Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 5. Внутренний художник — арт-терапевт
Пути не бывает. Мастер может дать ученику лишь столько, сколько тот готов и способен взять. Как-то раз ученики спросили суфийского мастера, почему он не являет акта милосердия по отношению к людям и не старается привлечь в свою школу большего числа учеников. «Люди не могут и не хотят принять ту помощь, о которой вы меня спрашиваете», — ответил Учитель. Ученики его не поняли. Тогда он попросил найти в городе самого бедного и несчастного должника, с которого завтра должны взимать его долги. Такой человек был найден. Учитель поставил посреди узкого моста на видном месте раскрытый мешок с золотом. Затем позвал должника, находившегося на другом берегу реки и не видевшего этих приготовлений, сказав ученикам, что отдаст это золото должнику, если он его возьмет. Должник подошел к мосту, медленно прошел по нему мимо мешка и, подойдя к Учителю с учениками, радостно сказал: «Удивительная вещь со мной произошла, когда я подошел к мосту. Я услышал внутренний голос, который спросил меня, смогу ли я пройти по мосту с закрытыми глазами. И вот смотрите: ведь получилось!» В буддийском монастыре Аджанты удалось сделать «открытие», имеющее отношение к рассматриваемому методу. Я последовательно исследовал каждый из 28 залов монастыря, вырубленных в боковой поверхности гигантского скалистого каньона, и в одном из главных залов (под номером 19 на рис. 74), где расположена большая ступа — символ подобия микрои макрокосмоса, обнаружил два медитативных рисунка-барельефа, излучающих очень сильный энергоинформационный поток. Эти барельефы располагались на внутренней поверхности декоративных ворот, обрамляющих вход в зал. Каждый входящий проходил между ними, попадая в мощное поле барельефов. Функция этого поля— очистить тонкие 245 Арт-терапия структуры монаха от избыточного энергоинформационного потенциала, мешающего достижению глубоких медитативных состояний. Копия этого изображения приведена на рисунке 76.
Ранее подобные изображения встречались мне только в старинных китайских манускриптах, символически иллюстрирующих течение и вибрации потока Дао. Интересную интерпретацию подобным изображениям дает в своей книге «Мистическая спираль» Джилл Перс: «Спираль или лабиринт, изображенные на древних могильных памятниках, означают смерть и возвращение в матку земли, необходимое прежде, чем дух сможет возродиться в стране мертвых. Но смерть также означает непрерывную трансформацию и очищение духа в продолжении жизни; алхимики употребляли слово VITRIOL, заменяющее „Посети внутренность земли, через очищение ты найдешь скрытый камень". Такой спуск в подземный мир (царство Плутона) является темой большинства ритуалов посвящения и сравним с проходом через пустыню или „темную ночь души", испытанную мистиками на своем пути. Он почти всегда символизирован спиралью. Те, что на колоннах сокровищницы Атрея (реликт, который до сих пор еще обнаруживается в завитках ионической колонны), имеют дальнейшее соответствие: путем прохождения между двумя спиралями колонн посвящаемый становится центральной осью или столпом сознания и равновесия, ибо он прошел таким образом между двумя противостоя- 246 Глава 5. Внутренний художник — арт-терапевт щими колоннами Древа Жизни или между кольцами змей кадуцея и, значит, входил в прямой контакт с Источником Бытия. Лабиринт управляет окольным кружением человека через пространство и время; он приводит в порядок, направляет, препятствует и растит его, ведя и от, и к его источнику. Это не что иное, как модель существования, как мы знаем его, мандала и двумерная версия сферического вихря» [26, с. 33]. Кроме этих излучателей при входе огромное воздействие оказывают на человека и сами залы храмов, которые благодаря тщательно выбранным пропорциям (отношения высоты, ширины и глубины зала) превращены мастерами древности в прекрасные приемники и аккумуляторы космической энергии, подобные египетским пирамидам. Кроме того, этот гигантский энергетический потенциал насыщен информацией благодаря прекрасным фрескам на стенах, иллюстрирующим священные тексты буддизма, а также величественным статуям Будды, находящимся почти в каждом зале. Идеальная акустика храмов дополнительно наполняет энергетику пространства помещения информационным потенциалом произносимых мантр (священных звуков и молитв). Все это в совокупности делает монастырь Аджанты уникальным местом для медитации и самотрансформации. Находясь среди этих исполинских построек, я в глубоком смирении и уважении склонял голову перед силой Духа и Веры людей, которые на протяжении столетий, пользуясь самыми простыми инструментами, сумели воплотить в стихии камня божественные идеи любви, добра и сострадания. Подобное восхищение я испытывал ранее у пирамид Гизы и под сводами Кельнского собора. Прошли и пройдут еще тысячелетия, а духовный подвиг их творчества, подобный свету маяка, освещающего 247 Арт-терапия океан иллюзии и неведения, будет помогать ищущим достичь «другого берега» (обрести Просветление). И вдохновленные их примером уста людей будут взывать к Абсолюту, повторяя молитву Св. Франциска Ассизского: «Господь, сделай меня орудием Твоего мира. Дабы где бы ни была ненависть, я принес любовь; Где бы ни была неправда, я принес прощение; Где бы ни было заблуждение, я принес веру; Где бы ни было отчаяние, я принес надежду; Где бы ни было тени, я принес Твой свет; Где бы ни была печаль, я принес радость. Господь, дозволь приносить утешение, а не искать его; Понимать, а не быть понятым; любить, а не быть любимым, Ибо благодаря даванию мы получаем, Благодаря забвению себя — обретаем, Благодаря прощению — бываем прощены, Благодаря смерти — пробуждаемся к жизни вечной» [4, с. 130]. ГЛАВА 6 МЕДИТАТИВНАЯ ГРАФИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА Любая линия, нарисованная на листе бумаги, любая наипростейшая форма, вылепленная из куска глины, подобны камню, брошенному в пруд. Все это — нарушение покоя, мобилизация пространства. Зрение есть восприятие действия. Р. Анхейм [27, с. 28] В сущности, искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. О. Уайльд Для того чтобы познать Невидимое, смотри внимательно на видимое. Талмуд В последнее время древние эзотерические знания и технологии стали внедряться в медицинскую практику. Этому направлению медицины дали название — информационная. Здесь мы рассмотрим только те аспекты этого нового направления, которые имеют непосредственное отношение к нашему методу. Одно из древних оккультных искусств — психометрия— заключалось в способности человека — мага — воспринимать невидимый энергоинформационный «след», оставленный на любом объекте другим человеком специально или случайно. В состоянии медитации психо-метрист устанавливает контакт со «следом» на предмете и воспроизводит ситуацию, при которой он появился, описывая ее вербально или зарисовывая полученное от контакта впечатление. Мы рассмотрели случай абстрактной ситуации и предмета-носителя энергоинформационного «следа». В информационной медицине ситуация отличается тем, что «след» создается сознательным волевым импульсом и вводится в специальный предмет-носитель целебного энергоинформационного потенциала. В качестве таких предметов-носителей программ оздоровления используются материалы, хорошо «впитывающие» и длительное время сохраняющие лечебный потенциал, такие как вода, воск, растительное масло и др. В качестве примера я расскажу об эксперименте, который мы 251 Арт-терапия проводили с кандидатом медицинских наук, доцентом Н. П. Глуховым. Им была подготовлена капсула с информационной жидкостью — водой, в которую он с помощью различных медитативных техник ввел информацию о незнакомом мне объекте. Моя задача состояла в том, чтобы установить контакт с этой информацией и воссоздать ее в медитативном рисунке. Взяв в левую руку капсулу с информационной жидкостью, я подготовил себя к медитации и начал рисовать. В результате получилось изображение, приведенное на рисунке 77. На следующем рисунке представлена фотография посмертной маски правителя Пакала, обнаруженной в саркофаге в пирамиде Паленке, древнейшем городе майя, затерявшемся в джунглях мексиканского штата Чьяпас (рис. 78). Это изображение использовалось в качестве источника информации при программировании жидкости. Эксперимент подтвердил возможность информационного программирования воды. Но в нашем случае таким носителем будет обыкновенный лист бумаги, обработанный энергоинформационным потоком — программой-командой на выздоровление, введенной целителем во время медитативного рисования. Преимущество такого способа программирования заключается в том, что в процессе оздоровления задействован зрительный канал ввода целительной программы в систему человека и этот канал обладает большой информационной пропускной способностью. При работе с медитативными рисунками можно вводить программы и другим способом, используя рефлексные точки и энергетические каналы рук. Для этого перед работой надо подготовить руки для восприятия энергоинформационного потока, излучаемого медитативным рисунком. Подготовка рук подробно описана в главе 2 (самомассаж, растяжка пальцев и энергетическая активация). Процесс восприятия потока от рисунка 252 Глава 6. Медитативная графика и информационная медицина Рис. 77. А. Будза. Портрет информационной жидкости осуществляется плавным, спонтанным сканированием рисунка той ладонью, которая обладает максимальной чувствительностью. Во время сканирования рука может притягиваться к отдельным фрагментам рисунка или отталкиваться, а пальцы — совершать различные дви- 253
Рис. 78.Посмертная маска правителя Покала из Паленки жения, воспроизводящие приемы игры на музыкальных инструментах. В руке могут возникать температурные ощущения: холод свидетельствует о вытекании через руку потока, освобождающего энергоинформационную систему человека от негативного потенциала, а тепло — это случай втекания в руку потока, несущего необходимый положительный потенциал. Процесс «общения» с рисунком прекращается по мере ослабления ощущений при его сканировании. Завершает работу с рисунком самомассаж кистей рук. Данную процедуру эффективнее всего прово- 254 Глава 6. Медитативная графика и информационная медицина дить после выполнения пациентом этапа очистки — гармонизации его тонких структур с помощью медитативного рисования, подробно описанного в главе 2. Большая исследовательская работа по изучению лечебных возможностей живописи была проведена Н. Л. Лупичевым на кафедре рефлексотерапии Центрального института усовершенствования врачей. Так, в своей монографии [28, с. 44] он приводит следующие результаты: «Поскольку человек сам является источником энергии, в том числе высших ее форм, можно предположить, что художник заряжает полотно своей энергией. Следовательно, можно использовать этот заряд для лечения больных. Для этого достаточно слайд картины спроецировать на экран из алюминия, а электроды, идущие от экрана, приложить к необходимым точкам акупунктуры больного. Естественно, выбор картины и места аппликации электродов производится с помощью электропунктурной диагностики. Пример. Больной К. 60 лет. Каузалгический синдром. Десять лет назад после повреждения кожи правого плеча возникли сильные жгучие боли правой руки. В связи с этим перенес симпатэктомию — без эффекта. Шесть лет назад перенес ампутацию руки до верхней трети плеча — без эффекта. Появились фантомные боли, распространяющиеся от плеча до кисти. Еще через год перенес трепанацию черепа — без эффекта. Другие методы лечения— наркотики, иглотерапия, электростимуляция — эффекта не дали. Электропунктурное тестирование показало, что с помощью картины Боттичелли „Весна" показатель точки центральной нервной системы нормализуется. После семи сеансов (по 15 минут ежедневно) боль, по словам больного, уменьшилась на 80%. После семи дополнительных сеансов боль исчезла (по словам больного, на 97 %) и не появлялась в течение восьми месяцев. 255 Арт-терапия Таких примеров можно привести множество. Эффективность лечения болезней с помощью произведений искусства в несколько раз превышает эффективность лечения другими способами. Каждый художник имеет свою „специализацию" в лечении заболеваний. Картины Боттичелли хорошо снимают болевой синдром, картины Матисса необходимы при болезнях почек, Пикассо — при нарушениях в коре головного мозга и т. д.» [28, с. 44]. Другой исследователь, шведский архитектор О. Рутерсвард, художник-импоссибилист создает абстрактные графические изображения, называемые «невозможные фигуры», и также отмечает их целебное воздействие на зрителя: «В 1960 г., когда „невозможные фигуры" были профессионально классифицированы математиками и психологами, я начал давать более подробные ответы. Эти конструкции в зрительной области соответствовали логическим парадоксам в области разума. Это рисунки, которые своей противоречивой структурой поражают взгляд и вызывают у нас желание не останавливаться перед загадочным, а попытаться дать ему приемлемое объяснение. Эти фигуры нашли применение в психотерапии. Шведские зубные врачи решили использовать только что упомянутую общую тенденцию глубже изучать все загадочное и парадоксальное. Они исходили из уже наблюдавшихся случаев, когда зритель (пациент) в течение довольно длительного времени концентрировал свое внимание на невозможной фигуре. Таким образом пациента можно было отвлечь от довольно неприятного процесса лечения. Особенно хорошо действовали мои наиболее сложные лестницы. Ошеломляющий эффект того, что по такой лестнице можно взбежать на один марш вверх и оказаться в исходной точке, вызывал желание подняться еще на один пролет, что, в свою очередь, побуждало под- 256 Глава 6. Медитативная графика и информационная медицина няться на третий и т. д. Вначале в качестве эксперимента рисунки с вечными лестницами были помещены на удобном расстоянии над врачебным креслом у некоторых зубных врачей. После этого мне предложили написать невозможные фигуры крупного формата на стенах многих приемных в зубных клиниках и хирургических отделениях в Стокгольме, так как было установлено, что в приемных фигуры тоже несомненно успокаивали ожидавших пациентов». В отличие от медитативных рисунков, создаваемых по технологии нашего метода, в основе которых лежат волнообразные и спиралеобразные элементы, фигуры Рутерсварда «все почти без исключения представляют собой геометрические композиции, состоящие из простых основных форм с прямыми сторонами и прямоугольных соединений. Сферы и спирали в них не встречаются, так же как и мотивы с волнистыми формами» [29, с. 17]. Технология создания целительных рисунков по нашему методу ближе к искусству янтра йоги: «Существует тип янтры, обычно оккультной, в которой парящие траектории создаются эксцентрическими движниями линейных импульсов в космосе. Линия является продуктом „мирового напряжения" и предполагает движение, течение и рост. Наиболее традиционно эти янтры возникают как спираль, расходящаяся из невидимого источника, и, таким образом, должны ассоциироваться с Кундалини Шакти, энергией тонкого тела. Другие образуют вихри или волнистые линии, отображая блуждающие пути, или же являются пересекающимися яйцеобразными линиями, растворяющимися в космосе, служа как бы своеобразной картой, на которую нанесены тайны космоса. Оккультные янтры не являются стереотипами, но, согласно традиции, изменяются бесконечно. Каждый контур — это волшебное поле, в котором собрана управляемая энергия, используемая для оккультного искусства. 257 Арт-терапия Каждая форма — это способ общения со сверхъестественными силами, которые действуют между небесами и землей. Форм и функций, знаков и диаграмм так много и каждая индивидуальна настолько, насколько различны человеческие потребности и цели, которые эти диафаммы предназначены выполнять. Считается, что не существует ни одного желания, которое не смогли бы выполнить ян-тры. Они используются для профилактического лечения, как амулеты, приносящие удачу, для изгнания злых духов, для отваживания несчастных случаев, для достижения богатства или знания, для усиления привлекательности тела, для обеспечения зачатия или рождения сына, для сохранения гармонии и влияния в общине и так далее» [14, с. 107-108]. Рассмотрим теперь особенности создания подобных изображений. К созданию таких рисунков можно приступать только после того, как вы гармонизовали самих себя, прошли таинство Покаяния и в вас произошло рождение внутреннего Художника, а спонтанные рисунки стали содержать символизм архетипических мифологем, что свидетельствует о вашем контакте в медитации с космическим телом (Буддхи). Рецепт создания целительных картин один. Нужно стать проводником высших ноуменальных вибраций и научиться воплощать их в рисунке. «В традиционном индийском искусстве процесс творения изображается по модели, совпадающей с ритуалом. На первой стадии ритуала, которая предшествует творению, художник идет в уединенное место. Там он должен обуздать свои стремления, поставить под контроль физические и ментальные процессы, а также подавить активность хаотического мира подсознательного посредством глубокой концентрации. Иногда для достижения большей глубины осознания „создатель" образа ночью перед началом работы и после церемониального очище- 258 Глава 6. Медитативная графика и информационная медицина ния должен молиться: „Господи, научи меня в снах, как осуществить работу, которую я держу в уме". После того как художник достиг „внутренней уравновешенности и добродетельного состояния", а также эмоциональной духовной собранности, он заклинает божество с помощью мантр, что дает ему как бы некоторый план действий по построению образа. После того как работа завершена, жрец освящает образ в ритуале, называемом „раскрытие глаза". При этом образ наполняется священной энергией. Эта процедура показывает, насколько далека такая работа художника от обычных эстетических „упражнений". В акте художественного творения образа художник уничтожает даже следы своей индивидуальности и самости. Образы и формы, которые он создает, открывают ему понимание того, что макрокосмос — в нем самом. В этом смысле создаваемый объект „подготавливает" создателя к возвращению того к духовному первоисточнику. Пока художник не „почувствует" природу и сущность космической связи в глубочайших уровнях своей души, пока не обретет способность сопричастия интуитивно постигас мой им реальности, частью которой он является, до тех пор изображаемая им янтра не будет отражать его участия в трансцендентном. Создатель извергает „энергию, для которой нет слов". И он должен чувствовать природу этой энергии, вливаемой им в янтру» [14, с. 109— 110]. Носителями квантов целебного энергоинформационного потенциала внутри медитативного изображения-янтры являются геометрические символы, элементы разной сложности и «размерности», начиная от нульмерных—точек, одномерных — линий, и двумерных проекций на плоскость сложных трехмерных пространственных форм. Все эти элементы, как простые, так и сложные, являются отображениями движения руки, держащей ручку. Основой всех видов движения являются 259 Арт-терапия фундаментальные вибрации, приведенные в табл. 1. Это поступательно-возвратное движение — вибрация, вращательное, круговое и спиралеобразное, циклическое. Воспроизведением этих движений руководит поток энергии, текущий через руку. В китайской философии существует классификация типов движений и отождествление их с видами стихий: «Первое начало — вода, второе — огонь, третье — дерево, четвертое — металл и пятое — земля. <Постоянная природа> воды — быть мокрой и течь вниз; огня— гореть и подниматься вверх; дерева — <поддаваться> сгибанию и выпрямлению; металла — подчиняться <внешнему воздействию> и изменяться; <природа> земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай» [30, с. 57]. Китайский автор середины нашего века Чэн Лифу, опираясь на традицию, определяет стихии как «перводви-жения» следующим образом: «Вода и огонь — движение соответственно вниз и вверх; дерево и металл — соответственно центробежное и центростремительное движение; почва — движение вправо-влево. Исходя из космогонической модели, в которой ян ци поднимается вверх и „разряжается", а инь ци опускается вниз и „сгущается", можно сделать вывод, что огонь и дерево олицетворяют „янский" тип движения, вода и металл — „иньский", а почва — нейтральный» [31, с. 238]. В трактатах говорится: «...женское — пассивное и мужское — активное — таков характер двух способов письма элементов... когда кисть движется вниз и на себя, создаются штрихи женского склада; а штрихи, наносимые движением кисти вверх и от себя, выражают мужское начало... женское начало выявляется в штрихах цзэ (точка), ну (вертикаль), люе (косая) и чжо (удар клювом). Все они подчиняются движению влево. Мужское начало проявляется в штрихах: лэ (горизонталь), ти (крючок), це (плеть) и 260 |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 183. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |