопр,); эллипсис приём аллюзии (соотнесение рекл сообщ с известным выражением (пришёл, увидел, купил) исп отрицательных конструкций (мы не говорим, мы делаем)
Публицистический и художественный стиль ! публицистический: подстили:газетно-информационный и собственно публицистический Форма обслуживания – политическая жизнь, газеты, журналы, телевидение. Функция - информативная и воздействующая (цель формирования к-л позиции, побуждение к действию, сообщение с целью привлечь внимание к важному вопросу). адресант - обобщённый (от издающего органа) и конкретный (авторские материалы) адресат - обобщённый цель - сообщение news и их коммент, оценка фактов и событий жанры: хроника, интервью, заметка, репортаж, статья, очерк, фельетон, рецензия, эссе... Стилевые особенности: выразительность, экспрессия, открытая оценочность речи, призывность, декларативный хар-ер, простота и доступность, документализм, объективность, в современной газете-более выраженное авторское Я, проявление диалогичности. Лингвистические параметры: Лексика: публицистическая оценочная лексика (нигилист), публиц. термины (репортаж), общественно-полит лексика (агрессия, акция), ярко оценочные, окрашенные слова-не термины(захватнический), окказиональные слова (дерьмократы), публицистическая фразеология (петь с чужого голоса) экспрессивный синтаксис: неполные и эллептические предложения; номинативные предложения; риторические вопросы; повторы, инверсии ! художественный стиль: форма общественного сознания - искусство функция - эстетическая Адресант - конкретный (автор) Адресат - обобщённый (читатель) цель - отражение реальной действительности в образах жанры - роман, повесть, рассказ, трагедия, драма, комедия... стилевые черты: художественно-образная, речевая конкретизация, метафоризация ! Лингвистические параметры: лексика: «нейтральная» лексика; тропы-метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, гротеск морфология: формы прош времени глаг, сов вид глаг, смешение видовременных форм, конкретные сущ, краткие прил синтаксис: экспрессивный синтаксис- вопросы, восклицания и стилистические фигуры - антитеза, градация, инверсия, умолчание...
Понятие и слово |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 178. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |