Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научный стиль речи и официально-деловой стиль речи




! Научный стиль речи бывает: научный, научно – популярный, научно – технический.

Сфера деятельности – наука.

Цель - исследовательская и информационная (раскрытие научных явлений)

Функция - информативная и когнитивная.

Характер мышления - общественно – абстрактный.

Адресат- обобщенный адресант -конкретный (скрывается за обобщением «мы»)

Стилевые черты: обобщенный характер, логичность, объективность, точность изложения, жанровость выражена слабо, научная тематика..

Лингвистические параметры: метофоризация со стертой образностью; терминология; абстрактная лексика; много имен, прилагательных; авторское МЫ вместо Я; множественное число используется там, где в нейтральном стиле его нет (ГЛИНЫ, ШУМЫ); Существительное на ЕНИЕ (глагол + существительное вместо глагола).

Синтаксис: причинно-следственные конструкции; простое предложение со значением причины; нейтрализация временных отношений; структура с семантикой выделения (много вводных слов); обороты (по мнению, как сказал); неопределенно-личные, пассивные конструкции; цепочки родительного падежа; прямой порядок слов.

Тенденции: стирание резких отличий в текстах разных наук, лаконизм, увеличение клеше. В научно-популярном появляется доступность, эмоции, и функция воздействия.

Такие слова, как классификация, валентность, буря, горение, романтизм.

Жанры: статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция.

! Официально-деловой стиль речи бывает: административный (канцелярский), юридический, дипломатический.

Сфера - право. Тип мышления - обобщенно абстрактный.

Адресант и адресат – обобщенный (1-государство; 2-общество).

Цель -выражение предписаний гос-ва, органа власти, констатация статуса 

Функция - сообщение.

Жанры: закон, указ, постановление, заявление, служебная записка, доверенность и др.

Жанровость ярко выражена.

Стилевые черты: стандартизированность; точность, невозможность истолкования; стилевая окраска – долженствование; наличие реквизитов; неличный характер текста; именной характер речи, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности.

Лингвистические параметры: лексика (терминология, слова и обороты со стилевой окраской, отсутствие эмоциональности, архаизмы (ибо));

морфология(сущ с названием должности, сущ называющие лиц по функциональному признаку – клиент, пассажир, квартиросъемщик, замена глаг на отглаг сущ с суфф. ЕНИЕ);

Синтаксис (обороты и однородные члены, исп пассивных конструкций-вопрос решается, именной характер речи, использование причинно -спец придаточных порядков слов.

Слова: истец, ответчик, полномочия, надбавка, данный, нижеследующий, довести до сведения. Жанры: законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги.

16. Религиозный и рекламный стиль

! Религ.-проповеднеческий ст речи: сфера-религия

функции- воздействующая, религиозно-просвятительская

адресант-обобщённо-конкретный (посредник между Б и людьми) адресат - обобщённый

цель - наставить мирян на верный путь, просветить, научить жизни на прим свят людей.

жанры: храмовая проповедь, послание, напутственное/ надгробное слово и др.

Стилевые черты: сочетание общекнижных эл с церковно-религиозн. и газетно-публицистич

окраска- архаически-торжественная; эмоционально-оценочная; образность; цитация

лексика: вкл лексику 4х пластов: 1 нейтральную; 2 общекнижную (бытиё); 3 церковно-религиозную (миряне, иерархи); 4 газетно-публицистическую (преодоление трудностей)

исп. тропов - метафор, эпитетов

грамматика: книжный хар-ер стиля обеспечивают родительный присубстантивный (лето благости Господней), причастия (восстаавливаемый храм), страдательный залог глагола

Архаическую стилистику - устаревшие морфологические формы (ныне ..), устаревшее управление (возлюбленные о Господней), инверсия согласуемого компонента (хранить веру отеческую), сложная система глаг. форм времени, звательный падеж (Господе)

Экспрессивный эффект создают однородные члены (светлый и благословенный праздник, мы грешны и нечисты) стилистические фигуры -повторы, градация, риторический вопрос.

! рекламный стильсфера-реклама, экономика?

функция - информационная, воздействующая

адресант - конкретный (фирма, орг) адресат - обобщённый группы населения

цель - привлечь и поддерживать внимание, способствовать последующему запоминанию сообщения и побуждать к опред действию

жанры: ракл статья, рекл ролик, объявление и др.

стилевые черты: компрессия текста (из финансовых побуждений)

наличие невербальных компонентов (шрифт, цвет, изобразит эл, мимика, жесты..)

аграмматизм - нарушение обязательных логико-грамматических связей между словами

подчинение вербальных, неверб средств творческой идее

наличие аргументации, диалога с адресатом

основной способ воздействия-убеждение

Лингвистические параметры:

лексика: слова с переносным значенем, метафоры, метонимии

синонемические ряды и антонимические пары

ключ слова: первый, лучший, №1, самый...

морфология: исп степеней сравнения прил и наречия (вряд ли где дешевле)

синтаксис: экспрессивный синтаксис: градация, риторич вопр,); эллипсис

приём аллюзии (соотнесение рекл сообщ с известным выражением (пришёл, увидел, купил)

исп отрицательных конструкций (мы не говорим, мы делаем)

 

Публицистический и художественный стиль

! публицистический:

подстили:газетно-информационный и собственно публицистический

Форма обслуживания – политическая жизнь, газеты, журналы, телевидение.

Функция - информативная и воздействующая (цель формирования к-л позиции, побуждение к действию, сообщение с целью привлечь внимание к важному вопросу). адресант - обобщённый (от издающего органа) и конкретный (авторские материалы)

адресат - обобщённый

цель - сообщение news и их коммент, оценка фактов и событий

жанры: хроника, интервью, заметка, репортаж, статья, очерк, фельетон, рецензия, эссе...

Стилевые особенности:

выразительность, экспрессия, открытая оценочность речи, призывность, декларативный хар-ер, простота и доступность, документализм, объективность, в современной газете-более выраженное авторское Я, проявление диалогичности.

Лингвистические параметры:

Лексика: публицистическая оценочная лексика (нигилист), публиц. термины (репортаж), общественно-полит лексика (агрессия, акция), ярко оценочные, окрашенные слова-не термины(захватнический), окказиональные слова (дерьмократы), публицистическая фразеология (петь с чужого голоса)

экспрессивный синтаксис: неполные и эллептические предложения; номинативные предложения; риторические вопросы; повторы, инверсии

! художественный стиль:

форма общественного сознания - искусство

функция - эстетическая

Адресант - конкретный (автор) Адресат - обобщённый (читатель)

цель - отражение реальной действительности в образах

жанры - роман, повесть, рассказ, трагедия, драма, комедия...

стилевые черты: художественно-образная, речевая конкретизация, метафоризация

! Лингвистические параметры:

лексика: «нейтральная» лексика; тропы-метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, гротеск

морфология: формы прош времени глаг, сов вид глаг, смешение видовременных форм, конкретные сущ, краткие прил

синтаксис: экспрессивный синтаксис- вопросы, восклицания и стилистические фигуры - антитеза, градация, инверсия, умолчание...

 

Понятие и слово










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...