Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 5. Внутренний художник — арт-терапевт




Пути не бывает. Мастер может дать ученику лишь столько, сколько тот готов и способен взять.

Как-то раз ученики спросили суфийского мастера, почему он не являет акта милосердия по отношению к людям и не старается привлечь в свою школу большего числа учеников. «Люди не могут и не хотят принять ту помощь, о которой вы меня спрашиваете», — ответил Учитель. Ученики его не поняли. Тогда он попросил найти в городе самого бедного и несчастного должника, с которого завтра должны взимать его долги. Такой человек был найден. Учитель поставил посреди узкого моста на видном месте раскрытый мешок с золотом. Затем по­звал должника, находившегося на другом берегу реки и не видевшего этих приготовлений, сказав ученикам, что отдаст это золото должнику, если он его возьмет. Должник подошел к мосту, медленно прошел по нему мимо меш­ка и, подойдя к Учителю с учениками, радостно сказал: «Удивительная вещь со мной произошла, когда я подошел к мосту. Я услышал внутренний голос, который спросил меня, смогу ли я пройти по мосту с закрытыми глазами. И вот смотрите: ведь получилось!»

В буддийском монастыре Аджанты удалось сделать «открытие», имеющее отношение к рассматриваемому методу. Я последовательно исследовал каждый из 28 залов монастыря, вырубленных в боковой поверхности гигантского скалистого каньона, и в одном из главных залов (под номером 19 на рис. 74), где расположена большая ступа — символ подобия микрои макрокосмоса, обнаружил два медитативных рисунка-барельефа, излу­чающих очень сильный энергоинформационный поток. Эти барельефы располагались на внутренней поверхности декоративных ворот, обрамляющих вход в зал. Каждый входящий проходил между ними, попадая в мощное поле барельефов. Функция этого поля— очистить тонкие

245



Арт-терапия


структуры монаха от избыточного энергоинформаци­онного потенциала, мешающего достижению глубоких медитативных состояний. Копия этого изображения приведена на рисунке 76.

Рис. 76.

Медитативная графика Аджанта

Ранее подобные изображения встречались мне только в старинных китайских манускриптах, символически иллюстрирующих течение и вибрации потока Дао. Инте­ресную интерпретацию подобным изображениям дает в своей книге «Мистическая спираль» Джилл Перс: «Спи­раль или лабиринт, изображенные на древних могильных памятниках, означают смерть и возвращение в матку земли, необходимое прежде, чем дух сможет возродиться в стране мертвых. Но смерть также означает непрерыв­ную трансформацию и очищение духа в продолжении жизни; алхимики употребляли слово VITRIOL, заменя­ющее „Посети внутренность земли, через очищение ты найдешь скрытый камень". Такой спуск в подземный мир (царство Плутона) является темой большинства ритуалов по­священия и сравним с проходом через пустыню или „темную ночь души", испытанную мистиками на своем пути. Он почти всегда символизирован спиралью. Те, что на колоннах сокровищницы Атрея (реликт, который до сих пор еще обнаруживается в завитках иониче­ской колонны), имеют дальнейшее соответствие: путем прохождения между двумя спиралями колонн посвящаемый становится централь­ной осью или столпом сознания и равновесия, ибо он прошел таким образом между двумя противостоя-

246



Глава 5. Внутренний художник — арт-терапевт

щими колоннами Древа Жизни или между кольцами змей кадуцея и, значит, входил в прямой контакт с Источником Бытия. Лабиринт управляет окольным кружением чело­века через пространство и время; он приводит в порядок, направляет, препятствует и растит его, ведя и от, и к его источнику. Это не что иное, как модель существования, как мы знаем его, мандала и двумерная версия сфериче­ского вихря» [26, с. 33].

Кроме этих излучателей при входе огромное воздей­ствие оказывают на человека и сами залы храмов, которые благодаря тщательно выбранным пропорциям (отноше­ния высоты, ширины и глубины зала) превращены масте­рами древности в прекрасные приемники и аккумуляторы космической энергии, подобные египетским пирамидам. Кроме того, этот гигантский энергетический потенциал насыщен информацией благодаря прекрасным фрескам на стенах, иллюстрирующим священные тексты буддизма, а также величественным статуям Будды, находящимся почти в каждом зале.

Идеальная акустика храмов дополнительно наполняет энергетику пространства помещения информационным потенциалом произносимых мантр (священных звуков и молитв). Все это в совокупности делает монастырь Аджанты уникальным местом для медитации и само­трансформации.

Находясь среди этих исполинских построек, я в глу­боком смирении и уважении склонял голову перед силой Духа и Веры людей, которые на протяжении столетий, пользуясь самыми простыми инструментами, сумели во­плотить в стихии камня божественные идеи любви, добра и сострадания. Подобное восхищение я испытывал ранее у пирамид Гизы и под сводами Кельнского собора.

Прошли и пройдут еще тысячелетия, а духовный под­виг их творчества, подобный свету маяка, освещающего

247


Арт-терапия

океан иллюзии и неведения, будет помогать ищущим до­стичь «другого берега» (обрести Просветление).

И вдохновленные их примером уста людей будут взывать к Абсолюту, повторяя молитву Св. Франциска Ассизского:

«Господь, сделай меня орудием Твоего мира.

Дабы где бы ни была ненависть, я принес любовь;

Где бы ни была неправда, я принес прощение;

Где бы ни было заблуждение, я принес веру;

Где бы ни было отчаяние, я принес надежду;

Где бы ни было тени, я принес Твой свет;

Где бы ни была печаль, я принес радость.

Господь, дозволь приносить утешение, а не искать его;

Понимать, а не быть понятым; любить, а не быть любимым,

Ибо благодаря даванию мы получаем,

Благодаря забвению себя — обретаем,

Благодаря прощению — бываем прощены,

Благодаря смерти — пробуждаемся к жизни вечной»

[4, с. 130].


ГЛАВА 6



МЕДИТАТИВНАЯ ГРАФИКА

И ИНФОРМАЦИОННАЯ

МЕДИЦИНА


Любая линия, нарисованная на листе бумаги, любая наипростейшая форма, вылепленная из куска глины, подобны камню, брошенному в пруд. Все это — нару­шение покоя, мобилизация пространства. Зрение есть восприятие действия.

Р. Анхейм [27, с. 28]

В сущности, искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.

О. Уайльд

Для того чтобы познать Невидимое, смотри внима­тельно на видимое.

Талмуд


В последнее время древние эзотерические знания и технологии стали внедряться в медицинскую практику. Этому направлению медицины дали название — инфор­мационная. Здесь мы рассмотрим только те аспекты этого нового направления, которые имеют непосредственное отношение к нашему методу.

Одно из древних оккультных искусств — психомет­рия— заключалось в способности человека — мага — вос­принимать невидимый энергоинформационный «след», оставленный на любом объекте другим человеком спе­циально или случайно. В состоянии медитации психо-метрист устанавливает контакт со «следом» на предмете и воспроизводит ситуацию, при которой он появился, описывая ее вербально или зарисовывая полученное от контакта впечатление. Мы рассмотрели случай абстракт­ной ситуации и предмета-носителя энергоинформацион­ного «следа». В информационной медицине ситуация от­личается тем, что «след» создается сознательным волевым импульсом и вводится в специальный предмет-носитель целебного энергоинформационного потенциала. В каче­стве таких предметов-носителей программ оздоровления используются материалы, хорошо «впитывающие» и длительное время сохраняющие лечебный потенциал, такие как вода, воск, растительное масло и др. В каче­стве примера я расскажу об эксперименте, который мы

251


Арт-терапия

проводили с кандидатом медицинских наук, доцентом Н. П. Глуховым. Им была подготовлена капсула с инфор­мационной жидкостью — водой, в которую он с помощью различных медитативных техник ввел информацию о не­знакомом мне объекте. Моя задача состояла в том, чтобы установить контакт с этой информацией и воссоздать ее в медитативном рисунке. Взяв в левую руку капсулу с информационной жидкостью, я подготовил себя к медитации и начал рисовать. В результате получилось изображение, приведенное на рисунке 77. На следующем рисунке представлена фотография посмертной маски правителя Пакала, обнаруженной в саркофаге в пира­миде Паленке, древнейшем городе майя, затерявшемся в джунглях мексиканского штата Чьяпас (рис. 78).

Это изображение использовалось в качестве источ­ника информации при программировании жидкости. Эксперимент подтвердил возможность информацион­ного программирования воды. Но в нашем случае таким носителем будет обыкновенный лист бумаги, обработан­ный энергоинформационным потоком — программой-командой на выздоровление, введенной целителем во время медитативного рисования. Преимущество такого способа программирования заключается в том, что в процессе оздоровления задействован зрительный канал ввода целительной программы в систему человека и этот канал обладает большой информационной пропускной способностью. При работе с медитативными рисунками можно вводить программы и другим способом, используя рефлексные точки и энергетические каналы рук. Для это­го перед работой надо подготовить руки для восприятия энергоинформационного потока, излучаемого медита­тивным рисунком. Подготовка рук подробно описана в главе 2 (самомассаж, растяжка пальцев и энергетическая активация). Процесс восприятия потока от рисунка

252


Глава 6. Медитативная графика и информационная медицина

Рис. 77. А. Будза. Портрет информационной жидкости

осуществляется плавным, спонтанным сканированием рисунка той ладонью, которая обладает максимальной чувствительностью. Во время сканирования рука может притягиваться к отдельным фрагментам рисунка или отталкиваться, а пальцы — совершать различные дви-

253


Арт-терапия


Рис. 78.Посмертная маска правителя Покала из Паленки

жения, воспроизводящие приемы игры на музыкальных инструментах. В руке могут возникать температурные ощущения: холод свидетельствует о вытекании через руку потока, освобождающего энергоинформационную систе­му человека от негативного потенциала, а тепло — это случай втекания в руку потока, несущего необходимый положительный потенциал. Процесс «общения» с рисун­ком прекращается по мере ослабления ощущений при его сканировании. Завершает работу с рисунком самомассаж кистей рук. Данную процедуру эффективнее всего прово-

254


Глава 6. Медитативная графика и информационная медицина

дить после выполнения пациентом этапа очистки — гар­монизации его тонких структур с помощью медитативно­го рисования, подробно описанного в главе 2.

Большая исследовательская работа по изучению лечеб­ных возможностей живописи была проведена Н. Л. Лупи­чевым на кафедре рефлексотерапии Центрального инсти­тута усовершенствования врачей. Так, в своей монографии [28, с. 44] он приводит следующие результаты:

«Поскольку человек сам является источником энер­гии, в том числе высших ее форм, можно предположить, что художник заряжает полотно своей энергией. Следова­тельно, можно использовать этот заряд для лечения боль­ных. Для этого достаточно слайд картины спроецировать на экран из алюминия, а электроды, идущие от экрана, приложить к необходимым точкам акупунктуры боль­ного. Естественно, выбор картины и места аппликации электродов производится с помощью электропунктурной диагностики.

Пример. Больной К. 60 лет. Каузалгический синдром. Десять лет назад после повреждения кожи правого плеча возникли сильные жгучие боли правой руки. В связи с этим перенес симпатэктомию — без эффекта. Шесть лет назад перенес ампутацию руки до верхней трети пле­ча — без эффекта. Появились фантомные боли, распро­страняющиеся от плеча до кисти. Еще через год перенес трепанацию черепа — без эффекта. Другие методы лече­ния— наркотики, иглотерапия, электростимуляция — эф­фекта не дали. Электропунктурное тестирование показало, что с помощью картины Боттичелли „Весна" показатель точки центральной нервной системы нормализуется. По­сле семи сеансов (по 15 минут ежедневно) боль, по словам больного, уменьшилась на 80%. После семи дополнитель­ных сеансов боль исчезла (по словам больного, на 97 %) и не появлялась в течение восьми месяцев.

255










Арт-терапия

Таких примеров можно привести множество. Эффек­тивность лечения болезней с помощью произведений искусства в несколько раз превышает эффективность лечения другими способами. Каждый художник имеет свою „специализацию" в лечении заболеваний. Картины Боттичелли хорошо снимают болевой синдром, картины Матисса необходимы при болезнях почек, Пикассо — при нарушениях в коре головного мозга и т. д.» [28, с. 44].

Другой исследователь, шведский архитектор О. Рутер­свард, художник-импоссибилист создает абстрактные графические изображения, называемые «невозможные фигуры», и также отмечает их целебное воздействие на зрителя: «В 1960 г., когда „невозможные фигуры" были профессионально классифицированы математиками и психологами, я начал давать более подробные ответы. Эти конструкции в зрительной области соответствовали логическим парадоксам в области разума. Это рисунки, которые своей противоречивой структурой поражают взгляд и вызывают у нас желание не останавливаться перед загадочным, а попытаться дать ему приемлемое объяснение.

Эти фигуры нашли применение в психотерапии. Шведские зубные врачи решили использовать только что упомянутую общую тенденцию глубже изучать все загадочное и парадоксальное. Они исходили из уже на­блюдавшихся случаев, когда зритель (пациент) в течение довольно длительного времени концентрировал свое вни­мание на невозможной фигуре. Таким образом пациента можно было отвлечь от довольно неприятного процесса лечения. Особенно хорошо действовали мои наиболее сложные лестницы. Ошеломляющий эффект того, что по такой лестнице можно взбежать на один марш вверх и оказаться в исходной точке, вызывал желание подняться еще на один пролет, что, в свою очередь, побуждало под-

256


Глава 6. Медитативная графика и информационная медицина

няться на третий и т. д. Вначале в качестве эксперимента рисунки с вечными лестницами были помещены на удобном расстоянии над врачебным креслом у некоторых зубных врачей. После этого мне предложили написать не­возможные фигуры крупного формата на стенах многих приемных в зубных клиниках и хирургических отделениях в Стокгольме, так как было установлено, что в приемных фигуры тоже несомненно успокаивали ожидавших паци­ентов». В отличие от медитативных рисунков, создавае­мых по технологии нашего метода, в основе которых ле­жат волнообразные и спиралеобразные элементы, фигуры Рутерсварда «все почти без исключения представляют со­бой геометрические композиции, состоящие из простых основных форм с прямыми сторонами и прямоугольных соединений. Сферы и спирали в них не встречаются, так же как и мотивы с волнистыми формами» [29, с. 17]. Технология создания целительных рисунков по нашему методу ближе к искусству янтра йоги: «Существует тип янтры, обычно оккультной, в которой парящие траекто­рии создаются эксцентрическими движниями линейных импульсов в космосе. Линия является продуктом „миро­вого напряжения" и предполагает движение, течение и рост. Наиболее традиционно эти янтры возникают как спираль, расходящаяся из невидимого источника, и, таким образом, должны ассоциироваться с Кундалини Шакти, энергией тонкого тела. Другие образуют вихри или волнистые линии, отображая блуждающие пути, или же являются пересекающимися яйцеобразными линиями, растворяющимися в космосе, служа как бы своеобразной картой, на которую нанесены тайны космоса. Оккультные янтры не являются стереотипами, но, согласно традиции, изменяются бесконечно. Каждый контур — это волшеб­ное поле, в котором собрана управляемая энергия, ис­пользуемая для оккультного искусства.

257


Арт-терапия

Каждая форма — это способ общения со сверхъесте­ственными силами, которые действуют между небесами и землей. Форм и функций, знаков и диаграмм так много и каждая индивидуальна настолько, насколько различны человеческие потребности и цели, которые эти диафаммы предназначены выполнять. Считается, что не существует ни одного желания, которое не смогли бы выполнить ян-тры. Они используются для профилактического лечения, как амулеты, приносящие удачу, для изгнания злых духов, для отваживания несчастных случаев, для достижения богатства или знания, для усиления привлекательности тела, для обеспечения зачатия или рождения сына, для сохранения гармонии и влияния в общине и так далее» [14, с. 107-108].

Рассмотрим теперь особенности создания подобных изображений. К созданию таких рисунков можно при­ступать только после того, как вы гармонизовали самих себя, прошли таинство Покаяния и в вас произошло рождение внутреннего Художника, а спонтанные рисунки стали содержать символизм архетипических мифологем, что свидетельствует о вашем контакте в медитации с кос­мическим телом (Буддхи). Рецепт создания целительных картин один. Нужно стать проводником высших ноуме­нальных вибраций и научиться воплощать их в рисунке.

«В традиционном индийском искусстве процесс тво­рения изображается по модели, совпадающей с ритуалом. На первой стадии ритуала, которая предшествует тво­рению, художник идет в уединенное место. Там он дол­жен обуздать свои стремления, поставить под контроль физические и ментальные процессы, а также подавить активность хаотического мира подсознательного посред­ством глубокой концентрации. Иногда для достижения большей глубины осознания „создатель" образа ночью перед началом работы и после церемониального очище-

258


Глава 6. Медитативная графика и информационная медицина

ния должен молиться: „Господи, научи меня в снах, как осуществить работу, которую я держу в уме". После того как художник достиг „внутренней уравновешенности и добродетельного состояния", а также эмоциональной духовной собранности, он заклинает божество с помощью мантр, что дает ему как бы некоторый план действий по построению образа. После того как работа завершена, жрец освящает образ в ритуале, называемом „раскрытие глаза". При этом образ наполняется священной энергией. Эта процедура показывает, насколько далека такая рабо­та художника от обычных эстетических „упражнений". В акте художественного творения образа художник уни­чтожает даже следы своей индивидуальности и самости. Образы и формы, которые он создает, открывают ему понимание того, что макрокосмос — в нем самом. В этом смысле создаваемый объект „подготавливает" создателя к возвращению того к духовному первоисточнику. Пока художник не „почувствует" природу и сущность косми­ческой связи в глубочайших уровнях своей души, пока не обретет способность сопричастия интуитивно постигас мой им реальности, частью которой он является, до тех пор изображаемая им янтра не будет отражать его участия в трансцендентном. Создатель извергает „энергию, для которой нет слов". И он должен чувствовать природу этой энергии, вливаемой им в янтру» [14, с. 109— 110].

Носителями квантов целебного энергоинформаци­онного потенциала внутри медитативного изображения-янтры являются геометрические символы, элементы разной сложности и «размерности», начиная от нуль­мерных—точек, одномерных — линий, и двумерных проекций на плоскость сложных трехмерных простран­ственных форм. Все эти элементы, как простые, так и сложные, являются отображениями движения руки, держащей ручку. Основой всех видов движения являются

259






Арт-терапия

фундаментальные вибрации, приведенные в табл. 1. Это поступательно-возвратное движение — вибрация, враща­тельное, круговое и спиралеобразное, циклическое. Вос­произведением этих движений руководит поток энергии, текущий через руку. В китайской философии существует классификация типов движений и отождествление их с видами стихий:

«Первое начало — вода, второе — огонь, третье — де­рево, четвертое — металл и пятое — земля. <Постоянная природа> воды — быть мокрой и течь вниз; огня— гореть и подниматься вверх; дерева — <поддаваться> сгибанию и выпрямлению; металла — подчиняться <внешнему воз­действию> и изменяться; <природа> земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай» [30, с. 57].

Китайский автор середины нашего века Чэн Лифу, опираясь на традицию, определяет стихии как «перводви-жения» следующим образом: «Вода и огонь — движение соответственно вниз и вверх; дерево и металл — соответ­ственно центробежное и центростремительное движение; почва — движение вправо-влево. Исходя из космогони­ческой модели, в которой ян ци поднимается вверх и „разряжается", а инь ци опускается вниз и „сгущается", можно сделать вывод, что огонь и дерево олицетворяют „янский" тип движения, вода и металл — „иньский", а почва — нейтральный» [31, с. 238].

В трактатах говорится: «...женское — пассивное и мужское — активное — таков характер двух способов письма элементов... когда кисть движется вниз и на себя, создаются штрихи женского склада; а штрихи, наносимые движением кисти вверх и от себя, выражают мужское на­чало... женское начало выявляется в штрихах цзэ (точка), ну (вертикаль), люе (косая) и чжо (удар клювом). Все они подчиняются движению влево. Мужское начало проявля­ется в штрихах: лэ (горизонталь), ти (крючок), це (плеть) и

260










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...