Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о социофонетике. Стили произношения.




Социофонетика - область социолингвистики, кот решает след вопр: насколько распространены слова, в каких соц группах они преобладают, как относятся к произношению данного варианта люди различного возраста и образования.

важным социолингвистическим фактором явл престижность употребления той /иной формы и варианты произношения. Современная социофонетика установила, что на произносительные нормы воздействуют факторы:

место жительства (помогает установить место жительства чел в детстве по речевым привычкам, кот ему свойственны. у людей из деревень диалектные черты: «х», оканье);

возраст говорящего (произношение звука «ж:’» долгого и мягкого в словах можжевельник, вожжи, дрожжи - у представителей старшего поколения);

соц положение говорящего (у горняков слово «добЫча» произносится как «дОбыча»);

образование (чем выше уровень образования, тем больше традиционных вариантов);

семейное влияние (речь родителей влияет на речь детей в дошкольном и школьном возрасте, дети повторяют особенности интонации, диалектные /просторечные отклонения)

влияние СМИ (сейчас обращает на себя внимание негативная роль СМИ в формировании языковой культуры. Усиливается воздействие речи журналистов-комментаторов на слушающих. Они сами озвучивают свой текст не подозревая, что в нём могут быть ошибки).

В разных ситуациях люди по разному произносят слова. В быту не следят за произношением, а во время выступления стараются говорить медленно, отчетливо => существуют 2 стиля произношения: полное и неполное.

В полном стиле у сова проявляется его идеальный фонетический состав.

В неполном стиле сущ еще большее количество вариантов.

Cущ 3 произносительных стиля в пределах лит яз: выскоий, нейтральный, сниженный.

Нейтральный- речь в нормальной, обычной обстановке, в среднем темпе, при спокойном состоянии говорящего; говорящий не ставит перед собой доп задач (подчеркнуть ч-л).

Высокийисп в торжественных случаях, в ораторской речи, при декламации художественных произведений. Это замедленный темп речи, тщательное проговаривание.

Сниженный- небрежная, быстрая речь. Произношения происходит качественная редукция гласных звуков и редукция целых сочетаний звуков: про«въл»ка, здра«с’т’ь».

Стили исторически связаны между собой. Напр, произношение коне’чн’о, ску’чн’о возникло высоком стиле, но со временем стало оцениваться как просторечное явление.

12. Акцентология как часть орфоэпии

Акцентология-раздел языкознания изучающий закономерности ударения.

У ударения есть несколько особенностей:

разноместность те свободное, место не закреплено за определенным слогом. МБ на 1ом слоге: ветер, город; на втором: природа, хороший; на третьем: молодой, крановщик, хорошо; на четвертом: мировоззрение, преподаватель. Разноместность часто явл средством различения слов: Атлас и атлАс, хлОпок и хлопОк, зАмок и замОк.

подвижность те способность менять место при изменении формы слова.

Выделяют прогрессивное и регрессивное ударение.

Прогрессивное – это движение от начальных слогов к конечным: пОвести – повестЕй

Регрессивная – от конца слова к его началу: доскА – дОски, средА – срЕды.

Неподвижное – во всех формах на одном слоге: стопА-стопЫ

Русское ударение подвержено временным изменениям. Многие слова имеют акцентологические варианты. 1е – равноправные, которые в одинаковой степени нормативны и в орфоэпическом словаре даются с союзом «и»: металлУргия и металлургИя, пЕтля и петлЯ. 2е – один вариант основной, другой – допустимый: индустриЯ и доп. индУстрия, козырнОй и доп. козЫрный. 3е –один из вариантов находится за пределами литературной нормы: звонИт и не рек. звОнит, звАло и не рек. звалО.

Понятие о функциональных стилях речи

Функ стиль- это тип лит яз, обслуживающий опред сферу чел деят-ти; тесно связанный с содержанием, целями и задачами коммуникации, отличающийся принципами отбора, сочетания и функционирования языковых ед.

классификация функц стилей: официально-деловой стиль; научный; публицистический; художественный; религиозно-проповеднический; рекламный; разговорно-бытовой

Для выделения стилей выделено 3 функции языка:

1) сообщение (деловой и научный стиль), 2) общение (обиходно бытовой стиль),

3) воздействие (публицистический, художественно – литературный).

Кожина Маргарита в 1968 разрабатывает концепцию функциональных стилей речи. В основе классификации -форма общественного сознания (наука, политика, право, искусство)

Схема описания функциональных стилей:

1) Экстралингвистические факторы-внеязыковые, относящиеся к реальной действит-ти факторы, то, что окружает язык: форма общественного сознания кот обслуживает данный тип речи; форма стиля (общение, сообщение, воздействие); форма мысли (конкретный, обощенно-абстрактный); адресант и адресат (обобщенный и конкретный).

2) Стилеобразующие факторы:жанровость, стандарт или экспрессия, точность (невозможность истолкования или наоборот), стилевая окраска (долженствование, приказ), наличие или отсутствие реквизитов(время, место, адрес).

3) Собственно – лингвистические факторы (лексические факторы, морфологические, синтаксические особенности).

 

Разговорный стиль речи: экстралингвистические, стилеобразующие, лингв особ.

Экстралингвистические факторы:

Этот стиль нужен для бытового общения.

Неофициальность и непринужденность, неподготовленность, преобладание устной формы, характер мышления конкретный.

адресат и адресант- конкретный

цель - неофиц общение

Функциякоммуникативная(общение).

Форма общения диалог.

Жанры: дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, письма.

Стилевые черты: непринуждённость, эмоциональность, оценочность, чувственный хар-ер речи, жесты и мимика, неполнота действий, обращение к образам, а не понятиям.

Лингвистич параметры:

Лексика: разговорно-лит (зачетка, заочник); разговорно-бытовая (жадничать); бытовое просторечие (братан); разговорно-профессиональная (запаска)

употребление просторечных, сниженных слов, наличие окказиональных слов, жаргон.

ограниченные в употреблении слова: грубопросторечные (башка, рожа)

Словообразование суффиксальное, повторы слов.

Морфология: личные глаголы, мало кратких прилагательные, простая фома сравнительной степени и сложная превосходной (лучше, самый хороший)

Синтаксис: много информации, эллиптичность, сочинительная связь, изобилие вводных слов и междометий, избыточность речи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...